Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии

Разделы: Литература


Цели: создать условия для изучения стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», способствовать развитию умения извлекать информацию из текста для понимания идейного содержания произведения, воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к поэзии в целом, формировать навыки исследовательской и творческой деятельности.

Ход урока

I. Чтение перед уроком пушкинской проповеди С.Соловейчика «О добрых чувствах».

О добрых чувствах

Еще раз вспомним сегодня пушкинскую строчку: «...Что чувства добрые я лирой пробуждал». Лирой - значит - своими стихами, словами, песней. Лира - это старинный струнный инструмент, у лиры нежный звук. Поэтому лира - это значит и поэзия, а лирика - нежная, любовная поэзия.
Пушкин пробуждал в людях нежные, добрые чувства.

Но что такое добрые чувства? Почему их надо пробуждать? Они что - спят в нас? А если спят - то почему? Почему мы не можем всегда быть добрыми, испытывать одни только добрые чувства? Почему на свете так мало добрых чувств? Или по крайней мере меньше, чем хотелось бы каждому из нас?

Однажды ученые опросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы хотели бы обладать? Большинство ответило: «Я хотел бы быть твердым, решительным, чтобы никто не мог меня обмануть». Тогда спросили тех же, людей: «А какими вы хотели бы видеть других?» И почти все ответили: «Добрыми».
Все хотят видеть доброту, добрые чувства, но не в себе, а в других.

Добрые чувства — это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить.

Доброе чувство — это богатство, щедрость души. Ведь слово добро означает и нечто хорошее в душе, и хороший поступок, и богатство, имущество: „Стали жить-поживать и добра наживать".

Добро - это богатство. А добро в душе? А добрые чувства?

Это тоже богатство! Богатство души. Добрый - как богатый. У доброго - богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом. А у злого, у нищего душой на других любви не хватает, он любит лишь одного человека на свете - самого себя и все время боится, как бы его не задели, как бы у него что-нибудь не отняли. Ему все люди кажутся плохими, он всегда злится на других - и добрых чувств в его душе становится все меньше и меньше. Он никого не любит, и от этого его тоже никто не любит.

Каждый легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, - значит, вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые,- значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство, есть добрые чувства.

Иногда говорят, что сейчас люди стали злее, чем они были раньше. Не верьте этому! Всегда были бедные и богатые, злые и добрые. Присмотритесь к себе - не спят ли ваши добрые чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как вы его проявили? Когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства — их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!

II. 1. 30 секунд даём на осмысление притчи и переходим к определению  темы и целей. Записываем в тетради. Подготовленный учащийся читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

2. Учитель. В последние годы жизни А.С.Пушкин глубже задумывался о пройденном пути, о своем месте в жизни страны и народа. Тем увереннее приходил  он к выводу о значительности совершённого им. Возникло желание подвести итог сделанному. За пять месяцев до смерти, 21 августа 1836 г., он создает стихотворение, вошедшее в историю русской литературы под названием «Памятник».

3.Подготовленный учащийся читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

4. Учитель. Это величественное, гордое стихотворение, высокая ода, написанная четкими, как бы высеченными на граните шестистопными ямбами. Глубок его смысл, великолепна форма. Поэт обращается не только к современникам, но и к грядущим поколениям, раскрывая смысл и значение своей поэзии. Он говорит о национальном и мировом значении ее, о главном в своем творчестве: гуманизме, народности, свободолюбии. Он утверждает, что слава его поэзии перешагнет национальные и временные границы:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит...

Эпиграф из Горация как бы утверждает мысль Пушкина о преемственности, значении традиций в ходе нескончаемого развития мировой литературы.
Это стихотворение является итогом творческого пути поэта. И в то же время это исповедь поэта перед самим собой и поэтическое, гордое завещание, произнесенное так, что его  слышат века и огромные пространства Земли.

5. Словарная работа. При анализе стихотворения некоторые слова могут вызвать затруднение. Давайте выясним их значение.

1. Нерукотворный — рукотворный; в греческом языке последнее слово обозначало «сделанное человеческими руками». Переводя греческие духовные книги, славяне сделали кальку: не-рука-творенный. Впервые слово нерукотворная гора употребляется поэтом Рубаном (1770г.). У Пушкина этот эпитет приобрел метафорическое значение и стал крылатым.

2. Александрийский столп — колонна на Дворцовой площади в Петербурге в честь победы над Наполеоном.

3.Подлунный мир - Вселенная, белый свет.

4. Пиит — поэт.

5. Фелица — это имя заимствовано Державиным из сказки «О царевиче Хлоре» Екатерины II (от лат. Felicitas - счастье).

6. «Всяк сущий» - существующий.

7. Тунгус – народность Восточной Сибири.

8. Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит — не умирает, не подвергается тлению, как тело.

III. Работа в группах (в течение 20 минут).

Задания для первой группы:

1) Какова художественная идея стихотворения «Памятник»?

2) Какой эпиграф взял Пушкин к своему стихотворению? Что он обозначает? Что нового внес поэт в трактовку темы?

3) Сравните окончательный текст и черновой вариант 4-й строфы. На какой ценности своей поэзии Пушкин сделал акцент?

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывав.

И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел,
Что вслед Радищеву восславил я свободу
И милосердие воспел.

4) Как в 4-й строфе характеризуется историческая эпоха, в которую Пушкин «восславлял свободу»?

5) Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу?

6) Какими словами Пушкин выражает мысль, что творчество поэта выше славы царя?

7) Как утверждает Пушкин народность своей поэзии? Почему поэт уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа»?

8) Как вы понимаете пушкинское выражение «чувства добрые» в контексте стихотворения и в контексте исторической обстановки того времени?

9) Почему поэт отвергает суд современников и уверен в признании потомков?

10) Как оценивал поэт свое творчество? Какие черты его считал основными?

11) Как в стихотворении говорится о вере поэта в будущее, о его влиянии на духовное развитие всех народов России?

Задания для второй группы:

1) Определите жанр стихотворения «Памятник».

2) Определите стихотворный размер «Памятника».

3) Сколько строф в стихотворении Пушкина? Какая строфа является центральной в понимании идейного смысла стихотворения и почему?

4) Каковы строфы и рифмы в «Памятнике» Пушкина?

5) На какие слова падает логическое ударение в строфах?

6) Что способствует созданию торжественного звучания стиха и замедленности темпа стихотворения.

7) Укажите анафорическое построение предложений и объясните, чем оно вызвано.

8) Отметьте в тексте инверсионное положение отдельных слов.

9) Каков смысл словосочетаний непокорной главой, всяк сущий в ней язык?

10) Определите по толковому словарю лексическое значение слова падший. В каком значении оно употреблено Пушкиным?

11) Как вы понимаете смысл выражения «Веленью божию, о Муза, будь послушна...»? Найдите в нем устаревшую грамматическую форму.

Задания для третьей группы:

1) В каком году написано стихотворение «Памятник»? Какова была жизнь поэта в эти годы?

2) Какие факты из жизни и творчества Пушкина можно привести, чтобы доказать справедливость эпитета непокорный?

3)Почему вместо официального названия «Александровская колонна» Пушкин употребляет «Александрийский столп»?

4) Найдите в тексте метафоры, метонимию и синекдоху.

5) Приведите из стихотворения слова высокого стиля.

6) В какой форме употреблены глаголы в пятой строфе и чем это объясняется?

Задания для четвёртой группы: прочитайте переложения оды Горация другими русскими поэтами: Г.Р.Державин «Памятник», М.В.Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…», К.Н.Батюшков «Подражание Горацию», В.Я.Брюсов «Памятник» («Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен…»), А.А.Фет «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной…». Сопоставьте стихотворение А.С.Пушкина с любым другим переложением, на ваш выбор.

Приложение.

IV. Выступления учащихся. После выступления каждой группы учащиеся делают записи в тетрадь.

V. Поведение итогов и домашнее задание: выучить стихотворение и сделать письменный анализ.