Цели урока:
- Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;
- Учить анализировать произведения малого жанра;
- Воспитывать чувства прекрасного;
- Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.
Оборудование: портрет Тургенева И.С., тексты, таблицы, компьютерная презентация.
Эпиграф: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.
И.С.Тургенев.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка романса на стихи Тургенева “Утро туманное, утро седое…”)
И.С.Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле. Семья будущего писателя жила деревенской, дворянской, медленной жизнью в обычной обстановке гувернеров и учителей, швейцаров и немцев.
(Демонстрируется компьютерная презентация, посвященная жизни и творчеству И.С.Тургенева (См.Приложение). Одновременно звучит рассказ учителя или сильных учеников.)
Образование И.С.Тургенев получает в Петербургском университете. Часто бывает за границей.
В 1843 г. начинает печататься. Сближается с В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, А.И. Герценым.
В своих произведениях И.С.Тургенев большое внимание уделяет человеческим чувствам, отражая свои личные переживания.
Впервые И.С.Тургенев влюбился в 15 лет в княжну Екатерину Шаховскую. Свои переживания, страдания отразил в произведении “Первая любовь”.
В 1840 г. стихотворения “Что тебя я не люблю”, “Луна плывет над дремлющей землею” посвящает Александре Ховриной (читается отрывок из стихотворения).
В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой.
Был увлечен Татьяной Бакуниной, часто встречался, написал ряд стихотворений.
И, наконец, встреча с Полиной Виардо. Эта любовь была восхищением, восторгом. Посвящает ей много стихотворений.
(Читается учеником стихотворение И.С.Тургенева “Стая”)
В этом стихотворении восхищение женской красотой.
В 1854 г. был увлечен дальней родственницей О.Я.Тургеневой. Большую роль в его судьбе сыграла Ю.Вревская.
И.С.Тургенев написал великое множество произведений. И все они – о любви. Не между мужчиной и женщиной, а о всепоглощающей человеческой любви.
Так в одном из стихотворений (“Старый помещик”) полно выражена одна из главных тем творчества Тургенева – невозможность жить без любви. (Чтение отрывков из этого произведения)
II. Определение жанра
В 1878 г. Тургенев работает над “Стихотворениями в прозе”
– Что такое вообще стихи в прозе?
Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.
– Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
(Запись на доске или виде плаката, таблицы.)
- Лиризм, передающий настроение автора.
- Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.
- Характер исповеди.
- Философские раздумья над основными вопросами бытия.
- Острая наблюдательность.
- Музыкальность.
Все вместе взятые и объединенные в сборнике, стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.
Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр.
(Вариант: сообщение ученика об истории создания Тургеневым И.С. “Стихотворений в прозе”)
Графическая работа (смотри рисунок 1)
В наших стихотворениях встретится главная тема – невозможность жить без любви, любовь в разных ее проявлениях. Этот круг поможет вам это понять. Ваша задача – определить, какая форма любви, разновидность отражена в том или ином стихотворении и какой оттенок несет она в себе.
(Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание (определенный текст). После самостоятельной работы с текстом, классу представляется сделанное. Работа ведется по плану.)
Таблица №1.
План работы в творческих группах.
- Распределить роли чтеца, комментатора.
- Прочитать выразительно стихотворение.
- Проанализировать стихотворение по плану.
- Обобщение, заполнение круга.
Таблица №2.
План анализа стихотворения в прозе.
- Название.
- Тема, основная мысль.
- Авторские отношения (основной мотив).
- Художественные средства.
(Название стихотворений в прозе, взятые для анализа: “Порог”, “Голуби”, “Памяти Вревской”, “Мы еще повоюем”, “Друг и враг”, “Два богача”).
Так как мы с вами учимся анализировать лирические миниатюры, то одну из них мы прокомментируем вместе, а затем группы приступят к самостоятельной работе.
Образец анализа.
Стихотворение “Два богача”.
– О чем говорится в стихотворении?
(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).
– Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?
(В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны 2 богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие).
– Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?
(Автору больше по буше “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).
– Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу?
(“Хвалю и умиляюсь”).
– Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом?
(“Далеко Ротшильду до этого мужика”).
Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли в выводу, что в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным. Внесем это стихотворение в наш круг и раскрасим желтым цветом.
(Далее работа по группам и их выступления)
III. Обобщение.
Наш круг заполнен. Как бы ни были разнообразны мысли, образы этих стихотворений, все они объединяются в одном – в любви, которая по – разному проявляется.
Рисунок 1. (Цвет выбирается самой группой)
Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.
Мы говорили о любви. Любовь – это наша душа. Давайте стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было как можно меньше черных кругов.