Литература
-
Урок литературы по теме "Мир сквозь притчу" 2014
Урок проводится в 6-м классе (раздел «Знакомство с Библией», Программа под редакцией В.Я.Коровиной). Урок построен в форме урока-размышления, в процессе которого дети рассуждали о прочитанных притчах «О блудном сыне», «О милосердном самарянине» (притчи Иисуса Христа), «Гвозди», «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс», «Всё в твоих руках» (притчи старца Паисия), современные притчи – песни Светланы Копыловой. Дети работали в группах, где были свои «литераторы», «художники», «артисты».
-
Интегрированный урок (литература + основы православной культуры) по теме "Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси". 8-й класс 2014
Урок синтезирует и обеспечивает в своем содержании содружество ряда дисциплин: русского языка и литературы, истории, исторического и литературного краеведения, а также культурологии, религиоведения. Это дает возможность обеспечить в реальном учебном процессе естественную межпредметную интеграцию, необходимую для целостного постижения культурной среды, ее прошлого, настоящего, будущего.
-
Открытый урок по литературе на тему "Сатиры смелый властелин". 8-й класс 2014
Задача, стоящая перед учителем: дополнить и углубить знания и навыки учащихся для составления характеристики персонажа, раскрыть разницу в характеристиках отрицательных и положительных персонажей комедии Фонвизина.
-
Урок литературного чтения. Русская сказа "Кот и лиса": "Сказка – ложь, да в ней намек…" 3-й класс 2014
Урок в 3-м классе по программе «Школа-2100» призван познакомить с русской народной сказкой «Кот и лиса», учить чтению и восприятию русской народной сказки, пониманию смысла, учить читать текст по ролям; развивать интерес, навыки выразительного чтения, воспитывать способности определять свое отношение к героям сказки, любовь к искусству, развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся, создать условия для развития познавательных способностей учащихся средствами литературного чтения.
-
В мире удивительных характеров и трагических судеб… 2014
Стихи Гумилева - "высокое косноязычье" самой судьбы. В длинной череде законных и скучных "противостояний - поэзия и правда", "поэт" и "эпоха", "поэт" и "общество" - лишь "поэзия и судьба" обладает магическим присутствием истины. Общество можно любить, ненавидеть или бежать от него; "эпоха и правда" преодолимы для поэзии. Но "от судеб защиты нет" - потому в трудах и днях Гумилева столь высоки притязания и надежды, так властно-мужественен выбор жребия, ясен удел, непоколебима вера.
-
Урок литературы по теме "Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»" 2014
Комбинированный урок, на котором учащиеся работают с текстом произведения, с литературными и лингвистическими понятиями, обобщают, делают выводы, оценивают собственную работу. К уроку прилагается презентация, в которой поэтапно отражены все моменты урока, теоретический материал, задания.
-
Литературно–музыкальная гостиная «Позови меня с собой…». Поэтическая судьба Татьяны Снежиной 2014
Цели мероприятия: обучить искусству декламации, умению держаться на публике; развивать личностные качества учащихся: доброту, гуманность, порядочность, человечность и т.д.; воспитывать чувство любви к прекрасному, эстетический вкус, любовь к поэзии.
-
Литературная гостиная. "О, великий Шекспир!" 2014
Литературная гостиная призвана способствовать развитию творческих способностей обучающихся, создать условия для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурного общения.
-
Семинар по теме "Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»" 2014
Основная часть урока подробно раскрывает художественную задачу, закрепленную Толстым за образами Кутузова и Наполеона. В своих выступлениях обучающиеся с помощью преподавателя раскрывают черты героев, сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы. Приводится дополнительная информация о художнике-баталисте В.В. Верещагине, создавшем ряд картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
-
Открытый урок по роману Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ" 2014
Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя; продолжить приобщение детей к богатствам мировой литературы; развивать творческие способности учащихся.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Отечественная война 1812 года и ее отображение в истории и литературе XIX века" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2014
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, например, история Отечественной войны 1812 года и изучение произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории" 2014
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе характеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки.
-
Урок развития речи по теме "Красна речь с притчею". 6-й класс 2014
Цели урока: знать особенности притчи как жанра; знать близкие к притче жанры и уметь использовать эти знания при создании собственных текстов; знать приёмы сжатия и разворачивания текста; формирование навыков работы в команде; развивать умения (комплексного анализа) исследовать заданный текст, аргументировать свои выводы; уметь использовать в своей работе приёмы сжатия и разворачивания текста.
-
Литературно-музыкальный вечер, посвященный женским образам поэтов – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Есенина 2014
Мероприятие призвано познакомить учащихся с основными этапами личной жизни поэтов, научить видеть гениальность поэтов не только в поэзии, но и в любви, раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэтов, обобщить знания учащихся по любовной лирике отдельно взятых поэтов.
-
Литературно-музыкальная гостиная как одна из форм внеклассной работы с учащимися 2014
Обзорно-аналитическая работа о важности литературно-музыкальных гостиных в образовательном процессе. В работе использованы разработки гостиных из каталога "Первого сентября" за 2008–2009 гг.
-
Урок-перемещение в пространстве и во времени по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2014
Цель урока: обобщить факты, характеризующие общее положение дел, для характеристики отдельных чиновников, раскрывая общую для всех сущность их "деятельности" и факты, обнаруживающие индивидуальные свойства каждого персонажа; формировать понятие о типических характерах; вызвать на размышление о высоком предназначении человека, его ответственности как за все происходящее вокруг, так и за себя как социально значимую личность; воспитывать непримирение с попирательством прав человека.
-
Модель смешанного обучения на уроке литературы по теме "А наш ли Бажов?". 5-й класс 2014
Урок направлен на реализацию модели смешанного обучения, предназначен для учащихся 5-х классов. Цель урока: сформировать у учащихся способность к самоидентификации личности как гражданина страны.
-
Классный час "Давайте читать!". 5-й класс 2014
Данное занятие ориентировано на приобщение к чтению, содействует формированию индивидуальности, художественного вкуса. Ребята учатся составлять читательский дневник, работая в группе.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Все мы – одна ткань. И в этом мудрость жизни сокрыта…". Рассказ В.Вересаева "Всю жизнь отдала". Рассказ И.А. Ильина "У врат. О божией ткани". 11-й класс 2014
Урок внеклассного чтения в 11-м классе построен на работе над рассказами писателей В.Вересаева "Всю жизнь отдала" и И.Ильина "У врат. О божией ткани" с использованием клоуз-таста (Сloze образовано У.Л. Тэйлором от англ, closure размыкание, смыкание; тест типа клоуз — ТТК, подстановочный тест, тест дополнения, тест восстановления, тест с пропусками). Урок способствует пониманию себя как личности, которая должна жить для других, любить людей и помогать им.
-
Интегрированный урок (литература + география) по теме "Малахитовая шкатулка" 2014
Урок направлен на формирование знаний об особенностях сказа и разнообразии горных пород и минералов. На уроке представлены и театрализация, и практическая работа. Есть элементы исследовательской работы.
-
Урок литературы на тему "Одинокая странствий звезда, или Ангел Родины" (о Николае Рубцове) 2014
Истинная поэзия Н.М. Рубцова незаслуженно забывается, потому что не отличается яркостью, остротой, изысканностью. Автора называют "тихим ангелом", а слова, сказанные не с надрывом, а тихо и прочувственно, более всего задевают сердце. Хочется верить, что урок, проведенный в спокойной, тихой обстановке, поможет учащимся вобрать в себя глубокие чувства поэта, принять и полюбить его поэзию.
-
Урок-игра на тему "Самый умный". 11-й класс 2014
Урок нацелен на развитие творческого потенциала, смекалки, а также привитие интереса к творчеству поэтов и писателей XIX–XX веков. В первом раунде - 12 участников. Учащиеся должны выбрать только один правильный ответ из четырех. Во втором раунде - 6 участников, из которых только трое пройдут в финал. Если количество участников не набрано или учащиеся набрали одинаковое число баллов, то задаются дополнительные вопросы. В третьем раунде предложены вопросы по творчеству нескольких авторов.
-
Сопоставительный анализ текста как средство формирования читательского интереса на уроках литературы 2014
Анализ художественного текста как вид учебной деятельности развивает представления учащихся о прекрасном в языке и мире. Сопоставительный анализ способствует изучению приемов индивидуально-авторского использования языковых средств, повышению культуры слова, расширению знаний учащихся о том, что слово - это средство создания словесно-художественного образа.
-
Урок литературы по теме "Стихии света, тепла, огня в стихах русских поэтов" 2014
Тема «Стихии света, тепла, огня в стихах русских поэтов» изучается на факультативном или элективном курсе. Здесь даётся общее представление о стихии, рассматриваются варианты работы на занятии со стихотворным текстом.
-
Урок литературы по теме "Гордость и гордыня". 11-й класс 2014
Разработка урока в 11-м классе по творчеству М.Горького, его ранним романтическим рассказам. Урок призван развить навыки анализа эпического произведения; совершенствовать умение создавать характеристику литературного героя; развивать речь учащихся, формировать представление о гордости и гордыне, раскрыть образы героев рассказа «Старуха Изергиль».
-
Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ" 2014
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов и рассчитан на 34 часа. Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса для учащихся любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – части С ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
-
Развитие способностей учащихся через образовательные технологии открытого типа 2014
Требования к современной школе нацеливают каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся. В основу такой работы должны быть заложены принципы образовательных технологий открытого типа: дифференцированное, развивающее, проблемное обучение, развитие критического мышления, проекты, дебаты и творческие мастерские.
-
Урок-исследование "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина" 2014
Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.
-
Идейно-художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Статья посвящена возможной реализации в рамках урока цели: раскрыть идейно-художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", опираясь на статью учебника, развивая навыки работы с текстом; анализировать и обобщать материал, представляя его в виде схем; отрабатывать навыки работ в группе, преследуя общие цели в достижении результата, учить умению слушать других и работать сообща.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Я люблю, а значит, я – живу…" 2014
Внеклассное мероприятие по литературе "Я люблю, а значит, я - живу..." служит для развития интереса у обучающихся к творчеству Владимира Высоцкого, способствует развитию в обучающихся творческого начала, помогает воспитывать средствами слова и музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности, умеющей воспринимать самобытность в человеке.