Программа компенсирующего обучения по физике для 8-го класса

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Объективной причиной написания данной программы послужило то, что в 8-й класс перешла параллель, не изучавшая физику в 7-м классе, и я сочла возможным компенсировать пропущенный год за счет:

использования наиболее эффективных методов и приемов обучения (основа: принцип генерализации учебного материала, заключающийся в том, что отбор учебного материала, методики преподавания идет так, что главное внимание уделяется изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории;

четкой реализации межпредметных связей (так как отдельные сведения понятия, единицы величин, приборы изучались в курсах природоведения 5 класса, биологии, географии, трудового обучения, математики, химии);

эффективного использования резервного времени, определенного в госпрограмме;

увеличения учебного времени на изучение физики в 8 классе на 1 учебный недельный час (3 часа Х 34 недели = 102 час).

В задачи обучения физике в 8-м классе я включаю:

  • развитие мышления учащихся;
  • развитие общеучебных навыков, умений;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике;
  • развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;

с целью подготовки к продолжению образования и сознательному выбору профессии. Достигнуть поставленной цели, через разрешение выделенных задач, можно, лишь, при наличии высокоэффективных методов, приемов или средств обучения. Я выделяю 4 правила выбора таковых:

1) адекватность задачам, решаемым на предмете и специфике учебного материала по физике;

2) учет реальных учебных возможностей ученических коллективов;

3) активное управление и самоуправление (со стороны учащихся) процессами усвоения знаний (восприятия, осмысления, применения);

4) учет индивидуальных особенностей своего педагогического опыта, уровня мастерства.

С особой тщательностью провожу работу по развитию общеучебных навыков, умений, творческих способностей осознанных мотивов учения, так как, на мой взгляд, это то, что необходимо подавляющему большинству учеников как в учебе, так и в дальнейшей жизни, независимо от выбранной ими в будущем профессии.

Специально для этого, систематизирован набор качественных задач, творческих, лабораторных, фронтальных работ, индивидуальных творческих заданий, представленный в виде дидактических материалов к уроку (7-8-х классов) (см. приложения № 1 и № 2). Также использую опыт Закурдаевой С.Ю. (учитель физики, № 548 СШ, г. Москва) по изучению курса 7-го класса на основе фронтальных опытов учащихся, где на каждом уроке, наряду с демонстрациями, предусмотрен ученический эксперимент.

Очень важным, является формирование познавательного интереса к физике и технике. Анализ собственной деятельности в этом русле показал, что содержание учебных физических задач, процесс их решения, не вызывает у учащихся познавательного интереса, поэтому мною пересмотрены требования к постановке физической задачи, цели ее решения. Цель решения учебной физической задачи – познание и интерес учащихся на каждом этапе учения связан с познанием (“познание” имеется в виду не вообще учебное или научное, а личностное, индивидуальное, то есть открытие для себя идеи, закона, метода. Причем особый акцент в учебной задаче делается на выявление нового содержательного факта, интеллектуального и практически интересного самого по себе или окрашенного специальными методическими средствами в привлекательный цвет, облеченного в занимательную форму.

Основные требования к постановке задачи следующие:

  • новизна (ситуативная и содержательная);
  • связь с практикой, с жизненным кругозором учащихся, технико-прикладной смысл;
  • практическая ценность;
  • исследовательский элемент;
  • информативная насыщенность;
  • методически корректные постановка и решение задачи (четкое разграничение познавательных уровней: экспериментального, эмпирического, теоретического) и реализация в процессе решения задачи такой цепочки.
  • анализ полученного результата (в познавательном отношении – один из самых важных и интересных этапов).

Такие эффективные методические приемы работы с учебной физической задачей в комплексе с занимательно преподаваемым теоретическим материалом, предполагающим исследовательский элемент, информативную насыщенность, с систематизированной работой по развитию общеучебных навыков, умений, творческих способностей, осознанных мотивов учения позволяют достичь положительного результата при реализации данной программы и максимально приблизиться к поставленной цели на выходе из школы.

Содержание (102 час)

№ темы Название темы Количество часов

I полугодие (3час x 16нед. = 48часов)

1 “Введение. Первоначальные сведения о строении вещества” 5
2 “Взаимодействие тел” 15
3 “Давление твердых тел, жидкостей и газов” 18
4 “Работа и мощность. Энергия” 9
Резервное время 1

II полугодие (3 час x 18 нед. = 54 часа)

5 “Тепловые явления\2 19
6 “Электрические явления” 20
7 “Электромагнитные явления” 6
8 “Световые явления 8
Резервное время 1

Демонстрации и фронтальные лабораторные работы, предусмотренные государственной программы по курсу 7-8-х классов, выполняются в обязательном порядке, кроме этого:

а) дополнительно включены демонстрации: действующая модель фонтана, дисперсия света.

б) фронтальные творческие работы:

  • оценка экономичности использования в быту жидкого и твердого мыла;
  • изготовление действующей модели фонтана и оценка ее эффективности;
  • из серии “Защита фантастических проектов”, защита проекта “pennpetuum mobile”;
  • проектирование теплового двигателя и оценка его эффективности;
  • изготовление действующей модели электроскопа и оценка его эффективности;
  • изучение внутреннего строения гальванического элемента и предложение возможных путей его совершенствования для продления срока годности;
  • расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами в вашей квартире за один месяц. Вычисление ее стоимости;
  • изготовление простейшего электромагнита, исследование его магнитных свойств;
  • получение изображения с помощью нескольких плоских зеркал.

К фронтальным лабораторным работам, предусмотренным госпрограммой, имеются дополнения в форме индивидуальных творческих заданий:

Лабораторные работы по госпрограмме Индивидуальные творческие задания (практические)

I полугодие (7 класс)

№ 1 Определение цены деления измерительного прибора Измерение объема жидкости. Градуирование химического стакана
№ 2 Измерение размеров малых тел а) Определение “длины шага” резьбы винта или шурупа.

б) Определение объема одного гвоздя

№ 3 Измерение массы тела на рычажных весах Изготовление из плотной бумаги разновесов массами 0,1г; 0,2г; 0,5г используя в качестве гирек монеты
№ 4 Измерение объема тела Определение возможно более точно объема гвоздя или шурупа
№ 5 Определение плотности тела Выясните, не нарушенная целостности пластилинового шара, есть ли внутри него полость или какое-либо инородное тело (плотность “чистого” пластилина сообщается учащимся)
№ 6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром Проградуируйте динамометр с резинкой. Взвесьте какое-либо тело пружинным динамометром и динамометром с резинкой, сравните результаты.
№ 7 Измерение выталкивающей силы Исследуйте, зависит ли величина выталкивающей силы от:

а) V тела,

б) pж,

в) от вещества, из которого изготовлено тело,

г) от глубины его погружения,

д) от формы тела.

Результаты этих исследований объясните, пользуясь формулой F Арх

№ 8 Выяснение условий плавания тел Определите теоретически (рассчитайте), утонет ли деревянный брусочек с вбитыми в него гвоздями в воде. Можно пользоваться динамометром и линейкой. Затем проверьте расчет на опыте
№ 9 Выяснение условий равновесия рычага а) Определите вес тела при помощи рычага и одного гвоздика весом 1Н.

б) Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело, если в распоряжении имеется рычаг и гвоздик весом 1Н

№ 10 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости Исследовать, зависит ли КПД от степени обработки соприкасающихся поверхностей (наклонной плоскости и бруска)

II полугодие (8 класс)

№ 11 Определение удельной теплоемкости тела. а) Придумайте способ определения массы металлического тела (материал указыв.), не прибегая к взвешиванию на весах. Проверьте полученный результат с помощью весов. Если результаты точно не совпадут, объясните возможную причину этого.

б) Определите температуру металлического тела, хорошо прогретого в пламени спиртовки или свечи.

№ 12 Сборка электрической цепи и измерение силы тока а) Наблюдение теплового действия тока.

б) Наблюдение магнитного действия ток

№ 13 Измерение напряжения на различных участках электрической цеп а) Проверьте зависимости I (U)
№ 14 Регулирование силы тока реостатом Изготовление простейшего самодельного реостата из предложенного дополнительного оборудования
№ 15 Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра а) Исследуйте, изменяется ли сопротивление волоска электрической лампы при изменении яркости ее свечения (то есть при изменении температуры волоска лампы). Сделайте вывод.

б) Определите материал проводника (S проводника указывается).

в) Изучение последовательного соединения проводников.

г) Изучение параллельного соединения проводников

№ 16 Измерение КПД установки с электрическим нагревателем Исследуйте, как изменится КПД установки, если спираль поместить не у дна калориметра, а вблизи поверхности воды, но так, чтобы она была полностью погружена в воду
№ 17 Сборка электромагнита и испытание его действия Изготовление самодельного электромагнита и испытание его действия
№ 18 Изучение электрического двигателя постоянного тока  
№ 19 Получение изображений с помощью линзы. Исследовать зависимость фокусного расстояния от толщины линзы

Обязательный результат обучения согласуется в точности с Госстандартом по физике.