Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко

Разделы: Литература


Развернутый план урока

Цели урока:

  • образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями Е.Евтушенко, в которых отразились факты истории Сибири
  • развивающая: совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Е.Евтушенко; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; развивать речевые, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности
  • воспитательная: способствовать воспитанию духовно богатой личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру, уважающего традиции и культуру других народов

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: смешанный.

Оборудование: портрет Е.Евтушенко, дидактический материал.

Методы: методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приёмы: при работе с классом на данном уроке организую фронтальную, индивидуальную работу структура урока и регламент:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение цели, темы, плана урока, актуализация знаний. – 2 мин.
  3. Постановка проблемы. Объяснение нового материала. – 10 мин.
  4. Первичное или сопутствующее закрепление нового материала. Обобщение темы. Самостоятельная работа учащихся. – 27 мин.
  5. Итоги урока. – 5 мин.

Информационные источники:

  • Власенко А. Жизненная правда и поэтическое мастерство. - Лит. газета, 1958, 3 апреля. О стихотворении "Пахла станция Зима молоком и кедрами..."
  • Нехорошев Ю., Шитов А. Евгений Евтушенко: Научно-вспомогательный библиографический указатель. -Челябинск, 1981. - 133 с. Под ред. И. Н. Табашникова.
  • Оскоцкий В. Гордый дух гражданства. – Лит. обозрение, 1981, 7.

Особенности данного урока: урок данного типа предоставляет возможность решить разнообразные задачи: объяснить новый материал; проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать знания, организовать применение вновь полученных знаний в решении практических заданий. Разнообразные приемы работы повышают эффективность занятия.

Оформление доски:

Без стихов любити России не быти
Е.Евтушенко

Да ведают потомки православных
Родной земли минувшую судьбу…
А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих, организация внимания.

Учитель: На несколько секунд попробуем задержать дыхание. Очень трудно не дышать. Сегодня на уроке нам важно уловить в лирике поэта Е.Евтушенко «дыхание истории Сибири», и хочется верить в то, что его стихотворения станут для всех «легким дыханием».

2. Объявление темы урока, запись ее в тетрадь. Постановка целей занятия

Посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать цель. Что я должен изучить? С какой целью?

Примерные ответы учащихся:

Открыть для себя страницы жизненного и творческого пути поэта Е.Евтушенко, проанализировать стихотворения, в которых говорится о родной Сибири.

3. Изучение нового материала

Когда-то история и литература вообще были нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные. С 18 столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания. Но и 20, и 21 вв. сохраняется ее близость к художественной литературе. Одной из характерных черт русской литературы был интерес писателей к историческому прошлому своего народа, своей малой родины.

Вопрос учителя: С чего же начинается Родина для человека?

Примерные ответы учащихся:

С семьи, родного дома, где закладывается нравственные основы личности.

Со знакомых и милых сердцу мест - улиц, строений, с живой разговорной речи земляков, с народных традиций и обычаев.

Учитель: И сегодня мы познакомимся с вами со стихотворениями поэта, неистово влюбленного в свою малую родину (станция Зима). Познакомимся с человеком, чтящим свои сибирские корни, сибирскую породу.

Сообщение ученика:

Е.Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области. Регулярно начал печататься с 16 лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952г. В этом же году вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». После автобиографической поэмы «Станция Зима» Евтушенко на целое десятилетие делается самым популярным советским поэтом.

В 1991г. уехал с семьей преподавать в США. Работает в двух американских университетах - в Нью-Йорке и штате Оклахома. Мечтает написать «Евгения Онегина» в прозе, роман о шестидесятниках.

Чтение наизусть стихотворения учащимся: «Сойти на тихой станции Зима…»

Давайте совершим прогулку с поэтом по его родному городу.

Вопросы учителя:

- Что привлекает ваше внимание в этом стихотворении?

- Тихая станция Зима. Просто ли время года спрятано за этим именем?

- Оправдано ли повторение слов: «где…», «тот же…» в начале следующих строк?

- Найдите выразительные, точные эпитеты, сравнения ( «где масла ярко-желтые шары», « с мальчишеской ватагой гулевой», «старинный мед»…).

- Какое слово в стихотворении является ключевым?

Примерные ответы учащихся. Поэт вспоминает картины из детства: «пыльные доски тротуара», «звяканье весов», «цветастые миски», «птичьи гнезда в нише» и т.д. Ключевое слово- дом, родной очаг. Все слова в стихотворении сливаются в этом слове как ручейки в реке.

Учитель: Стихотворение можно «нарисовать». Нарисуйте, сделайте коллаж (устное словесное рисование).

Вопрос учителя: Подумайте, какие строки в стихотворении чисто «евтушенковские»?

Примерные ответы учащихся:

«и вдруг понять, как мало в жизни сделал, как много в жизни сделать я могу»)

Вопрос учителя:

- Как вы их понимаете?

- Опишите чувства поэта.

Примерные ответы учащихся:

Надо жить среди людей и для них, так как нельзя правильно показать жизнь в произведениях, чувства и мысли людей, не зная, чем они живут. Что радует людей, а что их печалит? Что определяет их быт и характер? Только знание дает ответы на вопросы.

Учитель: Именно в языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений. П.А.Вяземский писал: «Язык есть исповедь народа». Простой, живой, разговорный язык сибиряков материализовался в стихотворении Е.Евтушенко «Родной сибирский говорок».

Стихотворение дает формулы отражений определенных явлений жизни, а значит, достаточно объективно отражают пусть узкую, но определенную страничку истории.

Тексты на столах учащихся.

Послушаем стихотворение «Родной сибирский говорок».

Вопросы учителя:

- Понравилось? Прочитайте полюбившиеся строки.

- О чем это стихотворение?

- С чем сравнивает поэт «родной сибирский говорок»? Вы могли бы продолжить этот ряд сравнений?

- Объясните трудные слова и выражения, встречающиеся в тексте.

Индивидуальное задание : работа со словарем русских говоров Забайкалья.

Чалдон.см.Челдон

1.Челдон и Чалдон, а, м.1.

Сибиряк, русский старожил Сибири. У чалдона свой норов. Чалдон говорит негромко, ходит - не торопится, ест не быстро, чалдона скоро не рассердишь, ввысь почти не смотрит, а все больше по сторонам да вперед, жалуется на свою судьбу редко, в доме любит порядок и простор, работает при нужде и при достатке, хвастаться не любит.

2. Бродяга, беглый, каторжник.

Вопросы учителя:

- С какой целью Е.Евтушенко использует диалектизмы?

- Вспомните слова-диалектизмы, употребляемые в вашей местности?

Учитель: Поэт в стихотворении говорит о том, что невозможно представить себе, что можно забыть родной язык, родную говорю.

Е.Евтушенко как художника и гражданина заботят истоки, не просто сохранение исторической, но именно родовой памяти.

Все наиболее важные события в жизни человека отмечались по особому ритуалу, по установленному обряду. На основе народных традиций в каждой национальной среде рождались праздники, закреплявшие как сами традиции, так и нормы поведения людей в типичных ситуациях, формы выражения уважения к старшим, любви к земле, Отечеству, верности семье, обычаям предков. Об одном таком обычае сибиряков рассказывает поэт в своем стихотворении «Сватовство».

В Сибири когда-то был на первый взгляд варварский, но мудрый обычай. Во время сватовства невеста должна была вымыть ноги жениха, а после выпить эту воду. Лишь в этом случае невеста считалась достойной, чтобы ее взяли в жены.

Послушаем это стихотворение.

Вопросы учителя:

- Можно ли утверждать, что стихотворение не только высокохудожественное, но и высоконравственное?

Обоснуйте свою точку зрения.

- Назовите любой традиционный народный праздник сибиряков?

- Каким идеалам посвящены эти праздники и формированию каких нравственных качеств они служат?

4. Рефлексия

Вопрос учителя:

Какие воспоминания о родном крае, любимом городе, селе, людях навеяли эти стихотворения? Поделитесь ими.

Примерные ответы учащихся:

Вспомнил, как в лес ходил, наблюдал за белкой.

Михаил С.

Коней запрягу, на поле еду, тишина в душе, хотя звуков раздается много.

Сервер Ю.

Иркутск. Улица Урицкого, толкотня, но все живет, движется. Много молодежи. Дома высокие, красивые.

Сергей Р.

5. Подведение итогов занятия. Комментирование оценок.

Учитель: Эти стихотворения – урок для нас, урок любви к Родине «по – евтушенковски». В одном из интервью поэт говорил, что именно благодаря постоянным возвращениям в дом моего детства я написал свои лучшие стихи. «Я возвращаюсь в Сибирь не как гость, а как ее благодарный сын»,- так говорил в одном из интервью Е.Евтушенко.

Приложение 1