Литература
-
А.Грин "Алые паруса". Романтические традиции в литературе ХХ века 2013
На примере романа закрепляются знания, полученные учащимися о романтическом произведении. Акцентируется внимание на работе с текстом феерии. Работа учащихся в парах развивает навыки самостоятельного анализа художественного текста, учит аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь. Урок можно провести внеклассногое чтение 8-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова.
-
"А.Грин. Путь к писателю". Урок в 6-м классе 2011
Творчество А.Грина всегда привлекает внимание учащихся. К сожалению, книгам этого автора в программе отводится малое количество учебных часов: в программе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина в 6-м классе выделяется всего 2 часа на изучение повести "Алые паруса".
-
"А.Дюма. Историко-приключенческий роман "Три мушкетера": первое знакомство с героем". 8-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с романом А.Дюма "Три мушкетера". Изучение зарубежной литературы в школе развивает читательский кругозор, формирует читательский вкус, развивает умение анализировать произведения разных авторов.
-
А.И. Куприн "Поединок": нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора 2006
Открытый урок обобщения и систематизации знаний с использованием различных форм и приемов работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести А.И. Куприна.
-
А.И. Солженицын "Возвращение на Родину". Особенности индивидуального авторского стиля Солженицына-поэта 2012
Прочитав стихотворения А.И. Солженицына, можно с уверенностью сказать, что они представляют собой материал, выявляющий скрытые возможности русского языка.
-
А.И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин двор" 2012
Урок направлен на раскрытие вечных ценностей русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение, терпение. Цель данного урока: подвести обучающихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской, узнать лексическое значение слов «праведник» и «праведничество». Поняв суть темы на примере рассказа А.И. Солженицына, обучающиеся позднее сумеют постичь и глубину характеров героев Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, писателей ХХ века.
-
А.И.Куприн. "Чудесный доктор" как рождественский рассказ 2023
Цели урока: знать основные факты биографии А.И.Куприна и содержание произведения, основные черты рождественского рассказа; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать тему, идею произведения, давать характеристику литературного героя.
-
А.Ишимова из книги "История России в рассказах для детей". "Славяне до 862 года христианского летоисчисления" 2013
На уроке создаются условия для расширения кругозора учащихся, для формирования активной жизненной позиции, любви к Отечеству, к своим предкам; для развития общеучебных навыков; совершенствуется умение речевой деятельности.
-
А.К.Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. (Разработка урока) 2020
Методическая разработка учебного занятия посвящена творчеству поэта XIX века А.К.Толстого. Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС, Рабочей программой, содержит разнообразные современные приемы работы со студентами.
-
А.М. Горький "На дне". Тема урока: "Лука… Кто он? "Старик - шарлатан" или искренне жаждущий добра человек?" 2010
На уроке старшеклассники пытаются разобраться в сложных нравственных понятиях, отойти от классического восприятия литературного персонажа; обосновать свой выбор.
-
А.М. Горький. "Детство" 2011
Автобиографическая повесть М.Горького «Детство» рассказывает о формировании личности Алеши Пешкова. Жизненная стойкость бабушки, бесстрашие Цыганка, дружба с квартирантом Хорошее Дело – все развивает характер героя повести. Алеша умеет в себе сохранить ценности, которыми богата реальная жизнь. М.Горький показывает ценность человеческой жизни, учит стремиться к добру и красоте, отстаивать лучшее в себе и других.
-
А.М. Ремизов. Сказка серебряного века. "Посолонь"("Красочки") 2005
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа) по теме "Возвращённые имена". Материал содержит интересные сведения, позволяющие детям познакомиться с творчеством малоизвестного русского писателя А.М. Ремизова. Разнообразные методы и приёмы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Делается упор на анализ текста, на познание главной драгоценности книги - её языка.
-
А.Н. Островский "Лес" (1871 г.) 2010
Урок помогает раскрыть проблемы, поднятые автором в комедии "Лес", через готовую систему образов путём прямого цитирования.
-
"А.Н. Островский – драматург на все времена". 10-й класс 2014
Урок знакомит учащихся 10-го класса с творчеством А.Н. Островского, рассказывает об основных этапах творчества драматурга, показывает его отношение к купечеству в произведении «Свои люди – сочтемся!»
-
А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза". 10-й класс 2011
Цель урока – познакомить с историей создания пьесы "Гроза", её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы; развить навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию, воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре России.
-
А.Н. Островский. Пьеса "Гроза". Образ Катерины 2009
Урок предполагает использование интерактивной доски и просмотр видеофрагмента из кинофильма "Гроза". Предложенный материал даёт возможность учащимся получить представление о драматургии как искусстве. Широко использованы межпредметные связи.
-
А.П. Гайдар — жизнь и творчество 2009
Уроку предшествует большая исследовательская работа: изучение биографии А.П. Гайдара, словарная работа (коммунист, Красная Армия, Советский Союз, патронташ, революция, М.Фрунзе, Чапаев, Реввоенсовет), чтение произведений писателя: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Совесть», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Горячий камень» и др.
-
А.П. Гайдар. "Горячий камень". Литература. 5-й класс 2012
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.П. Гайдара, развивают навык анализа прочитанного текста; составление плана. Урок воспитывает стремление к добрым поступкам, к труду, любовь к Родине.
-
А.П. Платонов. Автобиографичность рассказа "В прекрасном и яростном мире" 2012
Предлагаемый урок знакомит учащихся с некоторыми вехами биографии писателя, раскрывает образную систему рассказа, авторское отношение к изображаемому. Ведется словарная работа. В ходе беседы выясняется восприятие рассказа учащимися. Проверка домашнего задания на знание текста предлагается в форме тестирования.
-
А.П. Чехов "Вишневый сад". "Весь смысл и драма человека внутри…" 2010
Сочетание в пьесе "внешнего" и "внутреннего" действия помогает почувствовать душевное состояние героев, увидеть их как бы изнутри, со всеми их мыслями, чувствами, тревогами, ожиданиями, ощутить высокое мастерство Чехова-драматурга.
-
А.П. Чехов "Лошадиная фамилия". Понятие о комическом 2012
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с содержанием и художественными особенностями изучаемого произведения А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
-
А.П. Чехов "Хамелеон" (из истории болезни) 2012
На уроке учащиеся выявляют симптомы «больного» героя, ставят диагноз – хамелеонство, выясняют причины заболевания, выписывают лечение, и самое главное – рассуждают о том, что нужно сделать, чтобы не заболеть нравственной болезнью. В течение урока шестиклассники знакомятся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название рассказа, говорящая фамилия, речевая характеристика, художественная деталь.
-
А.П. Чехов и П.И. Чайковский 2009
Музыка Чайковского имеет общие эмоциональные истоки с поэтической речью произведений Чехова. И, пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет. Урок посвящен творчеству этих замечательных авторов.
-
А.П. Чехов. "Хамелеон" 2010
Как изучать Чехова? Почему смешное и грустное рядом? Для этого отталкиваться необходимо от самого автора, его понимания действительности. Необходимо заняться изучением теории литературы, композицией рассказа, драматическим действием в рассказе "Хамелеон", "узнаванием" и "неузнаванием" субъекта действия. Полезно познакомить с псевдонимами автора.
-
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч". От доктора Старцева – к Ионычу. 10-й класс 2011
Идея урока заключается в том, чтобы дать возможность старшеклассникам самостоятельно интерпретировать новеллу на основе полученных на предыдущих уроках знаний. Особое внимание уделяется работе с текстом. Перед уроком учащиеся получают индивидуальные задания.
-
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Пьеса "Вишневый сад" 2014
Урок построен как семинар с элементами ролевой игры. Уровневые задания, предложенные в данном материале, помогут учителю обобщить знания по литературе XIX века, расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова. На уроке проводится исследовательская работа, помогающая раскрыть содержание пьесы «Вишневый сад», рассматривается тема ответственности человека за свои поступки, поднимается тема экологии.
-
А.П. Чехов. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье 2013
Занятие с целью расширения знаний о писателе. Выявление философского смысла рассказа.
-
А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил", "Лошадиная фамилия" и другие рассказы. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация 2013
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.П. Чехова, его юмористическими рассказами, вводится понятие "юмористическая ситуация". Ученики приобщаются к богатствам отечественной литературы на примере чеховских рассказов.
-
А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества 2012
Первый урок-исследование по творчеству А.П. Чехова в 10-м классе. Учащиеся знакомы только с юмористическими рассказами писателя. А.П. Чехов – писатель многогранный, сложный. Анализ воспоминаний о А.П. Чехове приводит к выводу о сложности и неоднозначности восприятия его современниками, учащиеся знакомятся с незаурядным человеком, личностью, что пробуждает интерес к его произведениям.
-
А.П. Чехов: врач или писатель? Особенности юмористического рассказа "Хирургия" 2012
Цели урока: рассказать о детских и юношеских годах А.П. Чехова; выявить художественные и юмористические особенности рассказа; показать, что высмеивает А.П. Чехов в рассказе "Хирургия".