Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России… (А.С. Пушкин)
Разноголосица. Светские дамы и кавалеры.
1) Господа! Вы слышали?! В российской литературе произошло необыкновенное событие. Моднейший и самый читаемый писатель Николай Михайлович Карамзин записывается в историки. Бывало, что по своей воле отказывались от престола монархи, но чтобы знаменитый художник на вершине славы, силы и успеха подвергал себя добровольному заточению – пусть даже в храме науки!
2) Карамзин меняет биографию в том возрасте, в каком погибнет Пушкин. Зачем?
3) Он рано вошёл в литературу и довольно быстро завоевал славу первого пера страны.
4) Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной Европы.
1) Его альманахи, книги и журналы полюбили читатели.
2) Он написал “Бедную Лизу” повесть, прочитанную едва ли не каждым грамотеем.
3) Он глава школы “жизни и сердца”, сентименталист, преобразователь литературного языка.
4) Свою дружбу ему предлагал Александр Первый. А Карамзин написал: “Мне гадки лакеи и низкие честолюбцы, и низкие корыстолюбцы. Двор не возвысит меня”.
1) Он открыл России Шекспира, переведя “Юлия Цезаря”, и нашёл Ипатьевскую летопись (страшно подумать, что примись он за свою историю на десять лет позже многого можно было и не найти ее - пожары Отечественной войны 1812-го года были безжалостны к летописям).
2) Он автор художественной Истории, названной Пушкиным “созданием великого писателя, подвигом честного человека”.
Слово ведущего.
Такие (или примерно такие) пересуды можно было услышать в светских салонах российских столиц в первой четверти XIX-го века. Нам довелось “подслушать”, что говорили о Николае Михайловиче Карамзине – личности удивительной для русской культуры! 12 декабря этого года исполнилось 240 лет со дня рождения великого современника А.С. Пушкина, которого сам Поэт назвал “одним из великих наших сограждан”. Откройте любое издание “Бориса Годунова”: чтение трагедии вы неизменно начнете с таких слов: “Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин”.
Николаю Михайловичу Карамзину посвящаем мы нашу гостиную "Первый наш историк и последний летописец".
Современники сравнивали его с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтических уподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромное преобразующее воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле столь необыкновенны, что вполне допускали самые смелые исторические аналогии. Писатель, который впервые и с небывалой до того широтой развернул перед русским читателем многообразнейшую картину европейской духовной жизни; крупнейший представитель русского сентиментализма; выдающийся филолог, знаменитые языковые реформы которого во многом подготовили триумфальные успехи русской прозы во второй половине XIX столетия; блестящий литературный критик и публицист, редактор и переводчик; признанный патриарх отечественной историографии, создавший труд, который составил славу и гордость русской исторической науки – “Историю государства Российского”, – таков был Карамзин, таковы его заслуги перед нашей национальной культурой.
Как же все начиналось? Пришло время предоставить слово биографу этой разносторонне одаренной личности.
Биограф.
Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 года в небольшом поместье отца недалеко от Симбирска. О детских годах будущего писателя известно немного. Известно, что он рано лишился матери, что лет до одиннадцати воспитывался в деревне, где единственным его учителем и гувернером был домашний врач Карамзиных, немец. Младший современник и родственник Карамзина, поэт П. А. Вяземский, писал, что “тогдашнее воспитание, при всех своих недостатках, имело и хорошую сторону: ребенок долее оставался на русских руках, был окружен русскою атмосферою, в которой ранее знакомился с языком и обычаями русскими. Европейское воспитание, которое уже в возмужалом возрасте довершало воспитание домашнее, исправляло предрассудки, просвещало ум, но не искореняло первоначальных впечатлений, которые были преимущественно отечественные”. Вероятно, именно таким и было воспитание юного Карамзина.
В доме отца была хорошая библиотека, и мальчик с самых ранних лет пристрастился к чтению. Европейская классика, книги по древней и новой истории, жизнеописания великих людей — на этих книгах воспитывался будущий писатель.
В 1780 году четырнадцатилетнего юношу отправляют в Москву и определяют в частный пансион. Карамзин усердно изучает языки — им в программе пансиона отводилось главное место. Однако круг его интересов значительно шире. Он по-прежнему много читает, интересуется историей, философией, эстетикой, посещает лекции в университете. Литературное призвание обозначилось в нем уже тогда.
По окончании пансиона в 1783 году он поступает на военную службу в Преображенский полк, первый гвардейский полк России. Но склонности к военной карьере у него не было. Не прослужив и года, он вышел в отставку в чине поручика и уехал на родину, в свою симбирскую деревню.
1784 год – начало нового и очень важного периода в жизни Карамзина. Осенью этого года он приезжает в Москву с твердым намерением посвятить себя литературной деятельности, тем более что начало ей было положено еще год назад.
В 1783 году в свет вышли восемнадцать страниц в мягкой обертке. Прозаический опус “Деревянная нога” Геснера перевел с немецкого никому не ведомый “Николай Карамзин”— гласит текст на обложке. Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы”.
Разноголосица.
1) Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.
2) 1792 год – год рождения новой словесности написаны “Бедная Лиза” и “Наталья, боярская дочь”.
3) Эраст – начало образа лишнего человека, далёкий предшественник Онегина, Чацкого, Печорина.
4) Он называет себя первым русским писателем, а хочет научить нас нашему родному языку, которого мы не слышали...
Ведущий.
В быту “Бедная Лиза” отозвалась множеством маленьких Эрастов, волной самоубийств и слезами.
Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, –
Топитесь, девушки, в пруду довольно места.
Никогда так много и так охотно не плакали.
Что же это за произведение, вызвавшее такую бурную реакцию. Давайте посмотрим маленькую инсценировку.
Инсценировка отрывка из “Бедной Лизы”.
Ведущий.
Произведения Карамзина, печатавшиеся в “Московском журнале” и вышедшие в 1794 году отдельной книгой под скромным названием “Мои безделки”, имели громадный успех, доставив молодому писателю широчайшую известность.
Вашему вниманию предлагается свидетельство современника Николая Михайловича Ф. Н. Глинки, известного русского поэта.
Ф. Н. Глинка:
“В раннем детстве моем… в смиренном околотке нашем, Смоленской губернии, близ города Духовницы, мало читали, и кроме книг духовного содержания, почти не имели других. — ...Вдруг появились у нас в доме: “Мои безделки”. Нам прислали эту книгу из Москвы, и как описать впечатление, произведенное ею? Все бросились к книге и погрузились в нее: читали, читали, перечитывали, и наконец почти вытвердили наизусть. От нас пошла книга по всему околотку, и возвратилась к нам уже в лепестках. Так сталось, думаю, и везде с первыми опытами Карамзина”.
Ведущий.
Друзья мои! Путешествия питательны для духа и сердца нашего. Путешествуйте, чтобы полюбить человечество! Путешествуйте, кто только может!
Биограф.
В мае 1789 года Карамзин отправляется за границу, в длительное путешествие по Европе. Эта поездка была давней его мечтой.
“Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Николай Михайлович блажен. Он — в революционном Париже. Он чувствует дыхание Истории.
Звучит ода “К радости” Шиллера на музыку Бетховена
“Обнимитесь, миллионы...”
Путешествие продолжалось почти полтора года. Карамзин посетил Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию, Англию. Он наблюдал жизнь больших городов и маленьких деревушек, вел беседы в аристократических салонах и захолустных дорожных трактирах, в стенах французской Академии…
Одним из результатов путешествия стали “Письма русского путешественника”. Их называли “окном в Европу”, подобным тому, которое когда-то прорубил Петр Первый. Они явились первым произведением русской прозы, которое по всему своему строю принадлежало уже новой литературной эпохе, во многом предвосхищая ее важнейшие художественные открытия.
Проза “Писем” — предпушкинская. Несомненно, что без Карамзина пушкинское “Путешествие в Арзрум” было бы невозможно.
Сценка.
Выходит молодой челочек, со стопкой толстых, журналов. Пересматривает их:
- Ага, “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”.
И вдруг останавливается. Читает:
- “Московский журнал”, 12 книжек будут стоить в Москве 5 руб., а в других городах с пересылкою 7 руб. Подписка принимается в Университетской книжной лавке на Тверской улице. Издатель просит читателя самого поправить прочие ошибки, какие найдут”. Первый отечественный толстый журнал. Издатель – Н.М. Карамзин.
Ведущий.
Так начиналась издательская деятельность Н.М. Карамзина. Известный драматург и литератор того времени Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: “У нас не было такой прозы!”
Успех “Московского журнала” был грандиозный – целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!
Работал Карамзин невероятно много. Сотрудничал и в первом русском детском журнале. Назывался он “Детское чтение для сердца и разума”. Только для этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два десятка страниц.
Не забудем и о том, что Карамзин издавал и первые литературные альманахи “Аглая”, “Аониды” – “Для милых женщин...”, и “Пантеон российских авторов” – портреты-гравюры русских писателей – прообраз литературного словаря. И именно в “Вестнике Европы” Карамзина в 1814году появились строки, подписанные “Александр Н. к. ш. п.”
Только за это мы должны помнить и чтить Николая Михайловича!
Биограф.
Литературная звезда Карамзина поднималась все выше, когда он вдруг замолчал, оставив как будто все, что столь блистательно начал. Читатели были в недоумении. И лишь немногие друзья писателя знали, что, оставляя “изящную словесность”, Карамзин делает это для того, чтобы полностью отдаться работе над новым своим трудом, который станет делом всей его жизни. Карамзин начинал “Историю государства Российского”.
Интерес к отечественной истории и даже сама мысль приняться когда-нибудь за исторический труд были у Карамзина всегда. “Буду учиться, - писал он, прощаясь с читателями “Московского журнала”, закрывавшегося в 1792 году, - буду пользоваться сокровищами древности, чтобы после приняться за такой труд, который мог бы остаться памятником души и сердца моего, если не для потомства (о чем и думать не смею), то по крайней мере для малочисленных друзей моих и приятелей”.
31 октября 1803 года вышел указ царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь он — историк. 17 веков Российской истории в 11 томах! 22 года работы!!!
Ведущий.
Цитирую Николая Михайловича Карамзина: “Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими; надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем”. И еще: “Должно приучить россиян к уважению собственного”.
Создавая “Историю государства Российского”, Карамзин и стремился, прежде всего, раскрыть величие русской истории, ее яркую выразительность и самобытность.
Разноголосица.
1) Говорят, что Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры.
2) По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!
3) Остромирово Евангелие (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи, Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы “Моление Даниила Заточника” и много чего еще.
4) Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным – только и разговоров, что об истории.
5) Нет, вы послушайте: все читают “Историю…”! В Москве, Петербурге, в провинции. Далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров!
1) Я слышала, что в 25 дней продано 3000 экземпляров.
2) Князь Петр Вяземский сравнил Карамзина с Кутузовым двенадцатого года: он спас Россию от забвения!
3) А вы слышали мнение поэта Пушкина? Он высказался в том духе, что “Древняя Россия..., найдена Карамзиным, как Америка Колумбом… История государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”.
4) Дамы, в “Сыне Отечества” написано, что “Историю…” можно приобрести на Захарьевской улице, близ Литейного двора в доме Баженовой. По 50 рублей за 8 томов.
5) Едемте, едемте! Карету нам! (хором; удаляются)
Ведущий.
Вы слышали? Здесь прозвучало имя А.С. Пушкина. Пушкин и Карамзин – два великих современника, хорошо знавшие друг друга. Какими были их взаимоотношения? Как деятельность историка отразилась на творчестве поэта? Об этом небольшое сообщение.
Доклад на тему “О подвиге честного человека”
(А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин)
Ведущий.
Вы представляете: без “первого историка нашего и последнего летописца” невозможны были бы пушкинские “Борис Годунов” и “Песнь о вещем Олеге”! Можно ли вообразить себе русскую литературу без хрестоматийного:
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя…
Или
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Давайте попытаемся оживить страницы истории и представим себе пушкинских героев.
Инсценировка баллады А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.
Ведущий.
Да, Карамзин, “привратник бессмертия”, “первый наш историк и последний летописец” создал великую “Историю государства Российского”. Но величайшим созданием Карамзина был он сам, его жизнь, его одухотворённая личность. Постоянно “выковывая себя”, он создал живой эталон русского писателя, эталон, в котором душевное благородство мыслилось не как высокое достоинство, а лишь как естественное условие человеческой жизни и минимальное из требований, предъявляемых к литератору. Высочайшие этические требования Карамзин ввёл в литературу как обыденные.
Библиография:
- Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 2. Т. IV – VI / Сост., ком. – А.М. Кузнецова. – М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1998. – 656 с., илл.
- Кожевников В.А. О “прелестях кнута” и “подвиге честного человека” Пушкин и Карамзин//Московский Пушкинист I. Ежегодный сборник. –М.: “Наследие”, 1996.- 360 с.
- Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. – М.: Мол. Гвардия, 1998. – 382 с., ил. – (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 744).
- Осетров Е. три жизни Карамзина. – М.: Современник, 1985. – 302 с.
- Привратник бессмертия. Историко – литературный сценарий//русский язык и литература в учебных заведениях Украины. – 1999. - №12. – С. 67-72.