Цели урока:
- рассмотреть образ главного героя, дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия главного героя, исследовать причины его гибели;
- обобщить сведения, которые получат учащиеся на этом уроке;
- воспитывать чувствующего чужую боль читателя, сопереживающего герою;
- уметь правильно и логично выражать свои мысли;
- пробуждать интерес к литературе, развивать внимание, выдержанность, дисциплинированность.
Ход урока
...что за огненная душа,
что за могучий дух,
что за исполинская натура
у этого Мцыри!
(В.Г.Белинский)
1. Словарная работа:
- Образ в литературе - художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.
- Романтический герой - образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её.
- Романтический пейзаж – необыкновенный, экзотический.
- Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный.
- Исполинский – необычайно большой.
2. Слово учителя: “На уроке в своих выступлениях вы будете использовать термины и слова, вспомните их значение и произношение.
Звучит музыка: звон колоколов из песни И.Талькова “Россия”.
Под музыку учитель произносит вступительное слово.
Дорогие ребята! Вы уже прочитали название темы урока и слова В.Г.Белинского, взятые нами в качестве эпиграфа. Парадокс! Такой человек и смерть! Постараемся разобраться в этом.
В течение работы над поэмой “Мцыри” мы находились во власти лермонтовского произведения. Радовались, когда Мцыри удалось убежать из монастыря, как хотелось нам помочь ему найти дорогу на Родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом.
Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но печально, что он умер от ран. Мы слушали его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяние или протест против неволи?
Ответ мы получим в конце урока, глубже поняв духовный мир юноши, раскрыв его образ, ответив на поставленный вопрос.
3. Проверка домашнего задания.
а) Рассказать о жизни Мцыри в монастыре. Характер и мечты юного послушника.
б) Какова цель побега?
в) Что значит для Мцыри быть свободным?
(Отвечая на вопросы, подтверждайте свои мысли цитатами из текста).
Выводы: Представление о свободе связано с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным – значит вырваться из мрачного плена. В душе его постоянно живее т образ неизвестного, но желанного чудного мира тревог и битв.
Слово учителя:
Поэма Лермонтова романтическая, её герой не похож на окружающих его людей. Он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному.
Вопрос: Докажите эту мысль строчками из поэмы. (Я знал одну лишь думы страсть...)
Выводы: Главная страсть героя жить полно, свободно в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря на далёкой любимой Родине.
г) Работа с текстом.
Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время скитаний?
(По учебнику – гл. 6, 9, 10, 11) и схеме: Всю жизнь Мцыри можно представить в виде двух кругов - характеристик: свобода и неволя.
(См. презентацию).
д) Роль пейзажа в поэме.
Слово учителя: Пейзаж в поэме играет важную роль, тем более что он дан в восприятии героя, а значит становится средством характеристики Мцыри.
11 глава. Описание утра.
Выразительное чтение подготовленным учеником.
Вопросы: Что особенного вы заметили?
б) Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
Выводы: Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен. Это его первое утро на воле. Именно отсюда начинается его познание жизни.
Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах.
6 глава. Описание природы.
Выразительное чтение по учебнику от слов “Я видел груды тёмных скал... до слов... Седой незыблемый Кавказ”.
Вопросы:
а) Докажите, что здесь нарисован романтический пейзаж?
б) Нашёл ли Мцыри ответ на вопрос “прекрасна ли земля?”
в) Зачем живёт человек?
Выводы: Пейзаж показан глазами героя и передаёт его мысли, чувства.
- 1-я картина – разделена потоком – одиночество, отчаяние, непреодолимое стремление на Родину;
- 2-я картина – мир прекрасен. Его монолог – гимн этому миру (Для воли...). Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.
Анализ эпизодов.
Вопрос: Какие эпизоды, как вы думаете, важны для раскрытия образа Мцыри?
а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу.
б) Встреча с грузинкой.
в) Бой с барсом.
Выводы: Ощущение счастья вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить, дало ощущение почувствовать дружбу между сердцем и грозой, общение с природой принесло радость, восторг, счастье борьбы.
Художественное чтение отрывка.
Вопросы:
а) Какие качества характера проявились в этой схватке?
б) Почему юноша победил?
Выводы: Этот отрывок прекрасно характеризует героя. Мцыри предстаёт перед нами человеком необыкновенным: ему всё по плечу, даже удаётся почти безоружным, врукопашную схватиться со зверем и победить.
Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу жить. В мире дикой природы герой чувствует себя, как зверь степной.
Работа по иллюстрациям
Ф. Константинова, И.Тоидзе, И. Глазунова, М.Орловой-Мочаловой.
Чьи иллюстрации больше соответствуют нашему представлению о герое?
Высказывания учащихся.
Сообщение на тему “Выразительно – изобразительные средства языка в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”.
Выводы:
Для того чтобы нарисовать яркий, запоминающийся образ Мцыри, автор использует эпитеты, метафоры, сравнения. Богатство выразительно - изобразительных средств находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя.
Обобщая сказанное о Мцыри, мы видим перед собой поэтически возвышенную натуру, выносливого, смелого, бесстрашного, целеустремленного, твердого, гордого и отважного человека, отвергающего жалость и сострадание.
Вопрос: Так почему должен гибнуть человек?
Высказывания учащихся.
Выводы: Два круга: свобода и неволя. Самое страшное для героя то, что путь в открытом пространстве замкнут, он движется по кругу. Истоки трагедии в а) условиях, которые окружали с детства, незнание жизни;
б) обстоятельства лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, сделав цветком тепличным: На мне печать тюрьма оставила...
А может это судьба?
Вспомним его слова: “Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной”.
Заключительное слово учителя.
У каждого человека есть своя судьба. По воле божьей мальчик оказался в монастыре и мог бы прожить жизнь, предназначенную ему судьбой.
Но герой убегает, не смиряется. Его судьба не создана для жизни в монастыре, он затеял с небом гордую вражду, поэтому он погибает.
Но Мцыри достиг желанной свободы, увидел мир, который сильно отличается от монастырской жизни. Но какой ценой?
Ценой собственной жизни.
(Звон колоколов)
Последнее желание – быть похороненным вне стен монастыря, ещё раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать поражением и примирением с судьбой.
Используемая литература.
- Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / часть 1. Москва “Просвещение” 2010.
- Организация современного урока литературы. Автор – составитель: Богомолова Т.И. Калуга 2002.
- Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Н.В.Егорова. Москва “Вако” 2013.
- О.П.Монахова, М.В. Малхазова “Русская литература 19 века”.