Цель урока: Развить навык анализа драматического произведения.
Эпиграф к уроку:
Как действо адское театр был осуждён
У нас святошами и строго запрещён.
Но кучка странников однажды в воскресенье
Дала впервые нам в Париже представленье...
Никола Буало.
Ход урока
- Прочитайте внимательно эпиграф и скажите, какова будет тема нашего урока? Обратите внимание на ключевое слово, имеющее отношение к нашей теме. (Театр)
- О каком жанре произведения пойдёт речь? (Драма,фарс)
- С какими жанрами драматических произведений мы встречались в курсе литературы Древнего мира? (Трагедия Эсхила “Прометей Прикованный”, комедия)
- Что такое драма? (Это род литературных произведений,написанный для постановки артистами на сцене)
- А в курсе 7 класса с какими жанрами драмы мы познакомились? (Фарс)
- И сегодня мы с вами на уроке продолжим анализировать драматические произведения в жанре фарса. Запишем тему урока: “Жанр фарса и его особенности”.
- Как и когда создавалась средневековая драма? (Наибольшее развитие средневековая драма получила в 13 веке в условиях роста городов)
- Что такое фарс? (Фарс – от латинского и французского “начинаю” - один из жанров драмы. Автор часто неизвестен, сюжет прост. Это народная комедия, небольшая театральная пьеса лёгкого игривого содержания. Она обязательно смешная).
- Откуда берёт своё начало фарс? (Из Античной литературы, где были маски; из весёлых представлений актёров; масленичных игр)
- Где обычно разыгрывались фарсы? (На площадях и улицах городов. В средневековом театре было много необычного. Сцена в привычном понимании отсутствовала. Повозки с декорациями и “актёрами” разъезжали по городу или расставлялись кругом на площади, и зрители могли следить за всеми событиями одновременно. Артистами становились обыкновенные горожане: ремесленники, торговцы, священнослужители).
- Каковы основные черты фарса? (Сатира, юмор, сценки из бытовой жизни, грубый комизм, вольнодумство, переодевание и так далее).
- Назовите основные темы фарса. (Высмеивание трусости, стяжательства, жадности и других пороков людей).
- Обратимся к содержанию фарса “Школяр Мимен”. Коротко изложите содержание произведения.
- Откройте, пожалуйста, книги на странице 177 хрестоматии. Какие ассоциации возникают у вас со словом “школяр”? Где мы ещё встречали это слово? (В поэзии вагантов).
Дети зачитывают отрывки из поэзии вагантов наизусть: “Орден вагантов” (стр.151); “Нищий студент” (стр.154); “Рождественская песня школяров своему учителю” (стр.157).
- Кто же такой школяр? (Весёлый, находчивый, “вечный” студент)
- Есть ли что-то общее между фарсом и поэзией вагантов?
- Что именно? (Сатира, юмор, лексика...)
- В чём особенности композиции фарса? Что такое композиция? (Композиция – это строение произведения. Её особенности в данном произведении в том, что она проста, незатейлива, понятна).
- С чего начинается произведение? (Фарс, как и любое драматическое произведение, открывает список действующих лиц)
- Что такое пролог или экспозиция произведения? (Экспозиция – это вступительная часть. Здесь цель экспозиции – познакомить нас с героями)
- Что можно сказать о героях фарса, прочитав их фамилии? (Говорящие фамилии, типы – маски)
- Что такое завязка? (Это начало драматического произведения, появление главного героя)
- Найдите завязку в фарсе “Школяр Мимен” (Работа с текстом хрестоматии)
- Что такое кульминация и есть ли она в фарсе? (Кульминация – это момент наивысшего напряжения действия в драматическом и другом литературном произведении, находим кульминацию в фарсе “Школяр Мимен”, обратившись к тексту хрестоматии)
- Что такое развязка и что является развязкой в фарсе “Школяр Мимен”? (Развязка – конец драматического действия. Находим развязку в фарсе, работая с хрестоматией)
- Есть ли тут мораль? Что такое мораль? (Мораль – общепринятые правила поведения человека в обществе. Понятие морали очень близко с понятием нравственности).
- Найдите в тексте мораль и скажите,в чём она заключается? (Работа с хрестоматией)
- Итак, композиция проста, незатейлива, сюжет прямолинеен, прост.
- А сейчас послушайте отрывки из фарса и скажите, из какого именно произведения они?
Была охота мне зазря
Корпеть в стенах монастыря!
Пускай другие до зари
Свои мусолят буквари.
(“Школяр Мимен”)
Хоть нет храбрее полководца,
Чем я, да всё не удаётся
Сыскать врагов, то бишь поживу.
(“Маюэ Простак”Сумасброд)
Пойдёт насмарку всё ученье
Парнишку сгубят приключенья...
Да чтоб мой сын, моя кровинка,
Шёл, как убойная скотинка,
По чьей-то воле умирать?
(“Маюэ Простак” Любина)
Ты, верно, весь облазил город,
Что грязью вымазан, как боров?
(“Маюэ Простак” Горожанка)
Нечистая, наверно, сила
Меня в Париже подменила.
Но как же так? Вот два пера,
Что в шапку я воткнул с утра.
(“Маюэ Простак”)
- Коротко изложите основные события пьес “Школяр Мимен” и “Маюэ Простак”.
- С помощью каких художественных приёмов автор даёт нам характеристику героев?
(С помощью эпитетов, гиперболы, метафор – приводятся примеры из текста)
- Чем хотят заняться эти горе – вояки и какую цель перед собой ставят?
- Что мы узнали из текста о Мимене и его матери?
- Дайте характеристику этим героям.
(Работа с текстом)
- Кого из действующих лиц можно отнести к сатирическим персонажам и почему?
- Какие действия, поступки людей высмеиваются в фарсе?
- Как выражены основные черты характера героев? (Масками. Типы – маски: солдат – хвастун, школяр, лентяй...)
- Итак, автор для характеристики героев пользуется эпитетами, метафорой, гиперболой.
- Что вы можете сказать о языке произведения? (Язык фарса прост, много народных оборотов речи, жаргонных слов, используются пословицы, поговорки, он понятен)
- Какова мораль французских фарсов “Маюэ Простак” и “Школяр Мимен”?Есть ли она? (Природа человека греховна)
- Итак, чем эти фарсы схожи?
- В чём их различие?
- Каковы особенности жанра фарса?(Динамика действия, юмор, это должно быть коротко, сжато, иначе скучно, шутка динамична)
- Откройте тетради и запишите схему фарса.
Истоки фарса – представления весёлых актёров, масленичные игры, античная литература.
Сделаем вывод: в основе фарса убеждение, что природа человека была, есть и будет греховна.
Оценки за урок.
Домашнее задание.