1 слайд
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Часы предупредили о начале нашей литературной гостиной. Самое дорогое для человека - время. Не будем терять ни минуты. Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнике, точнее сказочнике, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.
2 слайд (выход волшебника)
Волшебник: Когда теряешь очки, это, конечно, неприятно. Но вместе с тем и прекрасно – в сумерках вся моя комната представляется не такою, как обычно. Этот плед, брошенный в кресло, кажется мне сейчас очень милою и доброю принцессою. Я влюблен в нее, и она пришла ко мне в гости. Она не одна, конечно. Принцессе не полагается ходить без свиты. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный. И если советы тайного советника оказываются гибельными, он от них начисто отрекается впоследствии. Он утверждает, что его просто не расслышали, и это очень практично с его стороны.
Прелесть всех этих выдумок в том, что едва я надену очки, как все вернется на свое место. Плед станет пледом, часы часами, а этот зловещий незнакомец исчезнет.
3 слайд
Ведущий:
Сказка – это ведь самое первое, самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи новенькой человеческой души с вечным человеческим словом.
Сказка опирается на вечные истины, которые потому и вечные, что живут вне политики, вне конкретного времени. Эти истины – законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения во всех нормальных обществах.
Волшебник: Законы эти, если верить Шварцу, таковы:
Добро – всегда побеждает. Не сразу, конечно. Но где-то поближе к финалу – непременно!
Истина в представлении писателя – тоже обязательно, пусть и в самом конце сказки, но торжествует. А негодяи – непременно получают по заслугам. Торжество этих законов – вот цель общества. Их соблюдение должно быть нормой жизни.
Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков.
4 слайд (видео)
Ведущий: Шварц Евгений Львович – выдающийся русский советский драматург, сказочник, сценарист и прозаик, который создал 25 пьес для кукольного, драматического театров и кинофильмов.
В середине 20-х считалось, что сказки затрудняют постижение ребенком нового мира. Потому вся детская литература была под подозрением. А создавать свой сказочный мир было почти безумием.
5 слайд
Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре.
Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
6 слайд
Волшебник: С раннего детства Женя признавал только те выдуманные истории, которые, имели счастливый финал. Этим очень разумно пользовалась мама. Когда наступал час приема ненавистной пищи, например, обеда, мама всегда в это время импровизировала как бы некую сказку. Когда обед приближался к середине, в маминой сказке тотчас обнаруживался какой-нибудь несчастный герой на утлом суденышке в бушующем море-океане. А дальше будущему сказочнику предъявлялся ультиматум: «Доедай все до конца! Если хоть что-нибудь останется на твоей тарелке, они там все на судне утопнут в море!» И несчастный Женя подчищал свою тарелку до полного сияния, только чтобы все у всех и всегда кончалось хорошо.
Уже в детстве, маленький Женя умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нем странным образом как-то сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость. В три года научился читать, еще раньше – мечтать, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.
Однажды, мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лег на ковер, повалялся у маминых ног и ответил полушепотом: „Романистом“. В смятении он забыл, что существует более простое слово – «писатель».
7 слайд
Ведущий: «В семь лет Жене выписали еженедельный журнал «Светлячок», издаваемый неким Федоровым-Давыдовым. Чему Женя был очень рад, он с нетерпением ждал новый номер журнала, который выходил раз в неделю, которая казалась ему бесконечной. Тоненький журнальчик был прочитан мгновенно, и снова наступало ожидание нового номера.
8 слайд
Детские годы и юность драматурга прошли в городе Майкоп. Эти места он всегда вспоминал с исключительной нежностью.
Своими писательскими амбициями Женя достал своих родителей, и как только он окончил реальное училище в Майкопе и дорос из Жени до Евгения, они отослали его в Москву на юридический факультет Университета изучать перспективную, как им казалось, профессию юриста.
9 слайд
Два года Шварц честно пытался одолеть юридическую науку, но через два года, так и не сдав экзамен по специальности «римское право», вернулся домой. Перед приездом он отправил родителям знаменитую телеграмму: «Римское право умирает, но не сдается!»
10 слайд
Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.
11 слайд
В 1917 году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застает революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.
Ведущий: Шварц был призван в армию. Евгений Львович вступил в ряды Добровольческой армии. Он получил сильную контузию при штурме Екатеринодара и был демобилизован. Травма не прошла для его здоровья бесследно – тремор рук сопровождал писателя до конца его дней.
12 слайд
Волшебник: Начинал свой путь в искусстве Шварц – актером. Он приехал из Москвы, вот собственно на что ушли два года учебы в Московском университете, ярким, темпераментным, как сейчас сказали бы, шоуменом, способным держать внимание любой публики каким угодно текстом, а иногда и вовсе без оного. Была у него коронная сценка-импровизация «Заседание суда». Да, это было настоящее, как и положено, заседание суда, с монологами адвоката, прокурора, свидетелей защиты и обвинения, все как у людей.
Только все участники судебного заседания были не люди, а собаки. Евгений Львович выходил на сцену кабаре и лаял за своих персонажей. Но лаял строго по системе Станиславского. Вживаясь в каждого персонажа. Поэтому за грозного прокурора – лаял так, а за мудрого судью – иначе. Успех этого номера был грандиозный.
13 слайд
В 1921 Евгений Львович приехал в Петроград. Меньше чем через год не было в Питере литературного общества или кружка, в котором не знали бы Женю Шварца и не ждали бы его с распростертыми объятиями. Высокий, статный, светлоглазый красавец-блондин с классическим римским профилем.
Вскоре он оставил сцену и стал секретарем у знаменитого Корнея Чуковского, помогая ему в литературных вопросах.
Вскоре писатель начал работать в детской редакции Госиздата, помогая молодым авторам сделать первые шаги в литературе.
14 слайд
Он принял участие в создании и работе изданий «Еж» и «Чиж».
15 слайд
Волшебник: Шварц изумительно каламбурил, сыпал шутками, над которыми надрывали животы самые записные остряки из числа питерских литераторов но умудрялся никого не обидеть. Даже когда высказывал на обсуждениях после читки свое мнение о только что прозвучавших стихах или прозе. Обычно в столь же уморительно-смешной форме, но при этом еще и глубоко и точно. В общем, если затевался диспут, ни у кого не возникало вопроса, кто будет ведущим. А если уж зрело застолье, то никому и в голову не приходило задуматься, кого назначить тамадой. Двадцати пяти лет от роду Евгений Шварц решительно покорил весь литературный Петроград.
16 слайд
Ведущий: Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась в 1925 году.
17 слайд
Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» о «юных разведчиках народного хозяйства».
18 слайд
Волшебник: Вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская, Янина Жеймо, Толубеев, Черкасов, Гарин и другие.
19 слайд
С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина». Он вел радио хроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.
Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.
20 слайд
В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны — и каждый раз с неизменным успехом.
21 слайд
Волшебник: Однажды среди бела дня на улице небольшого города появились четыре волшебника. Злые старички давно хотели вернуть себе прежнюю силу и молодость. Но для этого им необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Дети и старики на время поменялись местами. И что тут началось! Школьники вынуждены были на время спрятаться ото всех в заброшенном на окраине города доме, ведь не могли же они показаться на глаза своим родителям сгорбленными бородатыми стариками! Волшебники тем временем развлекались в школе в облике своих жертв. И только в определенный день и час время вновь удалось повернуть вспять…
Главная мысль сказки: “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”. Какой еще совет дает писатель?– “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”.
22 слайд
Ведущий: Первый сборник пьес Евгения Шварца увидел свет лишь после кончины
«На свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки...
Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы.
Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..?
Вероятно — для всех! …Так и с драматургией. У сказок и пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста.
23 слайд
Земная жизнь сказочника окончилась, но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны, и при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ.
Шварц жил в сложные времена, когда такие понятия как жалость, сострадание, сочувствие считались устаревшими. Но сказочник Шварц остался одним из немногих, кто продолжал наивно настаивать:
Волшебник:
«Это можно – не обижать вдов и сирот.
Жалеть друг друга тоже можно.
Не бойтесь!
Жалейте друг друга!
Жалейте – и вы будете счастливы!
Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле».