Литературная дискуссия как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы в 5–6-х классах. Разработка учебного занятия по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа»

Разделы: Литература, Мастер-класс


Пояснительная записка

Известно, что школьники 5-6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Поэтому важно открыть ученикам «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников.

Считаем, что литературная дискуссия как одна из форм организации диалогового пространства на уроке, позволяет оживить урок: у учащихся появляются собственные примеры из жизни, каждое утверждение может быть истолковано по-разному, каждую «правду» можно рассмотреть с разных точек зрения, из «многих правд» в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия диалогична по самой своей сути, позволяет на деле осуществить личностно ориентированный подход к обучению, выступает как средство активизации учебной деятельности, способствует углублённой работе с содержанием предмета, позволяет выйти за пределы фактических знаний, формируя концептуальные знания, воспитывает коммуникативную и дискуссионную культуру.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Возможности дискуссии как формы урока:

  • Ребята знакомятся с мнением, имеющимся у других участников дискуссии.
  • Принимается сосуществование различных, даже противоположных мнений.
  • Поощряются разные подходу к одному событию или явлению.
  • Есть возможность оспаривать любое высказываемое мнение.
  • Участники дискуссии совместно ищут решения поставленных проблем.
  • Пятиклассники учатся убедительно излагать информацию и аргументировать свою точку зрения.
  • Ребята осваивают необходимое для жизни в современном обществе умение – работать в коллективе, малой группе.

Активными участниками урока-дискуссии непосредственно являются учащиеся, но важной составляющей такого урока является и позиция учителя. Педагог должен предварительно ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии, оказать помощь в подборе материала, поставить проблемные вопросы, задать тон обсуждению, установить контакт между участниками дискуссии, поддерживать дружелюбную обстановку во время урока.

Роль учителя на уроке-дискуссии:

  • анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагание и планирование деятельности;
  • умение быстро ориентироваться в изменениях учебного процесса, т.е. быть гибким;
  • терпеливое выслушивание ученика, т.е. искренний интерес к нему;
  • умение выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы).

Обязательными условиями при проведении дискуссии являются:

  • обязательным условием дискуссии является проблемность материала, использование исследовательских методик, организация учебной деятельности на условиях сотрудничества;
  • работа с проблемой — важный этап дискуссии, в который входит и поиск проблемы, и её анализ, обсуждение, формулировка, установление связи с ней фактов и обстоятельств; все другие этапы урока связаны так или иначе с попыткой найти решение проблемы, обсуждением гипотез и проверкой их правильности вплоть до окончательного решения;
  • уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • совместный поиск решения возникших разногласий.

Чтобы общение на уроке в процессе дискуссии было полноценным, необходимо учить дискуссионной культуре. Перед уроком учащимся выдаётся примерно такая памятка:

Дорогой друг!

Для участия в дискуссии важно соблюдать некоторые правила. Познакомься с ними и используй.

  • Дискуссия – это обмен мнениями.
  • Во время дискуссии высказываться может каждый желающий.
  • Обязательно обосновывай (доказывай) свою точку зрения.
  • Следи за темой дискуссии, не отступай от неё.
  • Когда идёт обсуждение в малой группе, важно услышать мнение всех участников.
  • Любое мнение – это точка зрения человека.
  • Высказывая своё мнение, ты можешь использовать, например, такие выражения: «На мой взгляд», «По моему мнению,», «Я считаю», «Я думаю», «Думаю…»
  • Обращаясь к другому человеку, уточняя его мнение, ты можешь использовать такие фразы: «Правильно ли я тебя (Вас) понимаю…», «То есть ты (Вы) говоришь…», «Если я правильно понял, то…»
  • Помни об уважении собеседника, придерживайся дружелюбного тона.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
 (Что обеспечит организация диалогового пространства на уроке литературы?)

Развитие познавательных и личностных УУД

Развитие коммуникативных УУД

умение внимательно читать художественный текст

умение слушать и слышать партнеров по общению, вести диалог

умение анализировать слово, текст  художественного произведения

умение учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности

умение приближаться к пониманию смысла слова писателя, авторскому замыслу

умение ясно и четко излагать свои мысли, строить высказывание

формирование личностного отношения к прочитанному

умение обсуждать, вести беседу, задавать вопросы

развитие воображения и творческой активности школьников

умение участвовать в коллективном обсуждении художественного произведения

углубляется понимание диалога как общения с книгой, писателем, учителем, учащихся друг с другом

Умение анализировать свою деятельность и деятельность других

Произведения Л.Улицкой хорошо известны современному читателю. Однако знакомство с этой талантливой писательницей происходит не ранее, чем в старшем школьном возрасте (9–11 класс). Как показывает опыт, рассказы Л.Улицкой, посвященные детям, могут стать предметом осмысления уже в 5-6 классах. Данное учебное занятие было проведено с пятиклассниками как открытое для родителей и учителей и вызвало живой интерес всех участников.

«Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше», – считал Корней Чуковский. Книга Людмилы Улицкой «Детство сорок девять» вполне соответствует этому призыву. Здесь собраны шесть простых и волнительных рассказов о детях   Сборник рассказов Л.Улицкой «Детство-49» заинтересовал пятиклассников своей искренностью, живостью изображения, теплотой чувств самого автора.

Поскольку литературная дискуссия предполагает обмен мнениями, спор, то подбор произведений для таких уроков всегда вызывает затруднения у учителя. Рассказ «Бумажная победа» позволяет организовать диалоговое пространство на уроке и развернуть дискуссию. Конечно, пятиклассники будут анализировать это произведение с позиций своего личного, субъектного опыта, не претендуя на глубокий литературоведческий анализ. Этого и не нужно в данной ситуации. Главное, что история героя, Гени Пираплетчикова, тронула их сердце и заставила задуматься о жизни, о людях, которые окружают. На изучение этого произведения необходимо отвести два урока:

1 урок – знакомство с писателем, обсуждение общих впечатлений о рассказе;

2 урок – литературная дискуссия «Победители – побежденные?»

Форма занятия – литературная дискуссия

Идея занятия – обмен мнениями, столкновение позиций в ходе дискуссии, совместный поиск ответа на поставленные вопросы.

Деятельность учащихся - дискуссия, сотрудничество в малых группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Этап осмысления

На предыдущем уроке по рассказу «Бумажная победа» учащимся было предложено в качестве домашнего задания подумать над объяснение слов: ПОБЕДА, БУМАЖНЫЙ, над сочетанием «БУМАЖНАЯ ПОБЕДА».

- Ребята, как объясните значение слова ПОБЕДА?

  • успех в битве, войне при полном поражении противника
  • успех в борьбе за достижение чего-либо
  • перевес, успех
  •  торжество, триумф

-  Подберите слова, однокоренные к этому слову? (ПОБЕДИТЕЛЬ, ПОБЕЖДЁННЫЙ, ПОБЕДНЫЙ, ПОБЕДОНОСНЫЙ)

- Какие ассоциации вызывает слово БУМАЖНЫЙ?

  • сделанный из бумаги
  • не осуществляемый на деле
  • хрупкий, непрочный

2. Этап актуализации знаний, переосмысление

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ № 1

На доску вывешиваются слова:

ПОБЕДИТЕЛЬ   ?   ПОБЕЖДЁННЫЙ

- Победитель в рассказе. Кого вы считаете победителем и почему?

В качестве победителей учащиеся могут назвать, в первую очередь, Геню Пираплетчикова, который был наконец принят ребятами, а также его маму, организовавшую этот праздник для Гени и всех ребят.

3. Этап публичного обсуждения

Проблемный вопрос: - В чём состоит ПОБЕДА Гени? Победитель ли он?

  • Учащиеся выбирают позицию: «Победитель» - «Не победитель»
  • Обсуждение в малой группе, представление своих позиций.

В ходе обсуждения важно выяснить, что Геня - победитель не только потому, что он завоевал авторитет у ребят, но и потому, что справился со страхом, неуверенностью, робостью.

4. Этап актуализации знаний, переосмысление

 УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ № 2

- Мы обсудили, кого можно считать ПОБЕДИТЕЛЕМ в рассказе «Бумажная победа»?

Проблемный вопрос: - А теперь подумайте о ПОБЕЖДЁННОМ. Есть ли ПОБЕЖДЁННЫЙ в рассказе?

  • Учащиеся выбирают позицию: «Есть побеждённый» - «Нет побеждённого»
  • Обсуждение в малой группе, представление своих позиций.

В ходе дискуссии важно прийти к мысли, что по большому счёту «выиграли» все, потому что Геня справился со своими комплексами: неуверенностью, страхом, неверием в свой талант, а ребята смогли преодолеть свои: злость, агрессивность, неприятие другого человека, не такого внешне, как они.

5. Этап актуализации знаний, переосмысление

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ № 3

Обращение к названию «БУМАЖНАЯ ПОБЕДА».

А можно ли назвать рассказ по-другому?

- В начале занятия мы обсуждали смысл каждого слова в отдельности. Согласитесь, странное получилось сочетание. Почему рассказ назван «Бумажная победа»?

Проблемный вопрос: - Победа, о которой идет речь в рассказе «бумажная». Выходит, она ненастоящая, хрупкая? Ведь бумага такой хрупкий материал?

6. Этап публичного обсуждения

  • Учащиеся выбирают позицию: «Настоящая победа» - «Ненастоящая победа».
  • Обсуждение в малой группе, представление своих позиций.

Вывод, который становится понятным в ходе дискуссии:

Бумажная победа только на первый взгляд кажется легкой, это усилия человеческой души, это большая работа над самим собой, это усилия близких людей, которые любят тебя и радуются твоей победе, это чудо открытия друг друга, которое сделали все участники детского праздника. Бумажная победа – это образ человеческих отношений, которые важно беречь, чтобы их сохранить.