Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме: "Новогодие"

Разделы: Литература, Технология, МХК и ИЗО


Цели:

1. Общеучебные:

  • формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения;
  • формировать умения:
  • ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях;
  • изготавливать простейшие новогодние сувениры,
  • соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни.

2. Развивающие:

  • расширять представления учащихся о культуре своего народа,
  • развивать коммуникативно-технические умения (творчески подходить к решению поставленных задач, планировать свою работу, оценивать её результаты),
  • развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах.

3. Воспитательные:

Создавать условия для воспитания:

  • коммуникативной культуры учащихся,
  • уважительного отношения к культуре и традициям своего народа.

Оформление кабинета: две гирлянды с ангелочками и звездочками; надписи: Новогодие, Старый Новый год; горница: стол, две лавки или два табурета, вышитая скатерть, самовар (лучше старинный), чайные пары, муляжи (поросенок, свиные ножки, свиные колбаски, лепешки); искусственная елка (средней величины); картинки с изображением примет; картинки с изображением обычаев: колядование, гадание с зеркалом, украшение ёлки, фейерверк.

Оборудование:

1. 3 календаря “Круг светлых дней”.

2. Образцы изделий (фонарик, ангелочек, звездочка).

3. Для изготовления игрушек:

ангелочка: шаблон, белая бумага, скотч, нитки, ножницы.

фонарика: каркас из соломинок, цветные лоскутки, цветные нитки, ножницы.

звездочки: шаблон (с ниткой), фольга, ножницы, скотч.

4. Для игры – пуговица.

5. Печенье “козуля” (по количеству учеников в классе + несколько для запаса).

Костюмы для артистов:

1. Трём девочкам: 3 сарафана, 3 блузки, 3 головных убора (2 повязки + 1 платок), сумка – лакомка.

2. Одному мальчику: фуражка с цветком, рубаха, брюки.

Музыкальный ряд:

1. П. И. Чайковский “Щелкунчик”.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех. Вы, наверное, уже догадались, что наш сегодняшний урок посвящен одному из праздников, справляемых на Руси с древнейших времен.

- И какой же это праздник?

- Да, тема нашего сегодняшнего урока “Новогодие”.

Любой из нас, конечно, ждет
Веселый праздник Новый год!
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник…(дети)

- Сегодня на уроке Вы узнаете, как праздновали Новый год на Руси, какие обряды выполняли и какие из обычаев этого древнего праздника дошли до наших дней.

2. Актуализация.

- Ребята, посмотрите по календарю “Круг светлых дней”, когда в старину праздновалось

Новогодие.

На партах лежат календари “Круг светлых дней”. <Рисунок 1> По ним учащиеся определяют, что Новый год праздновался в старину во время Святок, после Рождества, но перед Крещением.

- Совпадает ли день празднования Нового года в старину и в наше время?

- Выходит, для нас с вами старорусское Новогодие утрачено?

- Верно, в современном календаре, установленном в феврале 1918г., старорусское Новогодие выпадает на 14 января и называется Старый Новый год.

- Ребята, а что Вам известно об этом празднике?

3. Рассказ об указе Петра I праздновать Новый год 1 января. Украшение ёлочки.

- Новый год – это один из самых любимых народом праздников. Но он не всегда праздновался 1 января. В древности русичи отмечали начало Нового года 1 марта, в конце 15 века праздник был перенесен на 1 сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял с Новым годом. В 1699г. Новый год последний раз праздновался, по древнему обычаю, 1 сентября. В декабре этого же года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом же указе повелевалось “после должного благодарения Богу и моленного пения в церкви” у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать украшения из хвойных деревьев, а “людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над храминою поставить”. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать.

- Как вы думаете, чем?

- Нет, шариками, фонариками и другими стеклянными игрушками елку украшать стали только в начале 20 века, А вот тогда, в начале 18 века, елочку украшали: фонариками из соломки, бумажными ангелочками, рождественскими звездочками.

На доску вывешивается иллюстрация “Украшение елки”. <Рисунок 2>

Учитель показывает образцы изделий.

- Как вы думаете, почему изготавливали именно такие игрушки?

Новый год праздновался после Рождества, поэтому елка украшалась предметами – символами этого праздника. Рождественская звезда – по- другому, Вифлеемская звезда – указала на рождение Иисуса Христа. Трубящий ангелочек – вифлеемским пастухам сообщили о рождении Иисуса Христа ангелы. Фонарик – символ света (огня), т.к. Рождество Иисуса Христа – праздник светлый, а также потому, что в январе солнце светит ярче.

- Хотите сделать такие игрушки?

- Выберите понравившуюся игрушку и сядьте за соответствующий стол. Помогать изготавливать игрушки вам будут девочки (ученицы – помощницы).

Учащиеся работают в группах: 1 группа – изготовление фонарика из соломинок, 2 группа – изготовление трубящего ангелочка, 3 группа – изготовление рождественской звездочки. Учитель оказывает необходимую помощь. <Рисунки 3 - 5>

Работа выполняется под музыку из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”.

- Как красива наша ёлка! Однако, украшение елочки – очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот-то древний обряд поклонения ёлке был заимствован немцами.

- Как вы думаете, обязательно ли на Новый год ставить живую ёлку?

4. Рассказ о праздновании Нового года в городах и селах.

4.1. Рассказ о праздновании Нового года в городах.

- Начиная с 1 января 1700г. Новый год в городах стал праздноваться пышно и торжественно. Так, в Москве еще накануне все были заняты уборкой улиц и домов. Всюду расставлялись хвойные деревья и развешивались зеленые ветви. Утром 1 января Москва оглашалась торжественным колокольным звоном всех церквей. По улицам шло войско со знаменами, барабанным боем и музыкой. По окончании молебствования, вместе с колокольным звоном раздавался гром пушечных и ружейных выстрелов. Император “с приятною лаской” принимал поздравления, а потом угощал всех знатных особ, с женами и дочерьми, пышным обедом с музыкой и пением, а для народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены различные яства. Вечером все улицы и дома ярко освещались, а перед дворцом зажигали фейерверк со множеством потешных огней и громом пушечных выстрелов. Заканчивалось торжество балом. Аналогичные торжества устраивались и в других городах.

Показ иллюстрации “Фейерверк”. <Рисунок 6>

-А вот в селах и деревнях Новый год праздновали иначе. Деревенская молодежь, разделившись на группы, ходила от дома к дому.

4.2. Сценка “Накануне Нового года или Васильев Вечерок”.

- Хозяин и Хозяйка сидят за столом и пьют чай. Девушки-колядницы идут по улице и поют:

Ай во боре, во боре
Стоит сосенка на горе.
Ой, овсень, ой, коляда,
Приходите к нам сюда.
Ехал сударь на бору,
Срубил сосенку одну,
На дощечки распилил
И мосточки замостил.
Кому ж ехать по мосту
К нам в родную сторону.
Эй, овсень, эй, коляда,
Новый год идет сюда!

Хозяин, услышав песню колядниц, обращается к Хозяйке: “Жена, колядницы пришли. Звать?!”.

Хозяйка: “Сядь, на место сядь!”.

Колядницы, входя в “дом”: “Хозяева, овсень кликать?!”.

Хозяйка: “Не кличьте, расходитесь по домам, ничего я вам не дам!”.

Колядницы поют:

У Федула жена
Очень жадная была.
У ней шуба не зашита
И рубаха не помыта.
Да и муж не дюж –
Лентяй, неуклюж. Ха-ха-ха!

Колядницы собираются уходить. Хозяин их останавливает: “Что вы, что вы? Оставайтесь! Чем хотите, угощайтесь!”.

Хозяин говорит Хозяйке: “Что придумала, жена? Ишь, какая сатана!”.

Колядницы возвращаются, поют песню, а хозяева отвечают:

Колядницы:

- Коляда, коляда!
Дома ли хозяева?
- Коляда, коляда!
Пекли ли лепёшки?
- Коляда, коляда!
Варены ли свиные ножки?
- Коляда, коляда!
Начинены ли свиные кишочки?
- Коляда, коляда!
Готовы ли потчевать?
- Подайте, Хозяева,
кусок лепешки, свиную ножку.

Хозяева:

- Дома!
- Пекли!
- Варены!
- Начинены!
- Готовы!
- Вот лепешка!
Вот свиная ножка!

Колядницы берут из рукавицы зёрна овса и, бросая их Хозяевам, поют:

Сеем – веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Чтобы здоровеньки были,
Много лет жили!
С Новым годом!
С Новым счастьем, Хозяин, Хозяюшка!

4.3. Беседа по сценке.

- Ребята, кто знает, как называется этот древний обряд?

На доску вывешивается иллюстрация “Колядование” <Рисунок 7>

- Что вам известно о колядовании?

- Колядовали ли вы сами? Какие колядки вы знаете?

- Почему хозяева старались впустить гостей в дом и дать им угощений побольше да получше?

- Что желали гости хозяевам?

- А зачем бросали зерна овса? (Данный обряд призывал к пробуждению природы, возрождению её плодотворящих сил: ведь предстояли весенне-полевые работы.)

- Вспомните, о чем спрашивали колядницы хозяев?

- Как вы думаете, почему колядниц интересовали прежде всего кушанья из свинины? (Новый год в старину совпадал с днем святого Василия, считавшегося покровителем свиней, поэтому на столе обязательно должны были стоять кушанья из свинины.)

4.4. Рассказ о новогодних гаданиях.

- В канун Нового года бывало и страшное, и таинственное. И навстречу этому всегда шли добровольно. Послушайте, как описывает один из самых страшных обрядов Нового года русский поэт XIX века А. А. Фет.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно говорят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной нет огня…
Страшное что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вокруг из-за плеч!
Ленты да радуги, ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди
Суженый, золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!

- Какой обряд описывает в стихотворении А. А. Фет?

- В канун Нового года, также как и на Рождество, гадали. При этом гадали и в шутку, и всерьез. Девушки поодиночке ходили в баню и там допрашивали свою судьбу. Это было очень страшное гадание. Но чаще гадания превращались в веселую забаву.

- И вот такие веселые, шуточные гадания вам, наверняка, известны. Расскажите о них?

Учащиеся рассказывают о своем опыте гадания.

В процессе чтения стихотворения Фета на доске вывешивается иллюстрация “Гадание”. <Рисунок 8>

- Как вы думаете, почему гадание о будущем, о своей судьбе приходилось на Святки и в частности на Новый год?

4.5. Проведение игры “Я золото хороню”.

- Набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся. Стол в посиделочной избе ставили посередине, все садились по кругу, взявшись за руки: круг замыкался, очищая и освещая еду. А вот после ужина начинались игры. В одну из них предлагаю вам поиграть.

- Выходи-ка, детвора!Ждет вас русская игра!

Ребята выходят и становятся в ряд.

Кто-нибудь из учащихся рассказывает считалку. Голящий становится на некотором расстоянии от игроков. Задача голящего – узнать, кому из ребят ведущий положил в ладони пуговицу. Если голящий угадываает, у кого пуговица, то становится на место игрока, а ведущий - водит. Если не угадывает, опять водит, а ведущий раскладывает.

Ведущий делает вид, что кладет пуговицу в сложенные лодочкой руки играющих, приговаривая:

Я золото хороню
У батюшки в терему.
Кому золото попало,
Там метелкой распахало.

Игра проводится несколько раз.

5. Рассказ о новогодних приметах.

- Магия первого дня, любого начала послужила основой целого ряда примет, запретов, правил поведения, относящихся к Новому году. Вот некоторые из них.

  • Как Новый год встретишь, так его и проведешь.
  • В Новый год первому покупателю отдают товар дешевле.
  • В Новый год не следует платить долги - весь год будешь расплачиваться.
  • В Новый год тяжелую работу не выполняют, иначе весь год пройдет в тяжелом труде без отдыха.
  • Чем богаче стол на Новый год, тем сытнее жизнь будет.
  • Если на Новый год были гости, то весь год дом будет полон гостей.
  • Если на Новый год кто-то чихает, то значит год для него будет удачным.
  • Когда все сядут за стол, самый младший оплетает веревкой ноги сидящих и ножки стола, чтобы весь год все жили вместе и не расставались.

Новогодние приметы называет учитель, а ученики определяют по картинкам, лежащим на столах, о какой примете идет речь. Картинки с изображением этих примет вывешиваются на доску. Учащиеся записывают понравившиеся им приметы в тетрадь.

- А какие новогодние приметы соблюдаете Вы в своих семьях?

Учащиеся приводят примеры примет.

6. Подведение итогов. Выявление причин различного празднования Нового года в городе и деревне. Установление связи прошлого и настоящего.

- Одинаково ли праздновался Новый год в городе и деревне? Как вы думаете, почему сложилось такое различие в праздновании Нового года в городе и деревне?

- Какие обычаи и традиции празднования Нового года дошли до нас?

- Что из того, о чем узнали на уроке, будете использовать при праздновании Нового года?

- Исстари Новый год был семейным праздником. Согласны ли вы с этим? Какие приготовления к Новому году Вы делаете в семье совместно?

7. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам 3 варианта домашнего задания. Вы можете выбрать для выполнения любой из них.

1) Узнайте, как празднуется Новый год в других странах.

2) Узнайте у бабушек, как праздновался Новый год в Кузбассе.

3) Проведите фенологические наблюдения и сделайте прогноз будущего урожая.

8. Заключительное слово учителя.

С Новым годом!
Со всем родом!
Чтобы здоровеньки были,
Только в радости жили!

Учитель угощает всех присутствующих печеньем “козуля”.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8