Цели:
- Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова
- Совершенствовать умения анализировать художественное произведение.
Задачи:
- Через знакомство с фактами биографии поэта дать представления о его талантливости, необычности. Подвести к пониманию основных мотивов творчества М.Ю.Лермонтова.
- Осознать символические значения образов в стихотворении “Парус”
- Закреплять знания о художественных приёмах: эпитет, олицетворение. Познакомить с таким приёмом как инверсия.
- Формировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства.
- Воспитывать внимание к слову.
- Развивать воображение, творческие способности.
Материал к уроку: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция акварельного рисунка М.Ю.Лермонтова "Парус", аудиозапись романса А.Варламова" Парус", технологические карты, маленькие изображения паруса.
Ход урока
Сегодня на уроке разговор у нас пойдёт об очень интересном человеке, М.Ю.Лермонтове, и о его стихотворении, которое называется довольно просто - “Парус”. Для названия нашего урока я взяла строчку из этого стихотворения. Почему именно эту и к чему или кому можно отнести данные слова? К концу урока, я думаю, мы ответим на эти вопросы. Но для этого надо быть очень внимательными, думать, не бояться высказывать свои мысли.
1 часть. М.Ю.Лермонтов. Вы знаете его как автора известного стихотворения.
- Какого? (“Бородино”)
Рассказ заранее подготовленных учеников:
Жизнь его была очень короткой (27 лет) и очень трагичной. Она полна противоречий. Русский литератор Александр Иванович Герцен так сказал о нём: “Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью, была тем не менее сплошной цепью страданий, о чём красноречиво говорят его стихотворения”. Страдания испытал он ещё в детстве, хотя у него вроде бы было всё: хороший дом, хорошие учителя, близкий человек-бабушка. Но не было рядом тех, кого он больше всего любил: мамы и отца (рано умерла мама, отец и бабушка не могли найти общий язык, и маленький Лермонтов разрывался между ними. В результате стал жить с бабушкой в её имении Тарханы, тяжело переживая разлуку с отцом, хотя бабушка окружала любимого внука заботой и лаской).
С детства он обладал массой талантов: писал стихи, владел иностранными языками, хорошо рисовал, играл на скрипке, флейте, фортепьяно. Но при этом часто болел. И бабушка возила его на Кавказ для лечения минеральными водами.
Впечатления от этих поездок остались у него на всю жизнь, нашли отражения во многих его произведениях, причём не только литературных.
Он вырос, окружённый любовью, получил прекрасное образование и попал в “Школу юнкеров”. Здесь была строгая дисциплина, муштра, военные упражнения, пошлые разговоры. Лермонтов не хотел подстраиваться под них, участвовать в кутежах, в грубых шутках. Он оставался собой, чувствуя себя белой вороной, чужим, одиноким. Время, проведённое здесь, он сам назовёт “страшным”. Спасением для него была поэзия. Когда он станет взрослым, судьба вновь вернёт его на Кавказ, дважды он будет сослан сюда. Первый раз за смелое стихотворение “На смерть поэта”, написанное после гибели Пушкина, второй раз за участие в дуэли, на которой он защищал свою честь(недалеко от места дуэли Пушкина). Здесь же на Кавказе он найдёт свою смерть. Опять дуэль. На этот раз закончившаяся гибелью поэта. Всю свою короткую жизнь он не знал покоя, не раз испытывал разочарования в людях и в окружающей действительности. Отсюда его смелые стихи, которые так не нравились царю и придворным. Отсюда же его одиночество. Поэт так и не создал семьи. Не смог. Не успел. Он не по своей воле превратился в странника, человека, не имеющего своего дома, вынужденного жить в чужих краях, и мотив странствия - один из основных у Лермонтова.
Проверим, как вы слушали меня, что вы запомнили. Интересно, умеете ли вы подбирать нужные слова.
Подвиньте к себе карточки и выполните первое задание. Выберите нужные слова из предложенных вам в тексте, лишние вычёркивайте.
Технологические карты
Этап урока | Задание | Оценка |
1 этап. Цель: Знакомство с личностью М.Ю.Лермонтова. Осознание основных мотивов его творчества |
Внимательно прослушать рассказ о
поэте. Выбрать нужные слова из предложенных вам в тексте(они написаны в скобках), лишние вычёркнуть. М.Ю.Лермонтов – (интересный, талантливый, обычный) человек. Он (поэт, художник, архитектор, музыкант). В его жизни было много (страданий, разочарований, весёлых дней). Поэт практически постоянно ощущал (своё одиночество, радость от встреч с друзьями). Мотив (странствия, покоя)- основной в его творчестве. |
|
2 этап Цель: Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус” |
Подобрать(записать) синонимы к слову
МЯТЕЖНЫЙ – Прочитайте ещё раз последнюю строфу стихотворения, подчеркните в ней три ключевых(главных) слова. Под ним струя светлей лазури, |
|
3 этап Цель: сопоставить стихотворение с музыкальным произведением |
Прослушайте романс А. Варламова
“Парус”, написанный на стихи Лермонтова.
Подумайте над вопросом (устно): Какое состояние паруса, его одиночество или мятежность, передаёт композитор средствами музыки, а певец – высотой голоса, темпом, сменой интонации? |
|
4 этап Цель: Сформулировать основные мысли стихотворения “Парус” |
Закончить фразы(письменно): В стихотворении “Парус” звучит протест против... Стихотворение наполнено желанием... |
|
Запишите домашнее задание: Выразительное чтение наизусть стихотворения “Парус”и (по желанию) письменно составить рассказ Паруса о самом себе. |
- Зачитаем, что у вас получилось.( поставьте себе оценку)
2 часть. Стихотворение “Парус” написано Лермонтовым в 1932 г., ему всего 18 лет, или уже 18 (зная, что прожить ему суждено 27).
Оно может показаться простым, вроде бы понятным с первого раза, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры, в чём главный смысл этого произведения.
(читаю)
Мы видим два образа.
- Какие?(море и парус)
Эти образы волновали поэта и раньше. Напоминаю, что Лермонтов был художником не только слова. Вот как он изобразил подобную картину красками.
Обратимся к образу моря. Работаем с текстом
- Какое оно? (зачитывают слова)- Можно сказать, что оно разное?
(Да, образ моря на протяжении стихотворения меняется. Сначала туманное, потом бурное, затем спокойное). Получается, что поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое: картины бури и штиля на море.(приём антитезы, противопоставления)
- Зачем он это делает?
Море у многих поэтов в стихах символизирует жизнь. Слышали выражение “море жизни”? И вот среди этого огромного и такого непредсказуемого моря мы видим парус, маленький парус, песчинку на фоне огромного моря.
Парус. Главный образ. Это заявлено в названии.
- Найдите эпитеты, характеризующие парус.
(одинокий, мятежный)
Одинокий. Обратите внимание, чтобы выделить это слово, автор ставит его в конец строки. “Белеет парус одинокий”- так звучит эта фраза, а правильно было бы сказать: “одинокий парус белеет” (это приём- инверсия. Он используется специально для выделения отдельного слова, важного для автора)
Известно, что Лермонтов сначала назвал парус “отдалённым” и только потом поменял это слово на “одинокий”.
- Почему он остановил свой выбор именно на последнем слове?
- Какое слово больше подходит к описанию живого предмета? Одиночество - это состояние души человека)
-Что важно, значит, было подчеркнуть поэту? (под парусом подразумевается человек)
- Как называют такой приём в литературе? (олицетворение)
Одинокий. Может быть, Лермонтов обращает наше внимание на то, что даже в огромном мире, среди многих людей можно оказаться одиноким.
Мятежный. Подберите к этому слову синонимы. Это второе задание в ваших карточках.
Проверим. ( тревожный, бурный, неспокойный, протестующий).Эти слова снова вполне подходят к описанию качеств человека.
Прочитаем последнюю строфу стихотворения. Она напечатана у вас в карточках.
Подчеркните три главных, ключевых слова. Это ещё одно задание на карточках.
Слова: мятежный, буря, покой.( поставьте себе оценку)
Парус у Лермонтова просит бури.
- Что это значит? Почему ему не хочется покоя? От чего он бежит? (от однообразия жизни, от людей, которых всё в окружающей действительности устраивает, от самой этой действительности). И в этом его мятежность “Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит”
- Кого напоминает этот парус? (самого Лермонтова)
Но не только его.
7 лет назад на Сенатскую площадь вышли смелые люди, которые не хотели мириться с беззаконием, царящим в стране. Это были декабристы. Они хотели перемен в стране, которой живут, хотели счастья для людей. У большинства из них итак всё было: деньги, высокие чины. Но они не могли жить спокойно, они думали о других, зная, что могут лишиться всего, что имеют. Так и получилось. Мятеж был подавлен, многих арестовали, некоторых казнили. Так может быть и о них это стихотворение.
3 часть. А сейчас мы прослушаем романс, Александра Варламова на стихи Лермонтова “Парус”. Исполняет Сергей Лемешев.
Будете слушать, думайте над вопросом:- Какое состояние паруса, его одиночество или мятежность, передаёт композитор средствами музыки, а певец – высотой голоса, темпом, сменой интонации?-этот вопрос у вас написан на карточках в 3 части
- Какое же состояние... .( поставьте себе оценку)
Возвращаемся к нашим картам. Последнее задание. Допишите фразы:
В стихотворении “Парус” звучит протест против..... (покоя, равнодушия, смирения)
Стихотворение наполнено желанием..(жить, бороться, действовать, думать не только о своём благополучии).
Зачитаем. Мы сформулировали с основные мысли поэта. (поставьте себе оценку)
- Как называют основные мысли произведения?(идея)
Вернёмся к формулировке темы нашего урока.
- Почему я выбрала именно эту строчку? О чём и о ком мы сегодня говорили?
Не забывайте: в стихах отражается сам автор, его личность. Я думаю, что вы запомните Лермонтова и как автора прекрасных стихов, и как яркую личность. Читайте стихи, и вы познакомитесь со множеством интересных людей.
А я хочу подарить вам на память о сегодняшнем уроке по изображению паруса. Пусть он напоминает вам, что жить не стоит на месте, надо двигаться, идти вперёд, преодолевая преграды, и может, даже радуясь им.
Оценки вам поставлю, посмотрев, что написано на картах. Сдайте их.
Запишите домашнее задание: наизусть выразительное чтение и (по желанию) письменно составить рассказ Паруса о самом себе