Урок-исследование. "Почему должен гибнуть человек?" (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • рассмотреть образ главного героя, дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия главного героя, исследовать причины его гибели;
  • обобщить сведения, которые получат учащиеся на этом уроке;
  • воспитывать чувствующего чужую боль читателя, сопереживающего герою;
  • уметь правильно и логично выражать свои мысли;
  • пробуждать интерес к литературе, развивать внимание, выдержанность, дисциплинированность.

Ход урока

...что за огненная душа,
что за могучий дух,
что за исполинская натура
у этого Мцыри!
(В.Г.Белинский)

1. Словарная работа:

  • Образ в литературе - художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.
  • Романтический герой - образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить её.
  • Романтический пейзаж – необыкновенный, экзотический.
  • Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный.
  • Исполинский – необычайно большой.

2. Слово учителя: “На уроке в своих выступлениях вы будете использовать термины и слова, вспомните их значение и произношение.

Звучит музыка: звон колоколов из песни И.Талькова “Россия”.

Под музыку учитель произносит вступительное слово.

Дорогие ребята! Вы уже прочитали название темы урока и слова В.Г.Белинского, взятые нами в качестве эпиграфа. Парадокс! Такой человек и смерть! Постараемся разобраться в этом.

В течение работы над поэмой “Мцыри” мы находились во власти лермонтовского произведения. Радовались, когда Мцыри удалось убежать из монастыря, как хотелось нам помочь ему найти дорогу на Родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом.

Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но печально, что он умер от ран. Мы слушали его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяние или протест против неволи?

Ответ мы получим в конце урока, глубже поняв духовный мир юноши, раскрыв его образ, ответив на поставленный вопрос.

3. Проверка домашнего задания.

а) Рассказать о жизни Мцыри в монастыре. Характер и мечты юного послушника.

б) Какова цель побега?

в) Что значит для Мцыри быть свободным?

(Отвечая на вопросы, подтверждайте свои мысли цитатами из текста).

Выводы: Представление о свободе связано с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным – значит вырваться из мрачного плена. В душе его постоянно живее т образ неизвестного, но желанного чудного мира тревог и битв.

Слово учителя:

Поэма Лермонтова романтическая, её герой не похож на окружающих его людей. Он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному.

Вопрос: Докажите эту мысль строчками из поэмы. (Я знал одну лишь думы страсть...)

Выводы: Главная страсть героя жить полно, свободно в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря на далёкой любимой Родине.

г) Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время скитаний?

(По учебнику – гл. 6, 9, 10, 11) и схеме: Всю жизнь Мцыри можно представить в виде двух кругов - характеристик: свобода и неволя.

(См. презентацию).

д) Роль пейзажа в поэме.

Слово учителя: Пейзаж в поэме играет важную роль, тем более что он дан в восприятии героя, а значит становится средством характеристики Мцыри.

11 глава. Описание утра.

Выразительное чтение подготовленным учеником.

Вопросы: Что особенного вы заметили?

б) Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Выводы: Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен. Это его первое утро на воле. Именно отсюда начинается его познание жизни.

Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах.

6 глава. Описание природы.

Выразительное чтение по учебнику от слов “Я видел груды тёмных скал... до слов... Седой незыблемый Кавказ”.

Вопросы:

а) Докажите, что здесь нарисован романтический пейзаж?

б) Нашёл ли Мцыри ответ на вопрос “прекрасна ли земля?”

в) Зачем живёт человек?

Выводы: Пейзаж показан глазами героя и передаёт его мысли, чувства.

  • 1-я картина – разделена потоком – одиночество, отчаяние, непреодолимое стремление на Родину;
  • 2-я картина – мир прекрасен. Его монолог – гимн этому миру (Для воли...). Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.

Анализ эпизодов.

Вопрос: Какие эпизоды, как вы думаете, важны для раскрытия образа Мцыри?

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

Выводы: Ощущение счастья вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить, дало ощущение почувствовать дружбу между сердцем и грозой, общение с природой принесло радость, восторг, счастье борьбы.

Художественное чтение отрывка.

Вопросы:

а) Какие качества характера проявились в этой схватке?

б) Почему юноша победил?

Выводы: Этот отрывок прекрасно характеризует героя. Мцыри предстаёт перед нами человеком необыкновенным: ему всё по плечу, даже удаётся почти безоружным, врукопашную схватиться со зверем и победить.

Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу жить. В мире дикой природы герой чувствует себя, как зверь степной.

Работа по иллюстрациям

Ф. Константинова, И.Тоидзе, И. Глазунова, М.Орловой-Мочаловой.

Чьи иллюстрации больше соответствуют нашему представлению о герое?

Высказывания учащихся.

Сообщение на тему “Выразительно – изобразительные средства языка в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”.

Выводы:

Для того чтобы нарисовать яркий, запоминающийся образ Мцыри, автор использует эпитеты, метафоры, сравнения. Богатство выразительно - изобразительных средств находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя.

Обобщая сказанное о Мцыри, мы видим перед собой поэтически возвышенную натуру, выносливого, смелого, бесстрашного, целеустремленного, твердого, гордого и отважного человека, отвергающего жалость и сострадание.

Вопрос: Так почему должен гибнуть человек?

Высказывания учащихся.

Выводы: Два круга: свобода и неволя. Самое страшное для героя то, что путь в открытом пространстве замкнут, он движется по кругу. Истоки трагедии в а) условиях, которые окружали с детства, незнание жизни;

б) обстоятельства лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, сделав цветком тепличным: На мне печать тюрьма оставила...

А может это судьба?

Вспомним его слова: “Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной”.

Заключительное слово учителя.

У каждого человека есть своя судьба. По воле божьей мальчик оказался в монастыре и мог бы прожить жизнь, предназначенную ему судьбой.

Но герой убегает, не смиряется. Его судьба не создана для жизни в монастыре, он затеял с небом гордую вражду, поэтому он погибает.

Но Мцыри достиг желанной свободы, увидел мир, который сильно отличается от монастырской жизни. Но какой ценой?

Ценой собственной жизни.

(Звон колоколов)

Последнее желание – быть похороненным вне стен монастыря, ещё раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать поражением и примирением с судьбой.

Используемая литература.

  1. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / часть 1. Москва “Просвещение” 2010.
  2. Организация современного урока литературы. Автор – составитель: Богомолова Т.И. Калуга 2002.
  3. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Н.В.Егорова. Москва “Вако” 2013.
  4. О.П.Монахова, М.В. Малхазова “Русская литература 19 века”.