Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Открытый урок по теме: "Маяковский и футуризм" 2007

    Автор: Головлева Галина Павловна

    Урок-исследование "Маяковский и футуризм" является первым в изучении темы "Творчество В.В. Маяковского" в 11-м классе. Он предполагает знакомство с биографией поэта и его ранней лирикой, а также исследование поэтики Маяковского, его новаторского подхода к написанию стихов. При подготовке к уроку учащиеся готовят презентацию и сообщение о биографии В.В. Маяковского, рисуют плакаты на школьную тему в стиле РОСТА. В ходе урока учащиеся работают в исследовательских группах, заполняют буклет, который потом используется при подготовке к экзамену по предмету. Данный урок соответствует как базовому, так и профильному курсу изучения литературы.

  • Творческая мастерская по литературе 2007

    Автор: Зверева Ольга Григорьевна

    Целью работы является воспитание нравственности с помощью определения проблемы, поставленной в стихотворении Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка".

  • Творческая мастерская. "Движение весны" в стихотворении С.А. Есенина "Черемуха" 2007

    Автор: Бодренкова Галина Кузьминична

    Стремясь привить интерес к предмету, пробудить положительную мотивацию к анализу художественного произведения, воздействовать на эмоциональную сферу личности и развитие творческих способностей, мы вместе с детьми открываем в мастерских жанровые особенности сказок и басен, лиризм и красоту стихотворений русских поэтов. Примером этого является урок литературы в 6-м классе по теме "Движение весны" в стихотворении С.Есенина "Черемуха".

  • Тема урока: "Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. "Песнь о вещем Олеге" 2007

    Автор: Горохова Галина Геннадьевна

    Опираясь на летописные источники, Пушкин создает художественное произведение и через сюжет и художественные образы помогает задуматься над проблемой нравственного выбора. Таким образом, литература помогает осознать не только историческую достоверность, факт из жизни человека, но и связать их с современностью, "пропустить через сердце", пережить эмоционально.

  • Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска) 2007

    Автор: Сультеев Джордж Викторович

    Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы.

  • Анализ стихотворения Алексея Васильевича Кольцова "Косарь" в 5-м классе 2007

    Автор: Пшеничнова Татьяна Андреевна

    Выбор того или иного жанра поэтом не случаен. Жанр в какой-то степени является ключом к пониманию текста. Анализ текста «Косарь» А.В. Кольцова на лексическом, формальном и синтаксическом уровне помогает увидеть черты песни. Она близка к народной. Жанр песни дает возможность автору говорить от лица народа, передавать его мысли, чувства, переживания, жизненные ценности народа-труженика.

  • Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс 2006

    Автор: Семенкова Людмила Семеновна

    Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.


  • Конспект открытого урока в 11-м классе по теме: "Не устану воспевать вас, звёзды!" (по лирике И.Бунина и В.Маяковского) 2006

    Автор: Юнкова Надежда Александровна

    Конспект открытого урока в 11-м классе, являющегося интегрированным уроком литературы и астрономии. Сопоставление стихотворений И.Бунина и В.Маяковского на одну тему способствует развитию умений читать, воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, учит более глубокому анализу лирических текстов и пониманию мировоззренческой позиции писателя.

  • Урок литературы в 6-м классе по теме: "Своеобразие произведений Н.В. Гоголя на примере повести "Майская ночь, или Утопленница" 2006

    Автор: Городилова Олеся Владимировна

    Урок литературы в 6-м классе с целью познакомить учащихся с биографией Н.В. Гоголя и своеобразием его произведений. На примере повести "Майская ночь, или Утопленница" учащиеся, анализируя текст, знакомятся с определением жанровых особенностей и своеобразием повести, с ролью пейзажа. Таким образом достигается цель научить ребят работать с текстом, развивать умение анализировать литературное произведение, а также воспитываются наблюдательность и трудолюбие.

  • Внеклассное мероприятие-игра "Поле чудес" для учащихся 5–6-х классов по теме: "Хакасия – мой край родной, навеки я тобой пленён…" 2006

    Автор: Истомина Оксана Анатольевна

    Внеклассное мероприятие – урок-игра разработано для учащихся 5–6-х классов на примере игры "Поле чудес". Данная работа позволяет расширить кругозор, знания учащихся об истории, природе Хакасии; помогает воспитать чувство патриотизма, ответственности перед малой Родиной, привить любовь к родному краю.

  • Литературная игра "Умники и умницы" по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" для учащихся 8–11-х классов 2006

    Автор: Кривцунова Лариса Анатольевна

    Проверить, как усвоен материал того или иного литературного произведения учащимися, можно с помощью игры или викторины. Предлагаю вашему вниманию литературную игру по повести М.Булгакова "Собачье сердце".

    умники и умницы

  • Тесты на знание содержания рассказов И.Бунина 2006

    Автор: Ковылина Ольга Сергеевна

    Начиная работу над произведением, я на первом уроке обязательно проверяю знание содержания заданного художественного текста. Тест – один из видов такой проверки в начале урока. Если дальнейшую работу начать с ответов на тест, а затем анализировать произведение, то это даёт возможность быстро настроиться на рассуждения о прочитанном. Предлагаю тесты на знание содержания рассказов Бунина "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник", "Лёгкое дыхание". Тесты составлены для 11-го класса и даются перед изучением произведений, так как проверяют, насколько внимательно учащиеся прочитали заданное.

  • Взаимодействие заглавия и текста в "Донских рассказах" М.А.Шолохова 2006

    Автор: Быкова Ирина Константиновна

    Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны. Для восприятия смыслового содержания заглавия, а в конечном итоге – и всего произведения, для верного понимания авторской мысли необходимо учитывать связь заглавия с другими компонентами художественного произведения. Если вдуматься в заглавие цикла М.Шолохова "Донские рассказы", проследить внутреннюю связь каждого рассказа, вырисовывается картина эпохи Гражданской войны; жизнь мирных жителей, противостояние красных и белых, борьба нового со старым.

  • Открытый урок по литературе на тему: "Листая страницы книг" 2006

    Автор: Нурисламова Елена Бадрисламовна

    Вследствие изменения функций современной семьи – поиск средств существования – функция обучения в сложном мире взаимоотношений полностью перешла к образовательным учреждениям. Литература как предмет является тем миром, в котором, не нанося вред и ущерб окружающим, можно экспериментировать в решении таких вопросов. Данный урок является одним из вариантов творческих лабораторий, в котором с помощью анализа и синтеза методом проб и ошибок студенты постигают такие понятия, как поступок и проступок, виновность, справедливость, гуманность и бесчеловечность.


  • Урок внеклассного чтения: "Сказочники мира так прекрасно разны!" 2006

    Автор: Ромашина Наталия Фёдоровна

    Урок разработан в форме телевизионной игры "Счастливый случай" и даёт возможность проверить знания с учащимися произведений русских и зарубежных сказочников XIX века. От конкурса к конкурсу ребята раскрывают свои творческие способности, учатся работать в команде, расширяют кругозор, узнают много интересного за страницами школьного учебника.

  • Система уроков по творчеству М.И. Цветаевой в 5–9-х классах 2006

    Автор: Попова Татьяна Васильевна

    <p>Мною сделана попытка ввести знакомство с творчеством М.И. Цветаевой с 5-го класса. На мой взгляд, мало часов отводится на знакомство в 11-м классе. Имя Цветаевой может затеряться в созвездии поэтов Серебряного века. Хочется, чтобы ее произведения стали любимыми наряду со стихами А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой.<br> С 5-го по 9-й классы мною разработана система уроков по творчеству Цветаевой. <br> Такая система дает полное представление о судьбе, личности и творчестве М.И. Цветаевой, ее месте в литературном процессе.<br> Работая над системой уроков, я, во-первых, старалась найти точки соприкосновения с нравственным опытом учеников так, чтобы разговор о лирическом герое стихов стал разговором о них самих; во-вторых, это уроки развития творческих способностей: здесь и конкурс рисунков, выпуск стенгазет, журналов, конкурс на лучшего чтеца, написание сочинений-размышлений; в-третьих, эта тема дает возможность показать взаимопроникновение литературы и музыки, поскольку известно, что сама М. Цветаева была музыкальна и стих ее музыкален, и, наконец, ученики смогут увидеть место поэта в литературном процессе.

  • Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса) 2006

    Автор: Неганова Валентина Григорьевна

    <p>Данная программа апробирована и успешно применяется мною в течение 10 лет. Время вносит коррективы, но цели и задачи курса не меняются.<br> Идея создания программы: наши бабушки и дедушки являются свидетелями великих исторических событий. У нас есть счастливая возможность «увидеть» прошлое глазами очевидцев, взять лучшее, избежать ошибок в будущем благодаря опыту и мудрости стариков.<br> Предлагаемый вариант урока – пример личностного осмысления времени. В данном случае попытка социально-психологической характеристики образа Дарьи Леонидовны помогает учащимся понять замысел произведения и соотнести его с собственным мировоззрением.<br> С помощью индивидуальных информационно-исследовательских листов отрабатываются навыки краткого оформления и отслеживания «прироста» знаний, а через выбор дифференцированных заданий развиваются способности к самооценке.<br> Лексическая работа с текстом произведения не только помогает понять замысел писателя, но и формирует у учащихся навыки личностного осмысления прочитанного, а также художественный вкус.<br> Прилагаемый список произведений Абрамова носит рекомендательный характер и способствует осуществлению идеи – возобновить традиции семейного чтения.

  • Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "подлинная" и "неподлинная" жизнь в рассказе А.П. Чехова "О любви" 2006

    Автор: Шестакова Ольга Валерьевна

    Урок, выстроенный по технологии «Критическое мышление» с использованием приемов технологии: «верные/неверные утверждения», «работа с пропущенными словами текста», «закончить фразу», «составление кластера». На занятии учитель проводит творческий эксперимент: подбор музыкального сопровождения к отрывкам из художественного произведения.

  • Урок литературы в 8-м классе по произведению "Маленький принц" 2006

    Автор: Злотникова Ирина Борисовна

    Произведение Антуана де Сент-Экзюпери изучается в 8-м классе. Этот урок знакомит учеников с философской сказкой "Маленький принц". Необходимо донести до учеников, что надо научиться отвечать за жизнь на Земле, любить и доверять своему сердцу. На уроке ребята знакомятся с биографией Антуана де Сент-Экзюпери, читают и анализируют сказку "Маленький принц", исполняют песню "Маленький принц", читают стихи.

  • Уроки развития речи по литературе 2006

    Автор: Мушнина Елена Сигизмундовна

    Предложенные уроки, по моему мнению, развивают творческий потенциал учащихся, помогают усвоению материала по литературе второй половины XIX века и способствуют снятию негатива по отношению к предмету.

  • Внеклассное мероприятие по литературе на тему: "Белая береза – русская душа" 2006

    Авторы: Никонорова Марина Вячеславовна, Степанова Марина Юрьевна

    В связи с возрождением национальных традиций является актуальной проблема формирования ценностного отношения к миру. Ребятам дана возможность по-особому ощутить чувство Родины и стать достойным звеном в цепи поколений и продолжателем национальных традиций; они получат сведения из истории, увидят танцевальную композицию, узнают об орфографических нормах, этимологии слова, о многообразии видов берез; о культуре России.


  • Счастливая судьба (о творчестве Л. Ошанина) 2006

    Автор: Самойлова Галина Владимировна

    30 мая 2007 года исполняется 95 лет со дня рождения поэта-песенника Л.И. Ошанина, несправедливо забытого в наше время. Л. Ошанин – это классика, это – история. На его произведениях можно и должно воспитывать и патриотизм, и чувство слова, и красоту, и доброту, и нравственность. Простота и глубокий смысл, общечеловеческие идеалы и возвышенность чувств, необыкновенная мелодичность и естественность – вот что отличает поэзию Льва Ошанина.

  • Внеклассное мероприятие: "Лишь коснешься обложки несмелой рукой" 2006

    Автор: Янкина Любовь Владимировна

    Внеклассное мероприятие является итоговым в цикле занятий "Развивайте дар слова", который направлен на развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста и воспитание любви к книге как источнику знаний, интеллекта и культуры.

  • Проблемы жанра и литературного направления в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006

    Автор: Морозова Татьяна Викторовна

    Данная работа представляет собой подробную разработку урока по теме «Проблемы жанра и литературного направления комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"». Урок проводится в классе гуманитарно-филологического профиля. Целями этого занятия являются знакомство с художественным своеобразием жанра комедии (комическое в речи героев, юмор характеров и положений), выделение черт трёх литературных направлений в комедии "Горе от ума" (принципы классицизма и отклонения от них, роль романтических мотивов, реализм Грибоедова), актуализирование содержания литературоведческих терминов: "гипербола", "алогизм", "пародия", продолжение формирования умений работы с текстом художественного произведения.

  • Теория литературы и современный урок литературы 2006

    Автор: Трусова Елена Викторовна

    Как органично включить знания по теории литературы в творческий процесс (а любое сочинение, рецензия, анализ лирического произведения – процесс творческий)? В каком направлении необходимо двигаться учителю, чтобы научить ребёнка видеть художественные средства выразительности, понимать, почему именно эти тропы использует автор при создании того или иного характера, при изображении пейзажа или явления жизни? Ответы на эти вопросы в практической части статьи – уроке литературы.

  • Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему: "Где же ваша Синяя птица?" (по феерии М. Метерлинка "Синяя птица") 2006

    Автор: Велюханова Людмила Николаевна

    Это произведение – благодатная почва для разговора с подростками о незыблемом. Дети невольно приходят к мысли о добре, о необходимости стремиться к человеческим ценностям – к домашнему очагу; о любви к родителям, о справедливости, о гармонии, о том, что значит – быть счастливым. А счастье человека – в бесконечности познания жизни. Каждое новое поколение будет вновь и вновь упорно искать и открывать для себя что-то непознанное – искать своё счастье!

  • Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий 2006

    Автор: Гагельганц Ирина Иннокентьевна

    Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" был представлен на районном конкурсе "Учитель года". Цели урока: знакомство учащихся с произведением К.Г. Паустовского, развитие читательского мастерства, воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

  • Внеклассное мероприятие по литературе: игра "Что? Где? Когда?" по сказке А.Погорельского "Черная курица" 2006

    Автор: Огурцова Татьяна Викторовна

    Cказка “Черная курица” написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году. Не было тогда автомобилей, трамваев. Вряд ли вы увидите сейчас извозчика в Петербурге. И школы сейчас не такие, и учатся совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя столько лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки? Наверное, каждый в этой сказке находит что-то свое. Посмотрите маленький эпизод из этой сказки.


  • Сценарий урока – мастерской ценностных ориентаций в 5-м классе по теме: "Нравственные истины и традиции эвенкийского народа в поэме З.Я. Яхнина "Легенда о Ховеко" 2006

    Автор: Михайловская Юлия Валентиновна

    Многообразны пути открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить на уроках по изучению литературы Красноярского края. Урок – мастерская ценностных ориентаций и построения знаний представляет собой еще одну ступень открытия учащимися своего родного края. Цели и задачи урока по изучению поэмы "Легенда о Ховеко" были реализованы в рамках компетентностного подхода. На уроке были использованы интегративные проектные формы работы, представлены инсценировки, проведена работа по составлению словаря "Легенды о Ховеко" с компьютерной презентацией "Центр Земли". Урок-мастерская – это 12 учебных ситуаций. В каждой из них учитель обращается к социальному опыту учащихся, предоставляет им возможность самореализации, продолжает формирование их духовного опыта.

  • Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс 2006

    Авторы: Генералова Людмила Ивановна, Шмидт Галина Васильевна

    Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.