Начальное образование-это первая ступень общего образования.
Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, отличиями в развитии и воспитании. Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
Перед собой я поставила задачу: воспитать человека как личность, способную осваивать ценности культуры, ориентироваться в них и стремиться к совершенствованию. И начинаю я эту работу с развития речи, мышления, развития интуиции и “чувства языка”. Другими словами с уроков литературного чтения, которые соответствуют задачам образования и воспитания человека.
Книга содержит духовное начало, без которого ребёнок не станет развитым человеком. А в каждом ребёнке есть задатки, которые могут развиться в способности, увидеть их, уловить, развить - моё дело.
Книга предлагает жизненный опыт и даёт возможность примерить на себя.
Звучащая речь воспринимается непосредственно, а понимать язык книги надо учить специально. Эта роль поручена учителю.
Я должна научить ребёнка читать книги, увидеть в них собеседников, научить слушать, слышать, понимать, откликаться на язык книг живым чувством, обдумывать прочитанное, лучше понимать окружающий мир. И может помочь только учитель, владеющий как умением читать , так и методикой передачи своего умения детям.
Я использую подборку книг - целый комплект детских книг.
Работать начинаю с 1-ой недели учебного года и дети привыкают к системе занятий.
Структура такого занятия состоит из 5 частей.
Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяет сформировать реальные представления данного произведения.
Выразительное чтение и перечитывание.
Коллективное воссоздание прослушанного, размышления (проверка восприятия).
Рассматривание книг.
Рекомендации.
Поясню эти части.
- Сразу книгу не показываю, а знакомлю с содержанием литературного произведения, иначе не увидят и не услышат того над чем надо думать, а увидят картинки да надписи.
- Театр одного актёра.
- Проверка восприятия: рисование словесных картинок, описание ситуаций. Дети приучаются запоминать и использовать в речи грамотную словесную часть произведения. Это и есть развитие речи на уроке чтения.
- Рассматривание книги, чтение её – полезно.
- Завершающий этап работы с книгой в 1-ом классе (посчитать, сколько в книге сказок, попробовать найти знакомые слова ….)
Такие занятия проводятся систематически в течение первого года обучения, и литературные произведения отбираются и по жанру и по стилю, по тематике. Эта работа является одним из этапов обучения чтению.
Следующим средством в развитии речи является посещение музеев, театров, экскурсий.
Мы с первоклассниками в начале учебного года посетили музей В.Васнецова и уголок Дурова.
Экскурсиям предшествует беседа по теме и ставится перед учащимися задача отобразить свои впечатления об увиденном и услышанном, в составлении устного рассказа, в рисунке, в поделке, а в более старших классах в отзыве или рассказе от первого лица, иногда в стихах.
С первого класса дети приучаются слушать литературные концерты, проводимы в школе.
Они позволяют услышать как новые произведения, не знакомые так и любимые. Читают их артисты. И это даёт свои положительные результаты. И у нас в классе есть чтецы.
Развивая общий интеллект учащихся, получаю неплохой результат в учении.
Развивая специальные способности – получаю способности в отдельных видах. У моих учеников астрономические познания – это наука, персональные выставки – это ИЗО, поэтические произведения – это литература. Эта работа находит отражение в детской индивидуальной проектной деятельности. Мы принимаем участие в окружном конкурсе “Начало”, в окружной защите лего-проектов.
Развитие речи проходит в комплексе: урок, книга, экскурсия, отзыв об увиденном, работа в библиотеке, поделки, рисунки, к работе подключены родители.