Цель урока: Обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
Тип урока: игра-конкурс
Оборудование: репродукции картин на мифологические темы, раздаточный материал.
Класс предварительно делится на 3 команды, которые заранее выбрали себе название и составили клятву олимпийцев. В качестве домашнего задания было предложено инсценировать эпизод из любого мифа. Члены жюри – учитель истории и литературы. Ведущий – ученик старшей школы.
Ход урока
План проведения Олимпийских игр
1. Торжественное открытие Олимпийских игр;
2. Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”);
3. Бег (“Боги Древней Греции”);
4. Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”);
5. Метание диска (“Фразеологические обороты”);
6. Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов);
7. Борьба I (“Боги”);
8. Борьба II;
9. Борьба III (“Боги”);
10. Домашнее задание;
11. Закрытие Олимпийских игр.
Учитель литературы: Музыка
Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на священной земле. Сегодня мы попытаемся обобщить знания о Древней Греции.
Ученик:
Клио, богиня, наскучив
С богами сидеть
На высоком Олимпе,
На землю решила сегодня
Спуститься и здесь, в классе,
Устроить праздник для всех.
Слово учителя истории про Олимпийские игры:
Самым прославленным храмом, посвященным богу Зевсу, был храм в Олимпии. Здесь в честь верховного божества каждые 4 года устраивались общегреческие празднества – олимпийские игры. На период олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.
Со всей Греции в Олимпию съезжалась самая сильная, ловкая и одаренная молодежь для соревнований по гимнастике, музыке и литературе. Из гимнастических состязаний особой любовью пользовался бег. Молодежь состязалась в метании диска и копья, в прыжках, борьбе и кулачном бою. Победители соревнований в Олимпии награждались лавровыми венками.
В старину, в античном мире,
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.
Учитель литературы: Итак, священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны, ступайте же в Олимпию! А я объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом.
Пусть всем участникам нашей Олимпиады сопутствует Фортуна, богиня счастья, случая и удачи.
Учитель истории: Вы все помните, что одна из главных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса. Она была гордостью и славой всех греков, и тех, кто не видел статую олимпийского Зевса, считали несчастными. Статуя Зевса принесет нам сегодня удачу, а также он будет следить за игрой с высоты Олимпа.
Ученик: Я хотел бы услышать клятву участников состязания.
Клятва участников:
Бороться честно;
Не пользоваться запрещенными приемами;
Проявлять уважение к соперникам;
(судьям) Выносить справедливые решения.
Учитель литературы: для участия в олимпийских играх вы разделились на 3 команды. Каждая команда должна была придумать себе название, выбрать бога-покровителя и заполнить свой маршрутный лист.
Представление команд капитанами (показ маршрута на карте “Древняя Греция”)
Жеребьевка
Задание № 1 Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”)
Учитель истории и литературы: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.
Он собьется с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его ....(Гермес)
Под землей на тропке
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Кербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут...(Аид)
На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости....(Афина)
Короткая шпаргалка
Для маленьких детей:
Тесей покорил Минотавра,
А Медузу-Горгону...(Персей)
Он меткий стрелок
И на лире играет.
Десять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он –
Брат Артемиды, бог ...(Аполлон)
Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта...(Афродита)
(6 листов)
Задание № 2 Бег (“Боги Древней Греции”)
Учитель литературы: Каждой команде раздается лист с заданием. За одну минуту соедините части предложения в единую фразу. На первой части предложения написано имя бога, а на второй его значение в жизни греков.
№ | Значение | Бог |
1. | Бог моря | Зевс |
2. | Бог царства мертвых | Деметра |
3. | Богиня земледелия и плодородия | Гера |
4. | Богиня мудрости, воительница | Посейдон |
5. | Бог грома и молнии | Афина |
6. | Богиня красоты и любви | Дионис |
7. | Бог виноделия | Аид |
8. | Богиня семейного очага | Гермес |
9. | Бог кузнечного дела | Афродита |
10. | Бог торговли | Аполлон |
11. | Богиня победы | Гефест |
Арес | ||
Ника |
(За правильные ответы – 3 листа, если допущена 1 ошибка - 2 листа, если 2 ошибки – 1 лист).
Задание № 3 Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”)
Учитель истории: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.
- Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода)
- Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия – пища богов)
- Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)
- Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей)
- Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы)
- Какой из богов самый некрасивый? (Бог огня, бог-кузнец - хромой Гефест).
- Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью “Прекраснейшей”? (Афродите)
- Какая война разгорелась из-за спора трех богинь? (Троянская)
- Вестник богов у древних греков (Гермес)
- Перевозчик душ умерших (Харон)
- Бог торговли (Гермес)
- Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф)
- Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена).
- Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон)
- Кто подарил людям огонь? (Прометей)
- Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)
- Богиня справедливости и правосудия (Фемида)
- Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)
- Перечислите древнегреческих муз (Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа- муза лирики, Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания – муза астрономии. За каждый правильный ответ – 1 очко).
- Дикие существа, полулюди – полукони, обитатели гор и лесов (Кентавр).
- Туловище этого чудовище спереди львиное, в середине козье, а сзади змеиное, у него три головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя (Химера).
- Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она сидела неподалеку от города и задавала прохожим загадку: “Кто утром ходит а четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?”. Не сумевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятиях (Сфинкс). Отгадайте загадку Сфинкса (человек).
- Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – “собаки Зевса” (Грифоны).
- Волшебная птица родом из Эфиопии. Она похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет, но, когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает. Из праха ее возрождается новая птица (Феникс).
- Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей (Ехидна).
- Полуженщины – полуптица с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их (Сирены).
- Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом (Цербер).
(27 листов).
Задание № 4 Метание диска (“Фразеологические обороты”)
Учитель литературы: От каждой команды приглашается капитан. Необходимо объяснить современное значение фразеологизмов. Тем, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов, даются лишние очки.
1.
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
2.
Панический страх
Ящик Пандоры
3.
Сизифов труд
Кануть в Лету
(6 листочков)
Кто быстрее из капитанов объяснит значение фразеологизма Прокрустово ложе?
Задание № 5 Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов)
Учитель литературы: Ребята, а сколько подвигов совершил Геракл? Вы сейчас сделаете репортаж одного из подвигов Геракла.
Как известно, первая газета появилась в Англии в 17 веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем “Олимпийская правда” или “Вечерний Олимп”.
Итак, вам необходимо сделать репортаж об одном из 12 подвигов Геракла. Я думаю, что не будет затруднения, ведь вы хорошо знаете этот миф. Рассказать о тех подвигах, которые изображены на карточках. Представители от каждой команды, подойдите ко мне.
- 1 команда: составляет репортаж о том, как Геракл сражался с Лернейской гидрой.
- 2 команда: готовит репортаж о том, как Геракл в один день очистил стойла у царя Авгия.
- 3 команда: составляет репортаж о путешествии Геракла за золотыми яблокам Гесперид.
(2 листочка)
Учитель истории: А пока одни участники команды готовят репортаж, другие представители команды отвечают на вопросы по “Двенадцати подвигам Геракла”:
- Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие)
- Сколько голов было у Гидры? (9)
- Кто помог одолеть Гидру? (Иолай – племянник Геракла)
- Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (с помощью трещоток)
- Кому принадлежала Керинейская лань? (Артемиде)
- Куда спрятался Еврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (в большой бронзовый сосуд)
- Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон)
- Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед)
- Каково значение пояса Ипполиты? (знак власти, приносил удачу)
- Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)
- Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел)
- Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру)
- Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта)
- Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства)
- Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид)
- Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли)
- Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас)
(17 листочков)
Жеребьевка
Репортаж
Задание № 6
Борьба I (Боги)
Учитель: Зевс подходит к командам и предлагает вынуть из “черного ящика” по 4 предмета. Нужно определить, кому принадлежат предметы.
Бог | Предмет |
Артемида | Колчан со стрелами и лань |
Посейдон | Трезубец, дельфин |
Афродита | Сердце, зеркало |
Арес | Меч и щит |
Фемида | Меч и весы |
Прометей | Огонь |
Зевс | Молния |
Аид | Пес Цербер |
Дионис | Гроздь винограда |
Деметра | Сноп пшеницы |
Гефест | Молот и наковальня |
Аполлон | Лира |
(12 листочков)
II Учитель: На экране написано 5 слов. Определите лишнее слово и укажите, почему именно это слово лишнее (по 2 человека от команды).
- Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее имя – Пенелопа)
- Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (лишнее – Троя)
- Сцилла, Сирены, Приам, Полифем, Харибда (лишнее – Приам)
- Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (лишнее – Нимфа)
- Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (лишнее – Амон-Ра)
- Геракл, Персей, Дедал, Прометей, Тесей (Дедал) (6 листочков)
III (А) Боги (2 человека)
Учитель: Каждой команде раздаются вопросы, и участники должны быстрее своих соперников правильно написать имена мифологических персонажей.
- “Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана”. (Прометей)
- “Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах”. (Артемида)
- “В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю”. (Гефест)
- “Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод”. (Геракл)
- Увидел несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись кони, почуяв свободу”. (Фаэтон, сын Гелиоса)
- “И родился у умирающей Семелы сын, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне”. (Дионис)
(6 листов)
III (В) Греко-римские боги (1 человек из команды выполняет задание, пока другие участники отвечают на вопросы)
Учитель: На листе написаны имена греческих и римских богов. Ваша задача - правильно соотнести эти имена.
1. Царь богов и людей, бог грома и молнии | Зевс | Минерва |
2. Хранительница семьи | Гера | Меркурий |
3. Богиня любви | Афродита | Юнона |
4. Бог войны | Арес | Нептун |
5. Богиня мудрости и справедливой война | Афина | Юпитер |
6. Богиня – охотница | Артемида | Купидон |
7. Бог огня и кузнечного дела | Гефест | Марс |
8. Бог моря | Посейдон | Вулкан |
9. Бог любви | Эрот | Диана |
10. Бог торговли и прибыли | Гермес | Венера |
(За правильные ответы – 3 листа, если допущена 1 ошибка - 2 листа, если 2 ошибки – 1 лист).
При равном счете задаются дополнительные вопросы:
- В какое животное мог превращаться Зевс? (в быка)
- Какое животное приносили в жертву Гере? (корову)
- Какая богиня носит прозвище “пенорожденная” (Афродита)
Задание № 7 Домашнее задание
Учитель: Командам необходимо инсценировать эпизод из любого мифа. Выступление оценивается в 2 балла (1 балл – за постановку, второй - за то, насколько узнаваемы были герои). Соперники могут получить дополнительный балл для своей команды, если угадают название мифа и назовут действующих лиц.
Учитель литературы: Пока судьи подсчитывают количество баллов, каждая команда прикрепляет свои листочки и тоже подчитывает количество баллов.
Итак, сильнейший определился в честной борьбе. Венчаем победителя венком. Также победителей ждут почести и привилегии, например, они первыми получает отметку в журнал.
А наше путешествие в далекое прошлое на сегодняшний момент завершилось. Но оно будет продолжаться всю вашу жизнь, т. к. греческая мифология стала неисчерпаемым источником для искусства, критерием и образцом, а знание ее – непременным условием и признаком образованности.