Литература
-
План-конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь" (по сказке А.М. Горького "Заветы отца") 2007
В предлагаемой разработке урока углубляется понятие об изобразительно-выразительных средствах языка, развивается понимание символического языка искусства с помощью различных аудиовизуальных средств обучения. А всё вместе способствует воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.
-
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой 2007
Литературно-музыкальная композиция может быть использована как на уроке литературы, так и во внеклассной работе по предмету. Данное мероприятие показывает сложность и трагичность пути поэтессы, глубину ее поэтической мысли и красоту художественных образов.
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" (урок-исследование) 2007
Урок - очередной этап в изучении творчества А.Н. Островского. Специфика урока – в том, чтобы заставить учащихся задуматься над социальными и духовными причинами трагедии творческой личности. Тип урока определён как урок-исследование причин трагедии судьбы Ларисы Огудаловой. Уроки такого типа дают возможность направить учащихся на мыслительный, аналитический процесс; способствуют актуализации восприятия произведения.
-
Литературный вечер, посвященный 185-летию со дня рождения Некрасова: "Я лиру посвятил народу своему" 2007
Вечер построен в виде литературно-музыкальной композиции, основанной на биографическом материале с использованием стихов поэта, фрагментов его воспоминаний и документов, связанных с ним. Мероприятие адресуется как учащимся среднего звена, так и старшеклассникам. Рассказ ведущих о жизни поэта сопровождается чтением стихов и демонстрацией слайдов с картин Г. Венецианова, по тематике созвучных поэзии Некрасова. Музыкальным фоном вечера служит музыка Г. Свиридова.
-
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад" 2007
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма, который проводится после предполагаемого прочтения пьесы А.П. Чехова дома. Позади - определённый опыт работы с чеховскими произведениями, сведения из биографии автора, чтение писем писателя. Всё это даёт возможность говорить о формировании личного отношения к творчеству А.П. Чехова и помогает строить разговор о такой простой и в то же время непростой пьесе, как "Вишнёвый сад".
-
Интеллектуальный марафон "Захарово – Большие Вязёмы – поэтическая родина А.С. Пушкина" 2007
Одинцовский район известен тем, что на его земле находится охраняемый государством музей-заповедник А.С. Пушкина, включающий в себя усадебный комплекс Большие Вязёмы и Захарово. Ежегодно музей проводит творческие встречи юных поэтов, на которых выступают воспитанники нашего лицея. Мои ученики - частые гости музея. В 2007 году городу Одинцово исполняется 50 лет. Хотя город и молод, но имеет богатую историю. Литературное краеведение Одинцовского района очень разнообразно и заслуживает пристального внимания. Заинтересовать ребят историей края помогают различные интеллектуальные игры, в процессе которых они постигают красоту и богатство малой родины. Думаю, что это очень важно для сегодняшнего поколения - иметь духовную опору. Предлагаемый в статье интеллектуальный марафон рассчитан на глубокое знакомство с историей Больших Вязём и Захарова.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма (по произведению древнерусской литературы) 2007
Интегрированный урок история + литература с использованием компьютерной презентации на тему "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма. На уроке анализируется произведение в контексте культурной и политической жизни Руси в период феодальной раздробленности.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 2007
Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы в 7-х и 10-х классах при изучении творчества И.С. Тургенева. К уроку прилагается компьютерная презентация, содержащая интересные сведения о жизни и творчестве писателя, есть музыкальное оформление.
-
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"» 2007
Цели урока: показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого; изучить жизненные источники рассказа "После бала", особенности композиции рассказа; провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
-
Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя 2007
Игра может быть использована учителями литературы средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий в качестве мероприятия для проведения литературной недели.
-
Сценарий устного журнала "Любитель русского слова" (к 205-летию со дня рождения В.И.Даля) 2007
Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем "Толкового словаря живого великорусского языка". "Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык", - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека – и вы ему поверите. А поможет вам наш устный журнал.
-
Развитие речи на уроке чтения и во внеурочное время в 1-м классе (из опыта работы) 2007
Уроки литературного чтения предназначены для образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие младших школьников в процессе обучения ставит перед учителем определённые задачи: владение навыком и умением работать с книгой, определение круга чтения учащихся, формирование познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоций, развитие творческого воображения и литературных способностей детей.
-
Лекция на тему: "Пушкин в портретах" 2007
"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная", - писал Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет "самую занимательную науку"! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик. А люди, которые живут в одно время с поэтом, твердят, как клятву, оду "Вольность", "К Чаадаеву"; люди, ходящие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могут встретить Пушкина и пройти мимо, не угадать. Фотография не изобретена: первый простейший фотографический снимок – дагероскоп – появился уже после смерти Пушкина.
-
Тема урока: "Наперсница волшебной старины" (сценарий занятия-спектакля, посвященного няне А.С. Пушкина) 2007
Наше занятие-спектакль посвящено удивительной женщине, которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл "мамушкой", которой он посвятил столько нежных поэтических строк: оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича - Арине Родионовне. Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, "наперсницы волшебной старины"; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого поэта, "был известен ей как нельзя короче".
-
Сценарий гостиной "Имя, без которого невозможна Россия" (к 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва) 2007
2006 год объявлен ЮНЕСКО Годом Д.С. Лихачёва. Это год столетнего юбилея великого ученого, академика, члена Австрийской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, кавалера ордена Св. Константина Великого, Человека с большой буквы - Дмитрия Сергеевича Лихачёва. 100-летию со дня рождения великого философа XX века, гуманиста, гражданина, патриота своей Родины посвящается наша гостиная "Имя, без которого невозможна Россия".
-
Сценарий гостиной "Первый наш историк и последний летописец", посвященной Н.М. Карамзину 2007
Николаю Михайловичу Карамзину посвящаем гостиную "Первый наш историк и последний летописец". Современники сравнивали его с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтических уподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромное преобразующее воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле столь необыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии.
-
Открытый урок по теме: "Ты вспомни первую любовь…" (стихи о любви, созданные А.С. Пушкиным в лицейский период, посвященные Е.П. Бакуниной) 2007
Программа по литературе не предусматривает изучение стихотворений о любви, созданных в 1811–1816 годах А.С. Пушкиным. Между тем они могут быть интересны современным юношам и девушкам – ведь их создал учащийся-лицеист, 16-летний юноша, их ровесник.
-
Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" глазами учащихся 2007
Концепция технологии развития критического мышления (ТРКМ) основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Эта технология помогает учащимся творчески осмыслить текст художественного произведения, понять замысел автора, выработать собственное мнение. Некоторые методы и приемы работы по ТРКМ показаны на примере темы «Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"».
-
Программа элективного курса "Виртуальный литературный музей" 2007
Данный элективный курс "Виртуальный литературный музей", на занятиях которого предполагается знакомство с интернет-коллекциями знаменитых литературных музеев мира, позволит учащимся ощутить как "живут" экспонаты, и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10–11-х классов филологического профиля. По окончании курса учащиеся должны знать структуру литературного музея, уметь подобрать для такого виртуального музея экспонаты, дать им оценку, проникнуть в глубину художественно-образного замысла писателя, художника или композитора; применять полученные знания и умения в разработке различных творческих проектов, в организации праздников, конкурсов, в создании презентаций.
-
Литературное творчество учащихся как основа духовно-нравственного воспитания 2007
Современный учитель, развивая творческий потенциал учащихся, способствует формированию всесторонне развитой, высокодуховной, творческой личности, обладающей высоким уровнем мышления, легко ориентирующейся в современном постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.
-
Тема урока: "Достоевский и музыка" 2007
Урок «Достоевский и музыка» - это интегрированный урок литературы и музыки. Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны, это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке. Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество.
-
Тема урока: "Научить читать не глазами, а сердцем" 2007
Литература через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Литературу и нужно изучать для того, чтобы человек попытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность.
-
Урок литературы в аспекте риторической культуры 2007
Предлагаемый конспект урока разработан на основе риторической образовательной технологии, автором которой является Е.А. Юнина – доктор философских наук, профессор педагогики. Эта технология объединяет ряд актуальных для современного образования направлений, каждое из которых является следствием определённого закона риторики.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Каждый из нас в ответе перед будущим" 2007
Урок литературы в пятом классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Тема урока: "Каждый из нас в ответе перед будущим". (По рассказу Рэя Брэдбери "И грянул гром".) Ведущая задача урока - воспитывать ответственность за свои поступки.
-
"Уроки нравственного прозрения, или Болевые точки преподавания литературы" (опыт преподавания литературы в старших классах) 2007
Уроки литературы раскрывают перед учениками психологический мир персонажей и побуждают их к нравственной оценке. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, ученик открывает мир новых эмоций, красоту природы, иначе говоря - путь в себя. Если мы хотим, чтобы в России были люди нравственные, отличающие добро от зла, надо, чтобы уроки литературы были самыми интересными для учеников. Для этого надо быть интересными для своих учеников. Какими будем мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние нашего общества.
-
Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Премудрый пескарь". Обличение мещанства, обывательщины, бесполезности и эгоизма» 2007
В последнее время интерес к урокам русского языка и литературы заметно упал. Чтобы урок получился интересным, развивающим творческие способности учащихся, а их участие в уроке – активным, нужно применять на уроках русского языка и литературы различные формы и методы.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Басня как литературный жанр" 2007
Урок - возвращение к прочитанному, основной целью которого являются повторение основных особенностей басни как литературного жанра, выявление природы слова «басня», построение басенного дерева, выяснение истоков данного жанра. Поставленная цель реализуется с помощью анализа басни Ивана Андреевича Крылова «Две собаки».
-
Урок-экскурсия на тему: "Лермонтовская Москва" 2007
Заботясь о духовном здоровье моих учеников, я пытаюсь разбудить в них самые лучшие чувства, доставить им много счастливых минут в тот момент, когда они прикасаются к истокам творчества поэтов и писателей, постигают самые сокровенные тайны человеческой души.
-
Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме: "Новогодие" 2007
Основные цели данного урока – формирование понятия о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков. Урок построен на сочетании наглядных словесных практических методов обучения, использовании элементов театрализации и игры, что не только способствует успешному усвоению материала, но позволяет обратиться к жизненному опыту учащихся, создаёт ситуацию успеха, новизны и занимательности, даёт ребятам возможность проявить себя, развить свой творческий потенциал и коммуникативные умения.
-
Бином фантазии 2007
Книга итальянского писателя Джанни Родари “Грамматика фантазии” вызвала мой интерес оригинальностью взглядов автора на различные способы развития у детей творческих начал и фантазии. Писатель доходчиво и интересно доказал, насколько необходима в жизни детей словесная игра, в которой мы, взрослые, должны принимать самое активное участие. Я решила попробовать на своих уроках в 5-м классе развивать детское воображение и фантазию.