Литература
-
Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс 2018
Цели урока: определить понятие счастья для героев поэмы; обозначить авторскую позицию по данной проблеме; поразмыслить над современным пониманием счастья.
-
Образы человека и природы в творчестве С.Есенина 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать образность метафор в творчестве поэта.
-
Информационная карта урока по теме "Жилин и Костылин: сравнительная характеристика" 2018
Цели урока: поисковое чтение, оценка поступков героев, сопоставление героев, анализ художественного текста; формулировать устные и письменные высказывания.
-
День рождения неисправимого мечтателя Александра Грина в отдельно взятой школе 2018
«Когда дни начинают пылиться, а краски меркнуть», значит, настало время читать Александра Грина. На один учебный день весь Лицей превратился в Гринландию с её героями, городами, проливами и кораблями. И учащиеся получили возможность совершить удивительное «путешествие» в мир, наполненный солнечным светом, цветением трав и морским ветром.
-
Урок литературы по теме «Легко ли быть молодым?» (по рассказу В.П.Астафьева «Людочка»). 9-й класс 2018
Данный урок способствует формированию нравственных основ в развитии личности ребёнка. В ходе урока учитель стремится создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, находить в произведении непонятные для себя «тёмные» места, задумываться над их художественным значением.
-
Технология проблемного обучения на уроках литературы 2018
Использование на уроках литературы технологии проблемного обучения обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в процесс активного учения, стимулирует мыслительную активность и поисковую деятельность. У обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
-
Урок литературы «Христианские мотивы в романе Достоевского "Преступление и наказание" и в рассказе Солженицына "Матрёнин двор"» 2018
Что такое духовность, нравственность? Как учитель может воспитать духовно-нравственную личность? Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература. Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.
-
Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха). 11-й класс 2018
Составление альманаха по тематическому принципу предполагает знакомство с поэтами и писателями-фронтовиками. Каждая страничка сборника - сообщение о поэте или писателе периода Великой Отечественной войны. В сборник включены стихи Алтаузена, Симонова, Твардовского, Самойлова, Друниной и повесть К.Воробьёва «Убиты под Москвой».
-
Урок литературы по теме "Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»". 7-й класс 2018
Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Должна остаться живой» - книги об одной из самых печальных страниц Великой отечественной войны. История блокадного Ленинграда предстаёт в повести Людмилы Никольской в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Что пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда? Что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях? На эти вопросы учащиеся найдут ответы на уроке.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". 7–9-е классы
2018
Форма мероприятия – интерактивная игра. Ценность мероприятия и в разнообразии форм заданий: тесты, соответствия, создание рекламы произведения, оформление страницы героя в сетевом сообществе, работа с текстами произведений, активизация литературного терминологического словаря учащихся. Эти формы обеспечивают динамичность и здоровый дух соперничества, стимулируют участников на более глубокое изучение произведений русских классиков.
-
Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя" 2018
Цель урока: помочь ученикам прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи рассказа Е.И.Носова «Живое пламя».
-
"Если душа родилась крылатой"
2018
Сотрудники Детской библиотеки проведут мероприятие из цикла литературной гостиной «Пока горит свеча», посвящённое замечательному человеку, талантливому поэту - Марине Цветаевой.
-
«Священный огонь жизни, веры, надежды, любви». Литературно-музыкальная композиция к 75-летию Победы в Сталинградской битве 2018
Торжественная встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны состоялась в школьном музее Боевой Славы как продолжение урока литературы, посвященного знаменательной дате. Литературно-музыкальная композиция «Священный огонь жизни, веры, надежды, любви» воспитывает гражданско-патриотические чувства учащихся, расширяет представления о Сталинградской битве как одной из славных и важных вех отечественной истории.
-
«Всякая любовь – великое счастье…» (И.А.Бунин) История любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Конспект урока анализа литературного произведения в 9-м классе 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями бунинского восприятия любви; организовать групповую деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос урока; совершенствовать умение учащихся анализировать текст художественного произведения; развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме; воспитывать культуру общения и культуру чувств, интерес к творчеству И.А.Бунина.
-
Романтический мир А.А.Блока в «Стихах о Прекрасной Даме» 2018
Цели урока: углубление представлений учащихся о символизме; постижение истоков и своеобразия романтического художественного мира раннего А.А. Блока; развитие умений проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета цикла; воспитание любви к поэзии и литературно-художественному наследию прошлого России. Знакомство с литературно-художественным контекстом образа Прекрасной Дамы.
-
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2018
Цель урока - определение сквозных тем Петербургских повестей на примере повести «Невский проспект». Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести; развивает навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию; содействует формированию нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.
-
Урок-игра по пьесе Островского «Гроза». 10-й класс 2018
Цели урока: повышение эффективности изучения драмы «Гроза»; пробуждение интереса к произведению; преодоление различных трудностей, возникающих в процессе обучения.
-
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе ДОО «Книга - мой лучший друг. Страна заповедная – русская народная сказка» 2018
Цель занятия: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.
-
Литературно-музыкальная гостиная "В природе столько красоты!" 2018
Представлен сценарий литературно-музыкальной гостиной «В природе столько красоты!», посвященной Году экологии в России. Цель внеклассного мероприятия: создание оптимальных условий для формирования гражданина России, любящего свою Родину, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, чувствовать её красоту.
-
Проверочные карточки как одна из форм контроля на уроке литературы 2018
Цель письменной работы: проверка знания и понимания учащимися текста изучаемого произведения. Провожу её, как правило, на заключительном этапе изучения темы (например, «Фольклор», «Древнерусская литература») или крупного литературного произведения. В большей степени подобная форма контроля актуальна для учеников старших классов, так как в 5–6-х классах большинство произведений небольшие по объему, поэтому их обычно успеваем прочитать в классе вместе.
-
Литературная композиция по произведениям В.В.Бианки 2018
Данная композиция составлена по произведениям В.В.Бианки по теме «Птицы». Учитель сам распределяет слова участникам. Дети надевают шапочки с изображением головы птиц, одеваются так, чтобы можно было узнать птицу. Разговор ведётся у кормушки. Ребята во время своего выступления, показывают иллюстрации. В заключение исполняется «Воробьиная песенка». При подготовке учащиеся должны прочитать как можно больше произведений. Литературная композиция – итог по прочитанным книгам.
-
Муза естественных наук
2018
Цель урока: показать гармонию и единство мира науки и искусства, силу и многозначность слова, доказать это на конкретных примерах с помощью интеграции астрономии, химии и литературы.
-
Практическая работа: «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» 2017
Образ русской женщины всегда вызывал интерес у писателей и поэтов. Силой любви и красотой женщины восхищались, умением жертвовать собой во имя других, трудолюбием и выносливостью поражались. Для кого-то она была музой, для кого-то примером для подражания. Так в чем же сила и слабость русской женщины? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к произведениям двух великих писателей Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.И. Солженицына «Матренин двор».
-
Концепция любви И.А.Бунина в рассказе «Кавказ». 8-й класс 2017
Цель урока: выявить концепцию любви И.Бунина на основе образно-звукового анализа текста. Задачи: проанализировать и сопоставить образы и звуковой фон разных фрагментов рассказа «Кавказ», проследить образ чувства, его раскрытие; развивать ассоциативность мышления посредством сопоставления и наложения словесного и звукового образов, самостоятельность решения поставленной проблемы, умение составлять развернутое речевое высказывание.
-
Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему «Две битвы Игоря с половцами» 2017
Цели урока: обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»; повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.
-
Технологическая карта и конспект интегрированного урока литературы, истории, русского языка в 11-м классе «Нравственность есть Правда» – В.Шукшин. По рассказу А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 2017
Огромное значение имеют рассказы и повести А.И. Солженицына, в них особо звучит тема репрессированных в годы сталинского террора, тема сохранения человеческого достоинства в страшнейших условиях, тема связи личности и истории, поскольку он сам прошел через все эти испытания.
-
Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Русский характер – это вымысел или реальность? 2017
Цели урока: литературоведческий анализ военного рассказа Шолохова «Судьба человека»; обучение монологической и диалогической речи в дискуссии; развитие устной и письменной речи учащихся; логического и аналитического мышления; формирование умений оценки особенностей восприятия и способов интерпретации русских языковых образов и национальных стереотипов представителями различных культур.
-
Квест-урок в музее «Москва и Флот». Разработка урока по роману В.Распутина "Живи и помни" 2017
«Урок в музее» - сложившаяся форма проведения урока внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне, как нельзя лучше способствует патриотическому воспитанию. Сама обстановка, экспонаты, атмосфера музея делает урок очень важным, значимым, серьезным для учащихся. Выбранный для урока роман В.Распутина «Живи и помни» - роман психологический. Учащиеся получают возможность избавиться от скованности, ощутить внутреннюю свободу и непринужденность в разговоре.
-
"О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!" Анализ рождественской сказки А.И.Куприна «Жизнь» 2017
Цель урока: знакомство с творчеством писателя на примере самостоятельного (работа в группах или в парах) анализа рассказа А.И.Куприна «Жизнь».
-
Литературно-музыкальная композиция "Сергей Есенин – певец России" 2017
Цели и задачи мероприятия: расширить знания детей о творчестве С.А.Есенина; развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актёрских качеств у детей; формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения; воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке.