Литература
-
Открытый урок по роману Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ" 2014
Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя; продолжить приобщение детей к богатствам мировой литературы; развивать творческие способности учащихся.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Отечественная война 1812 года и ее отображение в истории и литературе XIX века" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2014
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, например, история Отечественной войны 1812 года и изучение произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Трагедия власти и трагедия совести в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» сквозь призму истории" 2014
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе характеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки.
-
Урок развития речи по теме "Красна речь с притчею". 6-й класс 2014
Цели урока: знать особенности притчи как жанра; знать близкие к притче жанры и уметь использовать эти знания при создании собственных текстов; знать приёмы сжатия и разворачивания текста; формирование навыков работы в команде; развивать умения (комплексного анализа) исследовать заданный текст, аргументировать свои выводы; уметь использовать в своей работе приёмы сжатия и разворачивания текста.
-
Литературно-музыкальный вечер, посвященный женским образам поэтов – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Есенина 2014
Мероприятие призвано познакомить учащихся с основными этапами личной жизни поэтов, научить видеть гениальность поэтов не только в поэзии, но и в любви, раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэтов, обобщить знания учащихся по любовной лирике отдельно взятых поэтов.
-
Литературно-музыкальная гостиная как одна из форм внеклассной работы с учащимися 2014
Обзорно-аналитическая работа о важности литературно-музыкальных гостиных в образовательном процессе. В работе использованы разработки гостиных из каталога "Первого сентября" за 2008–2009 гг.
-
Урок-перемещение в пространстве и во времени по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2014
Цель урока: обобщить факты, характеризующие общее положение дел, для характеристики отдельных чиновников, раскрывая общую для всех сущность их "деятельности" и факты, обнаруживающие индивидуальные свойства каждого персонажа; формировать понятие о типических характерах; вызвать на размышление о высоком предназначении человека, его ответственности как за все происходящее вокруг, так и за себя как социально значимую личность; воспитывать непримирение с попирательством прав человека.
-
Модель смешанного обучения на уроке литературы по теме "А наш ли Бажов?". 5-й класс 2014
Урок направлен на реализацию модели смешанного обучения, предназначен для учащихся 5-х классов. Цель урока: сформировать у учащихся способность к самоидентификации личности как гражданина страны.
-
Классный час "Давайте читать!". 5-й класс 2014
Данное занятие ориентировано на приобщение к чтению, содействует формированию индивидуальности, художественного вкуса. Ребята учатся составлять читательский дневник, работая в группе.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Все мы – одна ткань. И в этом мудрость жизни сокрыта…". Рассказ В.Вересаева "Всю жизнь отдала". Рассказ И.А. Ильина "У врат. О божией ткани". 11-й класс 2014
Урок внеклассного чтения в 11-м классе построен на работе над рассказами писателей В.Вересаева "Всю жизнь отдала" и И.Ильина "У врат. О божией ткани" с использованием клоуз-таста (Сloze образовано У.Л. Тэйлором от англ, closure размыкание, смыкание; тест типа клоуз — ТТК, подстановочный тест, тест дополнения, тест восстановления, тест с пропусками). Урок способствует пониманию себя как личности, которая должна жить для других, любить людей и помогать им.
-
Интегрированный урок (литература + география) по теме "Малахитовая шкатулка" 2014
Урок направлен на формирование знаний об особенностях сказа и разнообразии горных пород и минералов. На уроке представлены и театрализация, и практическая работа. Есть элементы исследовательской работы.
-
Урок литературы на тему "Одинокая странствий звезда, или Ангел Родины" (о Николае Рубцове) 2014
Истинная поэзия Н.М. Рубцова незаслуженно забывается, потому что не отличается яркостью, остротой, изысканностью. Автора называют "тихим ангелом", а слова, сказанные не с надрывом, а тихо и прочувственно, более всего задевают сердце. Хочется верить, что урок, проведенный в спокойной, тихой обстановке, поможет учащимся вобрать в себя глубокие чувства поэта, принять и полюбить его поэзию.
-
Урок-игра на тему "Самый умный". 11-й класс 2014
Урок нацелен на развитие творческого потенциала, смекалки, а также привитие интереса к творчеству поэтов и писателей XIX–XX веков. В первом раунде - 12 участников. Учащиеся должны выбрать только один правильный ответ из четырех. Во втором раунде - 6 участников, из которых только трое пройдут в финал. Если количество участников не набрано или учащиеся набрали одинаковое число баллов, то задаются дополнительные вопросы. В третьем раунде предложены вопросы по творчеству нескольких авторов.
-
Сопоставительный анализ текста как средство формирования читательского интереса на уроках литературы 2014
Анализ художественного текста как вид учебной деятельности развивает представления учащихся о прекрасном в языке и мире. Сопоставительный анализ способствует изучению приемов индивидуально-авторского использования языковых средств, повышению культуры слова, расширению знаний учащихся о том, что слово - это средство создания словесно-художественного образа.
-
Урок литературы по теме "Стихии света, тепла, огня в стихах русских поэтов" 2014
Тема «Стихии света, тепла, огня в стихах русских поэтов» изучается на факультативном или элективном курсе. Здесь даётся общее представление о стихии, рассматриваются варианты работы на занятии со стихотворным текстом.
-
Урок литературы по теме "Гордость и гордыня". 11-й класс 2014
Разработка урока в 11-м классе по творчеству М.Горького, его ранним романтическим рассказам. Урок призван развить навыки анализа эпического произведения; совершенствовать умение создавать характеристику литературного героя; развивать речь учащихся, формировать представление о гордости и гордыне, раскрыть образы героев рассказа «Старуха Изергиль».
-
Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ" 2014
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов и рассчитан на 34 часа. Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса для учащихся любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – части С ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
-
Развитие способностей учащихся через образовательные технологии открытого типа 2014
Требования к современной школе нацеливают каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся. В основу такой работы должны быть заложены принципы образовательных технологий открытого типа: дифференцированное, развивающее, проблемное обучение, развитие критического мышления, проекты, дебаты и творческие мастерские.
-
Урок-исследование "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина" 2014
Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.
-
Идейно-художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Статья посвящена возможной реализации в рамках урока цели: раскрыть идейно-художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", опираясь на статью учебника, развивая навыки работы с текстом; анализировать и обобщать материал, представляя его в виде схем; отрабатывать навыки работ в группе, преследуя общие цели в достижении результата, учить умению слушать других и работать сообща.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Я люблю, а значит, я – живу…" 2014
Внеклассное мероприятие по литературе "Я люблю, а значит, я - живу..." служит для развития интереса у обучающихся к творчеству Владимира Высоцкого, способствует развитию в обучающихся творческого начала, помогает воспитывать средствами слова и музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности, умеющей воспринимать самобытность в человеке.
-
Поэтический образ Родины в лирике Ф.И. Тютчева 2014
Цель урока: обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности образа Родины в стихах Ф.И.Тютчева, основываясь на жизненные впечатления детей; продолжить работу по формированию навыков анализа стихотворений, в дальнейшем - коммуникативных навыков; способствовать нравственно-эстетическому воспитанию пятиклассников.
-
Урок литературы по теме "Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…»". 9-й класс 2014
Урок знакомит учащихся с жизнью и творческой биографией поэта; совершенствует навыки анализа лирического стихотворения; развивает эстетический вкус, творческие способности учащихся.
-
Проблема гуманизации экологического образования в школе 2014
В статье обобщается опыт учителей биологии, русского языка и литературы МАОУ СОШ № 9 города Армавира Краснодарского края по реализации проекта «Эколого-гуманитарная школа диалога и развития личности», основой которой является интегративно-гуманитарная модель экологического образования, создающая условия для эффективного формирования и развития экологического сознания учащихся.
-
«Журавлиная родина» у М.М. Пришвина. Урок внеклассного чтения в 6-м классе 2014
Цель урока: познакомить учащихся с материалами края в творчестве Пришвина; помочь увидеть авторское отношение к природе, мастерство писателя в ее изображении; вызвать интерес к личности М.М. Пришвина; способствовать формированию чувства любви и гордости за свой край.
-
Художественный анализ творчества Юрия Галева 2014
В нашем небольшом городке живет самый обычный человек. Но знают его все. Он поэт, музыкант, композитор. Является членом местного поэтического клуба «Седьмое небо». Пишет музыку на собственные стихи. Это Юрий Владимирович Галёв. В книге «Где деревенский квас вкусней крюшона…» собраны его стихотворения и рассказы. Меня радует, что сегодня провинциальная литература заявляет о себе в голос, привлекает своим разнообразием, неповторимой образностью в художественном восприятии.
-
Литературный кружок как эффективное средство формирования системы универсальных учебных действий 2014
В рамках реализации новых образовательных стандартов занятия в кружке открывают большие возможности как учителю, так и его воспитанникам. На занятиях кружка предполагается использование огромного количества современных технологий, методик, направленных на развитие и совершенствование системы универсальных учебных действий обучающихся.
-
Методическая разработка "Формирование культуры восприятия лирического произведения в 5–9-х классах в условиях классов малой наполняемости" 2014
Цель методической разработки – на основе анализа научной и методической литературы и многолетней практики обосновать и разработать методику формирования культуры восприятия лирического произведения в 5–9-х классах малокомплектной школы, учитывающую особенности поэтического языка, способствующую углублению восприятия лирического произведения и развивающую эмоциональную сферу учащихся 5–9-х классов в процессе изучения лирики.
-
Урок литературы по теме "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов". 10-й класс 2014
Урок по роману И.А. Гончарова "Обломов" позволит ребятам рассмотреть динамику развития отношений Обломова и Ольги, увидеть, как любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характере героев, без которых впечатления о них были бы полными и ошибочными. К концу урока ребята приходят к выводу, что любовь - это чувство, способное изменить человека в лучшую сторону, но Обломов не выдерживает это испытание.
-
Проблемный урок по повести М.Горького "Фома Гордеев": "Надо знать, для чего живете…". 11-й класс 2014
Проблемный урок для учащихся 11-го класса по повести М.Горького «Фома Гордеев». Основная цель урока: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев». В ходе урока ученики делятся на группы и проводят свои исследования. Урок развивает интерес к исследовательской работе, учит сравнивать, самостоятельно делать выводы, обобщения.