Литература
-
Кроссворд «Что за прелесть эти сказки…» (по сказкам Пушкина) 2014
Представлен кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.
-
Урок литературного чтения "Великие русские писатели. Иван Андреевич Крылов "Слон и Моська" 2014
Урок литературного чтения знакомит с творчеством И.А. Крылова и с его басней «Слон и Моська». Происходит знакомство с особенностями басни, обращается внимание на лексику, изобразительно-выразительные средства языка, которые использует в своем творчестве И.А. Крылов. Урок способствует развитию творческих способностей обучающихся средствами литературы и театра.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 8-й класс 2014
Урок предполагает осознание основных нравственных проблем в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», различение понятий чести и честолюбия. Ученики знакомятся с исторической эпохой Николая I, основными карточными терминами. Дети учатся анализировать героев повести, сопоставлять их, выявлять основные части композиции произведения, понимать роль эпиграфа.
-
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Философский, символический и экологический аспекты повести. 11-й класс 2014
На уроке учащиеся анализируют философские, символические, экологические аспекты повести, сопоставляют героев, учатся выявлять авторскую позицию, работать в группах, выявлять общность между образами произведения и фольклора.
-
Юный патриот Ваня Солнцев в произведении «Сын полка» В.П. Катаева 2014
Урок направлен на формирование концептуальных представлений учащихся о главном герое; умение определять основные качества характера Вани Солнцева; формирование таких личностных качеств, как сопереживание.
-
Урок татарской литературы "Творчество и биография Хасана Туфана" 2014
Урок-конференция составлен с учетом уже имеющихся у учащихся знаний в области творчества и биографии поэта Х.Туфана и направлен на развитие у детей способностей к научному анализу и систематизации изученного ранее материала, а также самостоятельному поиску новых фактов, касающихся изучаемой темы. В ходе урока изучается поэзия и жизненный путь выдающегося татарского поэта Хасана Туфана в историческом контексте эпохи
-
Открытый урок по творчеству М.Цветаевой "Моим стихам, написанным так рано…." 2014
Урок знакомит с биографией и творчеством поэтессы. Развивается художественная речь, изучаются языковые средства.
-
Урок литературы "Путешествие в мир писателя П.П.Бажова". 5-й класс 2014
Урок знакомит ребят с некоторыми фактами биографии П.П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта; проводится виртуальная экскурсия в дом-музей писателя; в лексикон детей вводится новый жанр для них – сказ, обращение к сказу «Каменный цветок».
-
Интегрированный театрализованный проект "Вернуться в Россию стихами" 2014
Интегрированный театрализованный проект посвящён творчеству поэтов, покинувших Россию и навеки сохранивших в своей душе любовь к Родине. Как жили они в далёких от Родины странах, вернулись ли они на Родину? Об этом данный проект. Цели: расширить рамки познания обучающихся в области литературы и мировой художественной культуры; привить подрастающему поколению чувство патриотизма и любви к Родине.
-
Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни» 2014
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо.
-
Урок литературы по теме «Добро и зло» (на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта А.К. Пинаева «Бездушный», «Щенок и Ослик») 2014
Конспект урока по литературе в аспекте требований ФГОС ОО для 7–9-х классов на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта Пинаева А.К. «Бездушный», «Щенок и Ослик». Цель урока: формирование представлений о добре и зле. Планируемые предметные результаты: способствовать правильному представлению учащихся о добре и зле; раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»; повышать общую культуру личности.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по жизни и творчеству А.С.Пушкина). 6–7-й классы 2014
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 6–7-х классов «Умники и умницы» нацелена на развитие познавательного интереса учащихся к жизни и творчеству А.С. Пушкина и может быть использована учителями-словесниками не только как готовый сценарий для внеклассной работы, но и как источник информации для создания собственных методических материалов.
-
Законы стихосложения. Трехсложные размеры стиха. 6–й класс
2014
Урок-презентация знакомит шестиклассников с основными трёхсложными размерами стиха на примере изученных стихотворных произведений. Изучение ритма помогает понять внутреннее состояние поэта, почувствовать его интонации, уловить тончайшие оттенки настроения, вложенные автором в стихотворение.
-
И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне» 2014
Басни И.А. Крылова знают все. Читатели смеются над героями басен - потешными зверями, иногда хитрыми, иногда злыми, иногда глупыми. Но все хорошо понимают, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, невежество. Автор рассказывает так, что мы видим яркую, живую, поучительную сценку. Язык басен удивительно прост и ясен. Они звучат как живой, непринужденный разговор.
-
Значения слова маленький в повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 7-й класс 2014
Философская роль иносказания раскрывается на уроке через образы темы взросления, образы ключевого слова названия произведения. Актуализация личного опыта обучающихся активирует их внутренний и внешний диалог.
-
Жизнь и творчество А.П.Чехова 2014
Разработка предназначена для учащихся 8–11-х классов. С её помощью ученики продолжают знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова, повторяют ранее изученные произведения писателя, закрепляют навыки конспектирования на слух. Прилагаемая презентация помогает учащимся более наглядно «увидеть» представленный в лекции материал, познакомиться с отрывками из художественных фильмов, снятых по мотивам произведений А.П.Чехова.
-
Нам дороги эти позабыть нельзя…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2014
Бывают события, которые быстро стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть даты, значение которых не только не уменьшается от времени - напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К ним относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Главной целью урока Мужества является воспитание настоящих патриотов, достойных граждан великой державы России, защитников Отечества.
-
Урок литературы по теме "Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"". 8-й класс
2014
Урок является итоговым в изучении данного произведения и проводится в форме семинарского занятия. Во время урока школьники учатся выделять проблему и доказывать её актуальность, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать, выполнять тестовые задания, развивать речевые навыки, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения. В содержание урока входит блиц-опрос обучающихся, анализ эпизодов повести, краеведческий материал, связанный с биографией А.С. Пушкина, работа по теории литературы.
-
Открытый урок по литературе на тему«Басня И.А.Крылова "Свинья под дубом"»
2014
Цели урока: проверить знания учащимися басен И.А.Крылова; повторить жанровые особенности басни; закрепить знания понятий, характерных для басни; формировать умение отличать жанр басни от других жанров; учить пользоваться планом анализа произведения; находить и характеризовать персонажей; выразительно читать по ролям; учить понимать иносказательный смысл басни и ее мораль.
-
"Детство, опаленное войной" (технологическая карта урока). 5-й класс 2014
Урок направлен на формирование личностного восприятия учащимися тех событий, которые описываются в лирических произведениях Симонова и Твардовского. Изучаются характеристики героев в произведении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Учащиеся овладевают такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
-
Тема урока: «В гостях у сказки…» 2014
Урок предназначен для проведения в 5-м классе после изучения темы «Сказки» с использованием сингапурской методики. Урок предполагает повторение особенностей сказок как одного из жанров народного творчества. Использование элементов сингапурской методики поможет более эффективно провести урок, расширяя познания учащихся в этом жанре, также поможет развить творческие способности детей.
-
Интегрированный урок литературы и истории по теме "Уникальное место – Архаринская писаница" 2014
Предлагается продуктивная и интересная форма организации интегрированного урока литературы и истории: составление экскурсионного маршрута «Уникальное место – Архаринская писаница». Работа двух групп: историков и литераторов позволит изучить историю Писанного камня, который расположен в верховьях реки Архара. Экскурсия состоит из 7 остановок: «Грибовка – село староверское», «Татаканское селище», «Дыды – горный хребет», «Голубой ключ», «Писаный камень – тайные письмена», «Привал у древнего дерева».
-
Внеклассное мероприятие "Час мужества" 2014
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся по литературе в системе работы учителя 2014
В статье описываются возможные варианты организации исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются творческие работы по различным предметам в учебное и внеучебное время, в том числе и по литературе, которые предполагают различные виды деятельности школьника и учителя.
-
Литературно-музыкальная композиция по произведениям М.Ю. Лермонтова «Прощание с Петербургом» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) 2014
В нашем спектакле мы с ребятами предположили, как мог пройти последний день пребывания Лермонтова в Петербурге перед отъездом в ссылку на Кавказ. Ребята творчески подошли к воссозданию эпохи, а это было не просто, все-таки XIX век…
-
Урок-проект "Мои любимые русские народные сказки". 5-й класс 2014
Данный проект ориентирован на расширение знаний о русских народных сказках, воспитание любви к чтению. Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, придумывание рекламы, публичное выступление, подготовка фотографий. В подготовке проекта принимают участие все ученики класса без исключения.
-
Урок-проект "Мультфильм? Мультфильм по басням И.А.Крылова". 5-й класс 2014
Урок общеметодической направленности с применением технологии дифференцированного подхода в обучении учит выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы. Урок способствует развитию творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения при совместном создании мультфильма и подготовке презентации-рекламы.
-
Литературная викторина "Черная курица, или Подземные жители"
2014
Разбор произведения в форме игры позволяет заинтересовать детей, досконально изучить его содержание. После проведения таких викторин дети могут очень быстро ответить на любой самый замысловатый вопрос по тексту. При такой форме подготовки, ребята замечают и запоминают то, на что при простом чтении они никогда бы не обратили своё внимание. Если подойти к проведению игры творчески, то это станет незабываемым событием в вашей школе.
-
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга". Тема "Листая страницы истории блокады Ленинграда" 2014
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга" - это модель занятия, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой в данной мастерской является творческая деятельность педагогов и учащихся. А диалог позволит высказать свое понимание происходящего.
-
Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет») 2014
Занятие направлено на изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В ходе занятия студенты знакомятся с историей создания рассказа; составляют синквейн к понятию «любовь»; характеризуют образы персонажей; определяют понятие «любовь» с точки зрения героев рассказа; с помощью дискуссии составляют мнение о главном герое Георгии Желткове.