Литературное творчество учащихся как основа духовно-нравственного воспитания

Разделы: Литература


Как сказал С. П. Капица, «обучение даёт навык к труду, образование – к творчеству, воспитание – к адаптации в обществе» [1]. Воспитание, образование, обучение – вот «три кита», на которых держится будущее России, ибо какие навыки получит молодёжь, какими ценностями будет руководствоваться в жизни, таким и будет наше будущее.

Это очень хорошо понимают западные политики. Аллен Даллес ещё в 1948 году, планируя психологическую войну против России, говорил: «Мы бросим всё, что имеем, - всю золотую материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей…Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников в самой России… Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских и юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» [6] .

В настоящее время мы наблюдаем действие этой программы. «Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного народа, окончательного…угасания его самосознания…»[6]. Поэтому воспитание детей обретает характер стратегической проблемы государственного значения.

Несколько лет назад Министерство образования провозгласило деидеологизацию школы, освободило её от воспитания как несвойственной функции («школа должна учить» - такова была очередная директива). Но в 2001 году в соответствии с Программой развития воспитания в системе образования России в Москве состоялась Всероссийская конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: проблемы, традиции, опыт», участники которой обратили внимание на важность и особую актуальность проблемы.

Воспитание есть сотворение образа человека, и в учебном процессе воспитание должно стоять на первом месте. Ведь дать знания не главное, главное – какой человек будет этими знаниями владеть, на зло или на добро будут они направлены. «Имей сердце, имей душу, и будешь Человек во всякое время…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище», - писал Д. И. Фонвизин (комедия «Недоросль»).

И. А. Ильин в статье «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1934) писал: «Россия нуждается больше всего в воспитании и укреплении духовного характера…Русский человек силён тогда, когда он целен…Образование не должно отделяться от духовного воспитания ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах… Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя…»[3]. Ведущую роль учителя в процессе жизни отмечает и С. П. Капица, упоминая в своей статье слова Бисмарка, что «франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель» [1].

Поэтому именно перед школой, перед учительством стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё новые и новые требования. Это значит: школа должна воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной ситуации, готового к преодолению жизненных трудностей.

В связи с этим, образовательно-воспитательная система должна развивать творческую индивидуальность человека. Всякая индивидуальность имеет собственное миропонимание и стремится к реализации своих замыслов. Реализация этих замыслов и есть творчество.

Познакомившись с работами В.А. Сухомлинского [9], В. В. Степановой [8], В. А. Левина [5], И. Кузьмичёва [4], Н. В. Нечаевой [6], В. В. Иванихина [2], я пришла к выводу, что литературное творчество – это одно из проявлений развития личности. Оно требует от юного автора совершенствования многих качеств: фантазии, наблюдательности, душевной чуткости, доброты, чувства юмора, любви к поэзии и родной речи, упорства, трудолюбия.

В связи с этим литературное творчество может выступать как многофункциональное дидактическое средство:

  1. формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сфер);
  2. обогащения содержания образования, выступая средством обучения, привлекая внешкольный опыт учащихся;
  3. воспитания читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение;
  4. формирования потребности в общении средствами искусства;
  5. преодоления изолированности между составляющими образовательно-воспитательной системы;
  6. осознания учащимися процесса обучения и получаемых знаний;
  7. оценки результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие и духовно-нравственное воспитание.

МОУ «СОШ № 7» города Когалыма, в которой я работаю с сентября 2002 года, называют школой РАДОСТИ, то есть школой

Развития,
Адаптации,
Достоинства,
Образования,
Самоуправления,
Творчества,
Интеллекта,

где в процессе обучения создаются оптимальные условия для развития индивидуальных способностей ученика. В результате чего развивается здоровый, творчески направленный, ответственный за свои поступки гражданин, развиваются его творческие способности. «Способность – это владение эффективным способом достижения результата деятельности. Способность не передаётся по наследству, не транслируется как готовый способ освоения мира; она формируется в процессе активного участия в деятельности»

( В. В. Степанова) [8].

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки русского языка и литературы.

Китайская пословица гласит:

Скажите мне – и я забуду,
Покажите мне – и я запомню,
Вовлеките меня – и я научусь.

Вовлекая учащихся в процесс обучения, я опираюсь на потребность ребёнка в познании самого себя и окружающего мира и на потребность его в самореализации, а осуществляю это через литературное творчество, развивая таким образом мышление, речь и творческие способности учащихся.

Схема №1

Литературное творчество, являясь средством обучения и саморазвития учащихся и одновременно результатом их самореализации, служит основой духовно-нравственного воспитания и объединяет все составляющие образовательно-воспитательной системы.

Схема № 2

На взаимосвязи литературного творчества и духовно-нравственного воспитания я и строю свою работу.

На уроках литературы главной целью моей работы является общее развитие и формирование качеств творческой личности учащихся. Для достижения этой цели приходится решать следующие задачи: включить учащихся в разнообразную творческую деятельность; воспитать у учащихся качества, которые развивают мышление (память, внимание, сосредоточение, наблюдательность, чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность); заложить основы для формирования духовно развитой, творческой личности.

Основные принципы работы:

  • знания – фундамент творчества;
  • литературное творчество – основа воспитания;
  • строгий отбор учебного материала;
  • многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала;
  • разностороннее развитие ученика;
  • формирование устойчивого интереса к учению;
  • индивидуальный подход.

Знакомясь с художественным произведением, с жизнью и творчеством автора, погружаясь в мир этого человека или в мир героев, им созданных; вчитываясь в слова, анализируя поступки героев, изучая особенности композиции, сюжета и роль изобразительно-выразительных средств языка, ребята учатся самостоятельно мыслить. Ведь умение управлять своими мыслями, направлять их на всё хорошее, во благо и созидание – основа будущей счастливой жизни каждого человека. Поэтому очень важно развивать у детей мышление. А закреплять полученные знания учащимся помогают изложения, сочинения и другие творческие работы, например, стилизация, интерпретация или собственное поэтическое произведение, которые дают возможность учащимся поделиться своими мыслями и чувствами.

Для мотивации литературного творчества очень важно создать на уроке творческую атмосферу. Этому способствуют нетрадиционные формы уроков: урок-концерт, урок-игра, урок-новелла, урок-путешествие и т. д. Такие уроки я провожу регулярно.

Эмоциональность проведения традиционных уроков, на которых учителю удаётся затронуть «тонкие струны души» ребёнка, также способствует литературному творчеству. С одним из таких уроков вы можете познакомиться в приложении № 1.

Важным моментом литературного творчества является представление каждым учащимся своей работы вниманию одноклассников. На защите творческих проектов закрепляются навыки устной речи и умение анализировать выступление товарища. Коллективное обсуждение творческих работ формирует такие важные качества личности, как умение слушать и слышать, сопереживать, умение оценивать работу другого, корректно высказывать своё мнение и в то же время критично относиться к собственному творчеству.

Как известно, уровень знаний (при всей возможной глубине) не гарантирует становление ответственного отношения к миру и самому себе. Только обретя в процессе воспитания и обучения духовность и нравственность, молодой человек способен самостоятельно противостоять разрушительным силам зла. Образовательно-воспитательная система играет огромную роль в становлении нового мышления, нового отношения к жизни.

Развивая творческие способности учащихся, мы способствуем формированию всесторонне развитой личности, обладающей высоким потенциалом творческого мышления, легко ориентирующейся в современном постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.

Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий – направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в ученике обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления. Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.

По словам М. Пришвина, «писательство – это концентрация личности в слове». Поэтому в современной школе слово должно стать орудием духовной культуры, духовного воспитания, одним из важнейших средств формирования и развития человека.

Библиография

  1. Журнал «Университет и школа». № 3, 2000.
  2. Ильин Е. Н. «Путь к ученику». М., «Просвещение», 1988.
  3. Ильин И. А. «Творческая идея нашего будущего». «Рарогъ», 1999.
  4. Кузьмичев И. «Литература и нравственное воспитание личности». М., «Просвещение», 1980.
  5. Левин В. А. «Воспитание творчества». Томск, «Пеленг», 1992.
  6. Нечаева Н. В. «Организация литературного творчества». М., 1993.
  7. Пришвин М. «Силой родственного внимания». М., «Искусство в школе», 1996.
  8. Степанова В.В. «Школа развития индивидуальности». Смоленск, Универсум, 2003.
  9. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев, 1984.