Как сказал С. П. Капица, «обучение даёт навык к труду, образование – к творчеству, воспитание – к адаптации в обществе» [1]. Воспитание, образование, обучение – вот «три кита», на которых держится будущее России, ибо какие навыки получит молодёжь, какими ценностями будет руководствоваться в жизни, таким и будет наше будущее.
Это очень хорошо понимают западные политики. Аллен Даллес ещё в 1948 году, планируя психологическую войну против России, говорил: «Мы бросим всё, что имеем, - всю золотую материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей…Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников в самой России… Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских и юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» [6] .
В настоящее время мы наблюдаем действие этой программы. «Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного народа, окончательного…угасания его самосознания…»[6]. Поэтому воспитание детей обретает характер стратегической проблемы государственного значения.
Несколько лет назад Министерство образования провозгласило деидеологизацию школы, освободило её от воспитания как несвойственной функции («школа должна учить» - такова была очередная директива). Но в 2001 году в соответствии с Программой развития воспитания в системе образования России в Москве состоялась Всероссийская конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: проблемы, традиции, опыт», участники которой обратили внимание на важность и особую актуальность проблемы.
Воспитание есть сотворение образа человека, и в учебном процессе воспитание должно стоять на первом месте. Ведь дать знания не главное, главное – какой человек будет этими знаниями владеть, на зло или на добро будут они направлены. «Имей сердце, имей душу, и будешь Человек во всякое время…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище», - писал Д. И. Фонвизин (комедия «Недоросль»).
И. А. Ильин в статье «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1934) писал: «Россия нуждается больше всего в воспитании и укреплении духовного характера…Русский человек силён тогда, когда он целен…Образование не должно отделяться от духовного воспитания ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах… Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя…»[3]. Ведущую роль учителя в процессе жизни отмечает и С. П. Капица, упоминая в своей статье слова Бисмарка, что «франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель» [1].
Поэтому именно перед школой, перед учительством стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё новые и новые требования. Это значит: школа должна воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной ситуации, готового к преодолению жизненных трудностей.
В связи с этим, образовательно-воспитательная система должна развивать творческую индивидуальность человека. Всякая индивидуальность имеет собственное миропонимание и стремится к реализации своих замыслов. Реализация этих замыслов и есть творчество.
Познакомившись с работами В.А. Сухомлинского [9], В. В. Степановой [8], В. А. Левина [5], И. Кузьмичёва [4], Н. В. Нечаевой [6], В. В. Иванихина [2], я пришла к выводу, что литературное творчество – это одно из проявлений развития личности. Оно требует от юного автора совершенствования многих качеств: фантазии, наблюдательности, душевной чуткости, доброты, чувства юмора, любви к поэзии и родной речи, упорства, трудолюбия.
В связи с этим литературное творчество может выступать как многофункциональное дидактическое средство:
- формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сфер);
- обогащения содержания образования, выступая средством обучения, привлекая внешкольный опыт учащихся;
- воспитания читателя, глубоко и эмоционально воспринимающего художественное произведение;
- формирования потребности в общении средствами искусства;
- преодоления изолированности между составляющими образовательно-воспитательной системы;
- осознания учащимися процесса обучения и получаемых знаний;
- оценки результативности обучения по всем направлениям: образование, развитие и духовно-нравственное воспитание.
МОУ «СОШ № 7» города Когалыма, в которой я работаю с сентября 2002 года, называют школой РАДОСТИ, то есть школой
Развития,
Адаптации,
Достоинства,
Образования,
Самоуправления,
Творчества,
Интеллекта,
где в процессе обучения создаются оптимальные условия для развития индивидуальных способностей ученика. В результате чего развивается здоровый, творчески направленный, ответственный за свои поступки гражданин, развиваются его творческие способности. «Способность – это владение эффективным способом достижения результата деятельности. Способность не передаётся по наследству, не транслируется как готовый способ освоения мира; она формируется в процессе активного участия в деятельности»
( В. В. Степанова) [8].
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки русского языка и литературы.
Китайская пословица гласит:
Скажите мне – и я забуду,
Покажите мне – и я запомню,
Вовлеките меня – и я научусь.
Вовлекая учащихся в процесс обучения, я опираюсь на потребность ребёнка в познании самого себя и окружающего мира и на потребность его в самореализации, а осуществляю это через литературное творчество, развивая таким образом мышление, речь и творческие способности учащихся.
Литературное творчество, являясь средством обучения и саморазвития учащихся и одновременно результатом их самореализации, служит основой духовно-нравственного воспитания и объединяет все составляющие образовательно-воспитательной системы.На взаимосвязи литературного творчества и духовно-нравственного воспитания я и строю свою работу.
На уроках литературы главной целью моей работы является общее развитие и формирование качеств творческой личности учащихся. Для достижения этой цели приходится решать следующие задачи: включить учащихся в разнообразную творческую деятельность; воспитать у учащихся качества, которые развивают мышление (память, внимание, сосредоточение, наблюдательность, чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность); заложить основы для формирования духовно развитой, творческой личности.
Основные принципы работы:
- знания – фундамент творчества;
- литературное творчество – основа воспитания;
- строгий отбор учебного материала;
- многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала;
- разностороннее развитие ученика;
- формирование устойчивого интереса к учению;
- индивидуальный подход.
Знакомясь с художественным произведением, с жизнью и творчеством автора, погружаясь в мир этого человека или в мир героев, им созданных; вчитываясь в слова, анализируя поступки героев, изучая особенности композиции, сюжета и роль изобразительно-выразительных средств языка, ребята учатся самостоятельно мыслить. Ведь умение управлять своими мыслями, направлять их на всё хорошее, во благо и созидание – основа будущей счастливой жизни каждого человека. Поэтому очень важно развивать у детей мышление. А закреплять полученные знания учащимся помогают изложения, сочинения и другие творческие работы, например, стилизация, интерпретация или собственное поэтическое произведение, которые дают возможность учащимся поделиться своими мыслями и чувствами.
Для мотивации литературного творчества очень важно создать на уроке творческую атмосферу. Этому способствуют нетрадиционные формы уроков: урок-концерт, урок-игра, урок-новелла, урок-путешествие и т. д. Такие уроки я провожу регулярно.
Эмоциональность проведения традиционных уроков, на которых учителю удаётся затронуть «тонкие струны души» ребёнка, также способствует литературному творчеству. С одним из таких уроков вы можете познакомиться в приложении № 1.
Важным моментом литературного творчества является представление каждым учащимся своей работы вниманию одноклассников. На защите творческих проектов закрепляются навыки устной речи и умение анализировать выступление товарища. Коллективное обсуждение творческих работ формирует такие важные качества личности, как умение слушать и слышать, сопереживать, умение оценивать работу другого, корректно высказывать своё мнение и в то же время критично относиться к собственному творчеству.
Как известно, уровень знаний (при всей возможной глубине) не гарантирует становление ответственного отношения к миру и самому себе. Только обретя в процессе воспитания и обучения духовность и нравственность, молодой человек способен самостоятельно противостоять разрушительным силам зла. Образовательно-воспитательная система играет огромную роль в становлении нового мышления, нового отношения к жизни.
Развивая творческие способности учащихся, мы способствуем формированию всесторонне развитой личности, обладающей высоким потенциалом творческого мышления, легко ориентирующейся в современном постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.
Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий – направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в ученике обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления. Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.
По словам М. Пришвина, «писательство – это концентрация личности в слове». Поэтому в современной школе слово должно стать орудием духовной культуры, духовного воспитания, одним из важнейших средств формирования и развития человека.
Библиография
- Журнал «Университет и школа». № 3, 2000.
- Ильин Е. Н. «Путь к ученику». М., «Просвещение», 1988.
- Ильин И. А. «Творческая идея нашего будущего». «Рарогъ», 1999.
- Кузьмичев И. «Литература и нравственное воспитание личности». М., «Просвещение», 1980.
- Левин В. А. «Воспитание творчества». Томск, «Пеленг», 1992.
- Нечаева Н. В. «Организация литературного творчества». М., 1993.
- Пришвин М. «Силой родственного внимания». М., «Искусство в школе», 1996.
- Степанова В.В. «Школа развития индивидуальности». Смоленск, Универсум, 2003.
- Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев, 1984.