Цели урока:
- Обучающая: Определить с учащимися суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому.
- Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитательная: Способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
Задачи:
- обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми
- научными и художественными открытиями, которые сделали учёные и писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы;
- учиться работать с текстом; находить “ключи” в нём для ответа на вопрос;
Оборудование:
- роман Ч.Айтматова
- портреты учёных-биологов, Ч. Айтматова;
- фрагменты из 3-й симфонии Бетховена и из 5-й симфонии Шостаковича;
- оборудование для исследований.
Словарь:
- Суть – самое главное, существенное
- Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль
- Истинный – действительный, настоящий, правдивый
- Ложный – ошибочный, неправильный, мнимый
- Антитеза – противопоставление.
- Генетика – (от греч. — происходящий от кого-то) — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
- Евгеника – (от греч. — “хорошего рода”, “породистый”) — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.
- Экспериментатор – учёный, занимающийся опытами
План урока
- “Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла...”
- “Зло, сотворённое, не уходит бесследно, безответно вместе с теми, кто его творил, а оседает где-то в бункерах генетики до поры до времени”
1. “Два призрака спорят о жизни и смерти”
2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”
3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”
4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.
Ход урока
“Здесь нет правых и виноватых,
нет справедливых и несправедливых, нет ангелов
и нет бесов, как нет победителей. Есть только
побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.
(Б.Васильев)“Каждый волен делать выводы сообразно
своим понятиям и устремлениям души”.
(Ч. Айтматов)
1. Организационный момент.
- звучит музыка Бетховена, симфония мощи и космичности.
Музыка - это одна из неисчислимых трансформаций солнечной энергии, она исходит из недр Вселенной, а композитор, как рада, улавливает музыку из космоса, формирует её, гармонизирует, делает ее конкретно звучащей”. /Айтматов/
Вступительное слово учителя.
На долю человека выпадает много испытаний. Испытание богатством. Испытание бедностью. Испытание властью, любовью... Каждому свое. Но есть одно испытание, которое выпадает всем, - испытание временем. Времена бывают стабильные, бывают - беспокойные, бывают времена глобальных перемен. Мудрые китайцы говорили: “Не дай Бог тебе жить во времена перемен”. Каждому выпадает свое время. “Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся в нем”. И сегодня мы поговорим о том, как живут и умирают люди в переходные периоды истории, времена революций и войн, и почему китайцы считали такие периоды самым тяжелым испытанием для человека, а пожелание: “чтоб тебе жить во времена перемен” — считалось самым страшным проклятьем.
Слайд 2, 3
Лента времени.
XX век | 1904-1905 | 1905-1907 | 1914-1918 | 1917 | 1918-1920 |
Историческая часть | Русско-японская война | Первая русская революция | Первая мировая война | Вторая русская революция | Гражданская война |
Слайд 4
“Неуживчивые, неугомонные призраки. Одинаковые с виду, одинаково приземистые, одинаково башкастые, шептуны-собеседники. Фантомы, двое призраков, неразлучная пара”. (Ч.Айтматов “Тавро Кассандры”). Ленин и Сталин у стен Кремля даже после смерти не перестают спорить.
- О чём они говорят?
Слайд 5
Посмотрите на иллюстрацию, вам она знакома?
Это Площадь Революции в Челябинске.
Она была так названа в честь большевистского переворота, который произошёл в России в 1917 году. В нашем городе также сохранились топонимические названия о тех памятных временах.
Слайд 6 – Фрагмент 1
Цель нашего урока – определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны.
Исследования Н.Кольцова
Многие исследователи обратились к евгенике, науке о способах улучшения генетических качеств человека. Создавались евгенические общества. Одним из пионеров этого движения был Николай Кольцов – основатель Московского института экспериментальной биологии.
“Необходимо создать в результате мнения евгеники не просто человека разумного, а наиболее разумного, необходимо развитие лучших генетических качеств человеческого рода” (Н.Кольцов)
Неслучайно главный герой романа Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” - Андрей Крыльцов, когда-то подброшенный матерью к дверям детского дома.
Исследования А.Богданова
Согласно теории Александра Богданова, русского философа и революционера, самым быстрым способом создания нового общества был обмен кровью.
Слайд 7 - Фрагмент 2
Идея переливания крови, предложенная Богдановым в 20-е годы, была впервые изложена в фантастическом романе-утопии “Красная звезда”, написанным в 1908 году. Это был один из первых научно-фантастических романов в России. В романе рассказывается о приключениях русского революционера на Марсе. На этой планете победил коммунизм, и местные учёные обнаружили, что переливание крови способствует оздоровлению человеческого тела. Всех жителей Марса объединяет кровное братство, и им почти удалось достичь бессмертия.
Первоначально Богданов обменивался кровью со своими соратниками.
Богданов усмотрел в крови источник здоровья и источник омоложения. Это гениальная мысль. Богданов думал, что защита от болезней в крови, и он был совершенно прав.
Богданов считал, что обмен кровью между молодыми и старыми, больными и здоровыми необходим. Он был уверен, что нашёл способ спасения человечества, устанавливая таким образом биологическую связь между поколениями. Он верил, что это даст вторую молодость ветеранам революционного движения, а советская молодёжь получит опыт, иммунитет и биологические факторы защиты.
- Что происходит при переливании крови? (изъяли кровь, изъяли из тканей суммарные токсины и влили чужую, в которой этого ничего нет. Чувствуешь себя молодым и активным)
Слайд 8 - Фрагмент 3
Во время 12 переливания крови Богданов умер.
- Как вы думаете, что привело к смерти учёного? (не был изучен резус-фактор)
Потом стали определять группы крови, такой службы не было в стране, её надо было создавать. Богданов предлагал переливать при истощении, при анемии (а в то время люди мало ели, голодали, были худыми, у многих был туберкулёз,
Эксперимент.
- Рассмотрите анализы крови, сравните показатели гемоглобина в крови, лейкоцитов, СОЭ.
Помимо опытов с переливанием крови, в это же время создавались первые лечебницы для лидеров революционной элиты, где использовались самые разные виды лечебных практик. Одна из них – скипидарные ванны.
- Какими лечебными свойствами обладает скипидар?
- Какова польза скипидарных ванн?
Проведём небольшой опыт. Размешаем определённое количество жёлтого раствора скипидара в горячей воде (37гр.), через 5 минут температура воды повысится.
Скипидарные ванны открывают закрытые капилляры, восстанавливают снабжение кровью, обеспечивают приток кислорода – жизнь тканей и клеток восстанавливается.
Исследования И. Иванова
Слайд 9 - Фрагмент 4а
Слайд 10 – Фрагмент 4б
- Что напомнил вам этот фрагмент?
- Чем занимается профессор Преображенский в романе Булгакова “Собачье сердце”?
Слайд 11
В середине 20-ых годов Московский институт экспериментальной биологии находился в центре научной жизни, здесь проводились уникальные эксперименты. Например, удалось пересадить сердце жабе и изменить пол шелкопряда. Однако, директор института Николай Кольцов запретил любые эксперименты с людьми. Он был уверен, что попытки радикального изменения человеческой природы преждевременны. Но некоторые студенты были настроены решительно. Среди них был Александр Серебровский, учёный, прославившийся в области генетики домашней птицы. Он был сторонником искусственного осеменения, предложенного Ильёй Ивановым. Вот ряд его смелых тезисов: искусственное осеменение от выдающихся деятелей революции, производство идеального потомства. От одного выдающегося мужчины можно получить огромное количество детей, что позволит очень быстро улучшить умственные и нравственные качества народа. Это ускорит эволюцию человечества и откроет для страны путь в будущее.
Обратимся к роману Ч.Айтматова “Тавро Кассандры”.
Слайд 12
- Как решалась проблема искусственного выведения человека? (с.91-92)
- Как планировалось выведение “иксродов” - беззаветных революционеров ХХI века? (с.97-99)
- Как “миф о манкуртах переплетается с появлением новых людей - “иксродов”, которые положат конец Отцовству и Материнству”?
- Когда в А.Крыльцове заговорила совесть? Кто разбудил её? ( с. 106)
Вскоре евгеника стала считаться реакционной наукой. Эксперименты 20-ых годов остались в прошлом.
Исследования Павлова
Слайд 13 - Фрагмент 5
Павлов прославился изучением условных рефлексов, у каждого из нас вырабатываются такие рефлексы.
Если собаке можно привить рефлекс страха и повиновения, то почему это не нельзя сделать и человеку?
“Изучение животных – это первая ступень изучения психики. Человеческая природа может вполне измениться под действием Диктатуры Пролетариата” (Павлов).
Троцкий был не согласен с Павловым: “ Теории условных рефлексов нет места в социалистической науке, результаты опытов с собаками не применимы к человеческому обществу”.
В Советском Союзе создавалась новая социальная среда, призванная перевоспитать человека. Коммунистической партии нужны были научные обоснования для поддержания идеологии, и коммунисты нашли их в теории Павлова, который говорил, что ведущую роль в формировании человеческой личности играет именно окружающая среда.
Павлов утверждал, что условные рефлексы формируются под влиянием окружающей среды.
“Жизнь, свобода, достоинство – всё находится в руках государства, - писал Павлов, – всё гражданское общество превратилось в дрожащую однородную массу”. Но Павлов был нужен государству, он был лидером Советской науки. “Вся наша жизнь состояла из экспериментов, наше правительство – тоже экспериментатор, только несравненно более высокой категории. ...... Террор и насилие указывают на формирование рефлексов страха, покорности и слепого подчинения”. Но именно этого и добивалось правительство.
2013 год объявлен Президентом годом Экологии.
- Как реагирует природа в романе Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” на происходящие события?
- Каким представлен океан в романе?
- Групповое самоубийство китов, противоречащее закону биологии, закону самосохранения вида, - что это? Реакция мирового разума на земные события? (с.86)
- Какова связь китов и совы, живущей на Спасской башне? С.61, 77-78,
Вернёмся к плану урока.
1. “Два призрака спорят о жизни и смерти”
2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”
3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”
4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.
Итог.
“В газете три объявления: смерть Филофея, гибель китов, мёртвая сова на мавзолее”.
“Люди должны знать, что конец света – в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях, и это сказывается на генетическом коде человека, приближая кризис. И будет поздно, когда грянет гром...” (85)
“Вечность вечна сама по себе, а человеку положено продлевать кредит на вечность из рода в род единственным способом — нравственным самосовершенствованием” (Ч.Айтматов)