Цели:
- познакомить учащихся с творчеством Александра Грина;
- показать художественное своеобразие произведения, найти признаки романтизма в нем;
- символ в литературе;
- развивать навык выразительного чтения, анализа и синтеза информации;
- воспитывать нравственность на примере героев феерии.
Ход урока
1. Учитель: Ребята, надо верить в чудеса! Однажды в океане утром ранним над водой алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном! Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Конечно, сегодня мы с вами окунемся в атмосферу творчества А.Грина (см. Приложение 1, слайд 1)
2. Слово о Грине (1880-1932). Индивидуальное опережающее задание (см. Приложение 2).
Задание классу: составить небольшую хронологическую таблицу в тетради.
3. Работа в парах: оцените выполненную вашим соседом работу.
4. Блиц-опрос по жизни и творчеству А.Грина:
– Какая настоящая фамилия писателя? (А.С. Гриневский.)
– Где обучался писатель? (В Вятском земском училище, затем – в городском.)
– Кем хотел стать? (Моряком.)
– 1903 год? (Арест за революционно-пропагандистскую работу среди матросов.)
– Как назывался его первый рассказ? (Заслуга рядового Пантелеева.)
– Как в первоначальном варианте называлась феерия? («Красные паруса».)
4. Подготовка к восприятию теста:
Учитель: А теперь обратимся к жанру нашего произведения? (Феерия.)
Учитель: Какое произведение этого жанра вы можете назвать? (Морис Метерлинк «Синяя птица».)
Учитель: Что такое феерия? Какое определение этому жанру вы бы дали? (Феерия – добро. Стремление к добру, к счастью. Жизнь. Феерия– светлый сон… Феерия происходит от феи, в ней все светло, она стремится к счастью, в ней действуют добрые силы. Сказки фееричны. Они всегда хорошо кончаются.)
Учитель: А теперь ознакомимся с определением этого жанра, которое дается в словаре (слайд 2)
Учитель: Фантастические происшествия. Имеют ли они место в произведении А.Грина? (Имеют, но многие из них кажутся реальными, потому что в них покоряет все: бесстрашные мореплаватели, их приключения и герои, которые умеют любить, мечтать, верить.)
Учитель: Сюжет этой феерии прост. Давайте вспомним его. (Индивидуальное опережающее задание.)
Учитель: С какими сюжетами произведений литературы он имеет сходство? (С произведениями устного народного творчества – сказками.)
Учитель: Укажите, в чем вы находите сходство?
Учитель: А сегодня мы попытаемся выяснить, в чем своеобразие этого произведения. Можно ли его назвать романтическим?
Беседа:
– Что лежит в основе построения этого произведения? (Противопоставление, антитеза.)
– Правильно. Это и есть один из признаков романтических произведений. Вспомните, в каких романтических произведениях это ярко прослеживается .
- «Мцыри»– монастырь – тюрьма – воля. (слайд 3)
- «Цыганы» – «неволя душных городов» – цыганский табор. (слайд 4)
– Обратимся к тексту феерии:
Лонгрен – любящий отец (слайд 5) | Ненавидящие его и его дочь жители города |
Грэй | Ассоль (слайд 6) |
Воспитание и условия жизни.
Другим признаком романтического произведения является присутствие необычных, тонко чувствующих, одиноких в обществе героев.
– Что помогает понять нам гамму чувств и переживаний героев? (Пейзажи.)
– Дайте определение литературоведческому термину «пейзаж». (слайд 7.)
– Прочитайте слова К. Паустовского о пейзажных зарисовках, созданных А.Грином (слайд 8.)
(«Свежим благоухающим воздухом гриновской природы – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием – наполнены картины природы сказки-феерии»)
– Докажите текстом произведений правильность этих слов. (слайд 9.)
(Чтение подготовленных дома отрывков.)
– Какие образно-выразительные средства помогают нам увидеть красоту природы? (Эпитеты, олицетворения, синонимия.) (слайд 10)
– Проиллюстрируйте примерами из текста.
Вот мы открыли для себя еще одну особенность романтических произведений – яркие и образные картины природы.
– Давайте произнесем им главной героини. Ас-соль. «Соль» – нотка в музыкальном произведении. Что сказал об имени героини собиратель песен?
– Итак, мы с вами отметили еще одну черту этой сказки – музыкальность. На протяжении всего повествования мы слышим музыку (слайд 11.)
– Также музыкальна и сказка, которую услышала Ассоль.
(Чтение сказки наизусть под музыку Шопена «Мелодия любви».)
-Как музыка вплетается в ткань повествования и что она помогает понять? (Лиризм, нежность.)
– Ребята, на какие особенности надо обратить еще внимание? (Обилие морских терминов – 40 наименований.) Проверка опережающего задания: составить словарь узкопрофессиональной лексики.
– Для чего они необходимы были писателю в повествовании? (Реальное восприятие описываемых картин и событий.)
– Есть ли еще что-то особенное в художественных средствах, к которым прибегает писатель? (Нет. Они обычны, используются многими писателями.)
– А теперь обратимся к названию феерии? Как вы думаете, почему Грин назвал именно так свое произведение? И почему употребил эпитет «алые», а не красные, оранжевые, бордовые? (слайд 8)
5. Обобщение.
– Какие черты романтизма присущи этому произведению?
- раскрытие богатого внутреннего мира героев;
- одиночество героев;
- пейзажные зарисовки;
- особенности композиции произведения;
- символ (алые паруса);
- особенности жанра произведения;
– Так в чем же секрет обаяния гриновской прозы? (Ум и сердце писателя учит добру, справедливости, а главное – вере.)
– А закончить наш урок мне хочется словами А.Г. Горнфельда: «Он хочет говорить только о важном, о главном, о роковом: и не в быту, а в душе человеческой» (слайд 12.)
6. Подведение итогов:
– Сегодня вы должны оценить нашу работу на уроке. У вас приготовлены цветные карандаши. Какой символ урока вы нарисуете, если урок понравился? А какой, если урок для кого-то был не очень интересным? Почему вы выбрали именно такое обозначение? (слайд 10.)
7. Домашнее задание
Творческая работа «О чем заставила меня задуматься феерия А. Грина «Алые паруса»? (слайд 13.)