В школьном возрасте дети вступают в период, когда они начинают реально осознавать свои разнообразные социальные роли, собственные потребности и мотивы. Поэтому учитель должен выбирать такое содержание уроков, которое не просто представляет конкретные факты, но и связывает предметную тему с личностными смыслами ученика, обеспечивает достижение метапредметных результатов через формирование универсальных учебных действий.
Целью моей работы как педагога является создание условий для активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы с широким использованием межпредметных связей и метаредметных подходов.
Часто изучение нового материала строю на основе технологии проблемного обучения.
Изначально мотивирую учащихся, создаю проблемную ситуацию. Это активизирует мыслительную деятельность обучающихся. Они начинают выдвигать гипотезы. Для того чтобы их проверить, убедиться в истине, я предлагаю материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или вывода. Задания разноплановые и по структуре, и по содержанию.
Почему элементы данной технологии я использую в большей степени на своих занятиях? Для того чтобы ученик на уроке действительно работал, понял новую тему, сам делал выводы и умел доказать свою точку зрения. Ведь когда учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений. Здесь дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, проводят мини-исследования, строят предположения.
Примеры постановки проблемы разными методами.
1. Побуждающий к гипотезам диалог. (Урок литературы по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Предлагаю посмотреть небольшой видеоряд.
- Что на ваш взгляд объединяет все эти иллюстрации и фото? (Изображены собаки).
А вы можете назвать, из каких произведений эти животные?
Тогда попробуйте сделать вывод, что объединяет всех этих животных?
Многие ученые утверждают, что по отношению к животным можно судить о моральном состоянии общества. Можно ли сказать, что наше общество здорово, что в нем царят добрые чувства?
2. Предъявление противоречивых точек зрения.
Предъявление противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает эмоциональный отклик в душах учащихся и является очень эффективным на уроке.
Этот прием использую при изучении драмы «Гроза» А.Н.Островского в 10 классе. Разные точки зрения критиков на образ Катерины выводят десятиклассников на дискуссию, пробуждают желание высказать свою точку зрения.
3. Построение урока литературы с мотивирующим приемом.
На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием, к примеру, ассоциации. Это интригует учащихся, захватывает их внимание.
Примеры.
Создайте ассоциативный ряд к слову СНЕГ. Используйте способ наблюдения за природными явлениями для создания художественного образа.
Послушайте миниатюру «Первый снег»
Сколько иллюстраций и какие вы нарисовали бы к миниатюре М.Пришвина «Первый снег»?
Такого рода задания обеспечивают вовлечение каждого ребёнка в процесс активного учения. Стимулируют мыслительную активность и поисковую деятельность. Интерес к литературе у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.