Форма: КТД, игра.
Образовательная цель:
- познакомить учащихся с понятием «золотой век русской литературы»;
- обобщить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
- закрепить знание учащимися текстов стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, закрепить навыки выразительного чтения.
Развивающие цели:
- развивать познавательный интерес к изучению творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
- расширять кругозор обучающихся по биографии авторов, показать связи кинематографа и литературы;
- творческие способности учащихся; умения работать в группе, коммуникативные УУД.
Воспитательные цели:
- воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному;
- воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
- воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
- сформировать навыки осознанной творческой деятельности.
- предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.
Технологии: ИКТ, театрализация, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, Приложение 1 (словарь), Приложение 2 (эмблемы литературных сообществ-команд), Приложение 3 (тесты по биографии классиков), Приложение 4 (ключи к тестам), Приложение 5 (реклама литературного произведения), Приложение 6 (материалы для оформления страницы о герое), Приложение 7 (стенд симпатий благодарных потомков), Приложение 8 (оценочные листы для жюри).
Ход мероприятия
Слад 1.
Учитель: Добрый день, уважаемые участники и гости литературной интерактивной игры. Сегодня у вас есть уникальная возможность проверить свои знания по русской литературе золотого века.
- Кто из вас знает, какой временной период называют золотым веком в развитии русской литературы? (XIX век)
- Какие известные вам имена писателей и поэтов прославили это время? (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)
Слайд 2. (мелодия вальс П.И.Чайковского «Спящая красавица»)
Учитель: В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов было придумано даже особое обозначение — «золотой век». Есть свой «золотой век» и в русской литературе. Им по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Имена трёх из них знакомы нам с детства. Их заслуги перед литературой и народом огромны.
Словарная работа: какую же эпоху называют золотым веком русской литературы? (словосочетание золотой век на стенд) Приложение 1
Слайд 3. (инсценировка: на сцене появляются ученики-актёры А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)
А.С.П.: Опять о нас…
Н.В.Г.: Конечно, о Вас… Вы «Солнце русской поэзии», создатель современного русского литературного языка, автор первого романа в стихах, гениальный поэт русский!
М.Ю.Л.: Вы, Александр Сергеевич – наше всё!
А.С.П.: Спасибо, вам, друзья! А Вы, кажется, Лермонтов. Жаль, что не знаком был с вами лично. Но наслышан: народный поэт, юный могучий талант, истинное дарование, открывшее миру лирический мир чувств, певец борьбы и свободолюбия!
Н.В.Г.: Как же, Александр Сергеевич, Михаил Лермонтов – восходящая луна русской поэзии!
М.Ю.Л.: Благодарю, вас, господа.
А.С.П.: И вы здесь, Николай Васильевич, очень рад. Вот истинный отец русской прозаической литературы. Позабавили нас своими повестями: вот где истинная весёлость, подлинный народный дух.
М.Ю.Л.: Очень многогранная личность: фантаст, патриот, критик-реалист, сатирик. Сколько сюжетов, персонажей!
Н.В.Г.: Всё благодаря Вам, Пушкин.
А.С.П.: Да, господа, мы классики русской литературы. И даже я не мог предвидеть такую популярность в наше время, да что в наше, и в XXI веке.
Щелчок
Учитель: Ребята, вы, конечно же, узнали этих великих мастеров художественного слова. Такая встреча могла состояться только здесь и сейчас. А вот с произведениями этих классиков вы встречаетесь каждый год на уроках литературы.
Словарная работа: Кого же называют классиками и почему? (на стенде слово классик) Приложение 1
Начнём игру и узнаем, кто самый лучший знаток их творчества.
Учитель: Оценивать ваши знания и творческие способности сегодня будут не просто члены жюри, а корифеи педагогики и литературы. Приложение 8
Словарная работа: Кого называют корифеем? (слово корифей на стенд) Приложение 1
Слайд 4.
Учитель: В XIX веке были популярны разные литературные общества. Участники их собирались вместе, читали свои произведения, обсуждали. Наши команды сегодня – тоже литературные общества. Название своё вы получили накануне. Расскажите о себе.
Домашнее задание команд. (2 балла) Приложение 2
(представление команд, д/з команд «Сообщение о каком-либо лит. обществе»)
1 команда «Зелёная лампа»: В 1817-20-х гг., находясь на службе в Коллегии иностранных дел, Пушкин участвует в литературном кружке "Зелёная лампа". Это литературно-просветительское общество, влиявшее на общественное мнение. Зелёный – символ надежды, лампа – символ просвещения, участники носили красные колпаки – символ свободолюбия.
2 команда «Звезда»: Во время обучения в Неженской гимназии Гоголь с одноклассниками решили издавать свой журнал. Гоголь был выбран редактором и просиживал целые ночи, разрисовывая заглавные листы. 1 числа каждого месяца Гоголь часто громко прочитывал всему классу свои и чужие произведения. Этот журнал назывался «Звезда».
3 команда «Парус»: За всю свою недолгую жизнь Лермонтов не входил в литературные общества по причине своего особенного характера. Но так, как часто путешествовал, имел много дружеских знакомств. Аким Павлович Шан-Гирей, троюродный брат поэта, отмечал противоречивость его характера, увлечённость идеей борьбы, свободы, любовью к славному историческому прошлому Отечества. Эти великие идеи объединили не одно поколение поклонников таланта Лермонтова и воплощены в образе паруса из известного стихотворения.
Словарная работа: Сегодня вы работаете в группе, значит, работаете интерактивно, т.е. во взаимодействии, как одно целое. Капитаны команд поднимают руку, если команда готовы отвечать, называют того, кто отвечает. (Слово интерактивный на стенд (от англ. interaction — «взаимодействие») Приложение 1
Щелчок
Учитель:
Друзья мои, прекрасен ваш союз,
Коль уважаете и слышите друг друга!
Учитель: Ну что ж начнём игру.
Слайд 5.
Первая страница «Биографическая». Слово классикам.
А.С.П.: Какая спокойная у вас жизнь, Гоголь: переехал из Малороссии в Петербург – и всё – русский писатель!
Н.В.Г.: Вас-то побросало, Пушкин: всё ссылки, ссылки… А всё из-за вашего вспыльчивого нрава!
М.Ю.Л.: А вот я, господа, наслаждался горами Кавказа, лечебными водами Пятигорска…
А.С.П.: Слыхал, что не только по болезни…
Задание-тест по биографии (10 баллов). Каждая команда выбирает конверт, в котором тест по биографии одного из классиков. За три минуты выполняет задания и отдаёт жюри. (3 мин.) Проверка жюри. Правильные ответы раздаются командам. Приложение 3, Приложение 4.
Слайд 6. Интерактивное задание (1 балл): 3 представителя от команд на доске соотносят даты жизни с авторами.
Слайд 7-проверка
Слайд 8.
Страница Поэтическая. Слово классикам.
А.С.П.: Я могу по памяти воспроизвести любое своё сочинение.
М.Ю.Л.: Думаю, я тоже.
Н.В.Г.: И неудивительно, рифмы ваши поистине совершенны!
Задание: Продолжить стихотворение (1 балл за правильный ответ).
Слайды 9-14.
Слайд 15. Интерактивное задание для группы 1 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)
У интерактивной доски задание выполняет 1 из представителей команды (по 5 произведений), задание на соответствие произведений и авторов.
Слайд 16-проверка.
Слайд 17. Интерактивное задание для группы 2 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)
Слайд 18-проверка.
Слайд 19. Интерактивное задание для группы 3 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)
Слайд 20-проверка.
Слайд 21
Страница Творческая. Слово классикам.
А.С.П.: Вы знаете, Николай Васильевич, почему ваши первые повести не сразу стали популярными?
Н.В.Г.: А Вы знаете?
А.С.П.: Я же Пушкин! Я всё знаю! У них не было достойной рекламы!
Щелчок
Учитель зачитывает рекламу-образец поэмы «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… С детства всем знакомы эти строки. Так начинается известная поэма великого поэта. Вы верите, что добро побеждает зло? Вы любите приключения? Тогда эта волшебная сказка-поэма для вас! Эта история о настоящих чувствах, о любви смелого витязя и прекрасной княжны. На пути к своему счастью героев ждут многие испытания: завистливые соперники, злые чары колдуна, козни старухи-ведьмы и даже смерть и чудесное возвращение к жизни главного героя. Влюблённые стойко, мужественно преодолевают все преграды, благодаря вере в любовь, в добро! Читайте и наслаждайтесь.
О каком произведении идёт речь?
Щелчок. («Руслан и Людмила», А.С.Пушкин)
Слайд 22.
Задание (5 баллов): За пять минут составить рекламу одному из произведений по жребию. (повесть «Капитанская дочка», поэма «Песня про купца Калашникова», комедия «Ревизор»)
(задание выполняет капитан с помощником) Приложение 5
В это время другие члены команд участвуют в аукционе героев.
Слайд 23
Аукцион героев «Кто больше?» (1 балл)
Кто больше героев назовёт, балл команде принесёт.
(По щелчку меняются авторы)
Слайд 24 Творческая страница, возвращение капитанов с рекламой произведений.
Соперники, Вам произведение узнать и автора назвать!
Рекламным агентам составленный текст выразительно прочитать!
(участники зачитывают рекламу, соперники называют произведение и автора)
Слайд 25. Физкультминутка. Слово классикам.
А.С.П.: Друзья мои, а как вы отдыхаете? Вот я люблю прогулки по тверскому бульвару в Москве, в Крыму есть замечательная оливковая роща. Люблю смотреть на море. Но любимое место – это аллея в Михайловском.
Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина.
Слайд 26 (музыку сделать тише)
М.Ю.Л.: Я люблю горы. Дух захватывает от этой мощной красоты, а каков воздух! Беру мольберт и рисую, рисую….
Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина
Слайд 27 (музыку сделать тише).
Н.В.Г.: Вы будете смеяться, но отец привил мне любовь к саду. У меня дома есть спицы, и я сам вяжу шейные платки, очень успокаивает. Могу приготовить авторский напиток «Гоголь-моголь».
А.С.П.: А ещё в Ваших карманах полно конфет.
Н.В.Г.: Сосредоточиться помогает катание хлебных шариков. Вот как-то так. А как отдыхаете вы, уважаемые читатели?
Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина
Слайд 28 (физминутку проводят дети – 1 балл)
Слайд 29
Страница Контактная. Слово классикам.
А.С.П.: Хорош ваш Хлестаков, Гоголь! И со мной на короткой ноге, врёт и не краснеет, точно без царя в голове.
М.Ю.Л.: А Ваши женские образы - Маша Миронова, Татьяна Ларина – скромны, искренни и как способны любить! Восхищаюсь вашими женскими образами.
Н.В.Г.: Знали бы Вы, Пушкин, каков Калашников – вот где истинная смелость, мужество!
Задание (5 баллов): За пять минут заполнить страницу в контакте герою по жребию.
(участники зачитывают статус, информацию о герое, но не вписывают имя. Соперники называют героя, произведение, автора) (Тарас Бульба, Татьяна Ларина, Мцыри) Приложение 6
Слайд 30
Страница вещественная. Слово классикам.
А.С.П.: Юный Лермонтов, Вы никогда не снимаете военную форму?
М.Ю.Л.: Как и Вы, свой цилиндр.
А.С.П.: А что у вас Гоголь, есть любимая вещица?
Н.В.Г.: У героев моих таких вещиц много, я же мастер художественных деталей. А у меня есть только мой знаменитый нос, господа.
Задание: Аукцион, участники должны назвать, кому из литературных героев принадлежит вещь.
Слайды 31-36 (1 балл за правильный ответ)
Слайд 37
Страница кинематографическая. Слово классикам.
А.С.П.: Знаете, господа, наши книги в будущем будут не только читать.
Н.В.Г.: Да ещё и инсценировать в театре!
М.Ю.Л.: И обязательно снимут кино!
А.С.П.: Вот бы посмотреть…
Задание (4 балла): участники просматривают отрывки из кинофильмов, называют произведение, автора, эпизод, героев.
Слайд 38
Рефлексия (на стенд вывешиваются новые слова – рефлексия, рефлексировать)
- Что узнали нового о М.Ю.Лермонтове, А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе?
- Какие новые слова-литературные понятия усвоили?
- Какое задание выполнять было интересно?
- Какое задание выполнять было трудно?
- Как вы оцениваете свои знания сегодня?
Слайд 39
Учитель: О.Бальзак: «Последнее слово все равно останется за потомками. Именно им решать, кто вознагражден бессмертием в веках».
Стенд симпатий. Сердечко-лайк под портретом автора. Приложение 7
Слайд 40
Слово классикам.
Учитель:
Об этой встрече вспоминает мир:
Три гения встречаются, как братья.
И мы в мечтах идём навстречу к ним,
1 ученик (Гоголь):
Вот голос Гоголя:
“Я, Пушкин, часто думал о тебе,
Твои читал я сказки и поэмы,
Мечтал о встрече – пусть в моей судьбе
Такое счастье будет непременно.
2 ученик (Пушкин)
Спасибо, Лермонтов, за твои стихи,
Спасибо за великие творенья.
Хотел бы я преподнести цветы
За каждый слог в твоем стихотворенье.
3 ученик (Лермонтов):
Хотел бы я, чтоб люди всей земли
Нас помнили без зависти и лести,
Читая книги, с нами рядом шли,
Думая о доблести и чести”.
Учитель:
Читайте классиков, друзья!
Великих корифеев золотого века!
Цените дружбу, долг, любовь,
Воспитывайте в душах Человека
Слайд 41 Спасибо за игру! Награждение.
Слайд 42 Информационные источники.
Список информационных источников.
- В презентации использованы отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.
- Иллюстрации художников И.М.Тоидзе, Ф.Д.Константинова, К.И.Рудакова, П.М.Боклевского, П.П.Соколова, М.Ю.Лермонтова, О.А.Кипренского, И.Е.Репина, Ф.О.Будкина, Ф.А.Моллера
- П.И.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица»
- Отрывки из художественных фильмов:
- «Тарас Бульба», реж. В.Бортко, 2009г.
- «Барышня-крестьянка», реж. А.Сахаров, 1995г.
- «Вий», реж.Г.Крапачов, 1967г.
- «Благородный разбойник Владимир Дубровский», реж. В.Никифоров, 1990г.
- «Капитанская дочка», реж. В.Каплуновский, 1958г.
- «Герой нашего времени», реж. А.Котт, 2007г.
- А.Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина», И.П.Золотусский «Гоголь», В.В.Афанасьев «Лермонтов», http://modernlib.ru/