Цели:
- Познакомить с особенностями жанра романтической сказки-очерка.
- Углубить понятие об изобразительно-выразительных средствах языка.
- Развивать умение понимать символический язык искусства с помощью аудиовизуальных средств обучения.
- Продолжить формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
- Способствовать воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.
Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа.
Оборудование:
- Текст сказки у каждого ученика.
- Аудиокассета «Звуки моря».
- Видеодиск с репродукциями картин И. К. Айвазовского.
- Портрет А.М. Горького и фотографии «Горький на Капри».
- Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текста сказки заветы отца и подумать над их содержанием.
План урока:
- Слово учителя – 3 мин.
- Просмотр видеофрагментов с репродукциями картин Айвазовского и одновременное чтение отрывков с описанием моря из разных произведений Горького в сопровождении аудиозаписей «Звуки моря» - 9 мин.
- Поисковая работа с текстом сказки – 5 мин.
- Работа в тетради «Особенности романтической сказки - очерка. Словарная работа» - 5 мин.
- Беседа «Заветы отца»,– 20 мин.
- Итог урока, домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И здесь помогают нам найти нужные слова писатели, чьё поэтическое видение мира и словарный запас «находят друг друга». И, как когда-то сказал Михаил Пришвин, «учитесь видеть природу, понимать её язык. Чем больше учитесь, тем сильнее увидите поэзию земли там, где её никогда не увидит человек, обладающий скудными знаниями».
Иван Константинович Айвазовский и Алексей Максимович Горький – люди разных поколений. Когда Айвазовскому исполнился 51 год, родился Горький. А умер Айвазовский, когда Горькому шёл 32-й год. Объединяла их самозабвенная любовь к морю. Один – родился в Феодосии, вырос на морском берегу и всю жизнь стремился к созданию живописного образа моря во всей его красоте и силе.
А другой (Горький) впервые увидел море, будучи взрослым, и, влюбившись в него раз и навсегда, создал такой прекрасный словесный образ моря, что его также по праву можно назвать художником, только не кисти, а слова. Вы только послушайте: «Воздух морской настолько вкусен, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать…Ночи здесь лёгкие, прекрасные, крылатые. Звёзды – маяки, через них повсюду видать. Нигде в другом месте нет такой приятной небесной карты. Лягте навзничь на гравий, следите за звёздами, слушайте музыку моря и… путешествуйте…» Давайте и мы сейчас с вами послушаем музыку моря, и помогут нам картины художника – мариниста Айвазовского и слова писателя Горького, одинаково потрясённых мощью и красотой моря.
II Просмотр видеофрагментов с картинами Айвазовского в сопровождении аудиозаписи «Звуки моря», одновременно выразительно читаются учениками (задание было дано заранее) отрывки из произведений Горького. (Создаётся словесно-зрительно-звуковой образ моря)
- «…Воздух был пропитан острым запахом моря и
жирными испарениями земли, незадолго до вечера
обильно смоченный дождём. Ещё и теперь по небу
бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и
красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и
пепельно-голубые; там – резкие, как обломки скал,
матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково
блестели тёмно-коричневые клочки неба,
украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это:
звуки и запахи, тучи и море было странно красиво и
грустно, казалось началом мудрой сказки. И всё
как бы остановилось в своём росте, умирало; шум
голосов гас, удаляясь, превращаясь в печальные
вздохи».
(«Старуха Изергиль») - «…Луна взошла. Её диск был велик,
кроваво-красен. Она казалась вышедшей из недр
этой стихии, которая на своём веку так много
проглотила человеческого мяса и выпила крови,
отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой…»
(«Старуха Изергиль») - «…Таинственен шум морских волн. Всё мягче
становилась ночь и всё больше зарождалось в ней
голубого сияния луны, и неопределённые звуки
хлопотливой жизни её невидимых обитателей
становились тише, заглушаемые возраставшим
шорохом волн… ибо усиливался ветер…»
(«Старуха Изергиль») - «…Издали, как удары огромного тамбурина,
доносятся глухие вздохи моря. Играют бабочки над
цветами. Пепе поднял голову и следит за ними,
щурясь от солнца, улыбаясь немного завистливой и
грустной, но всё-таки доброй улыбкой старшего на
земле. «Чо!»- кричит он, хлопая ладонями, пугая
изумрудную ящерицу. А когда море спокойно, как
зеркало, и в камнях нет белого кружевного прибоя,
Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми
глазами в прозрачную воду: там, среди рыжеватых
водорослей, плавно движутся рыбы, быстро
мелькают креветки, боком ползёт краб. И в тишине,
над голубою водой, тихонько течёт звонкий,
задумчивый голос мальчика: «О море, мо-о-ре!».
Взрослые люди говорили о мальчике: «Этот будет
анархистом». А кто подобрее, из тех, что более
внимательно присматриваются друг к другу, те
говорили «Пепе будет нашим поэтом».
(«Пепе») - «…Мне было страшно, я первый раз увидел море
таким бешеным и чувствовал себя столь бессильным
в нём…Нас опрокинуло. Вот – мы оба в кипящей
воде, в пене, которая ослепляет нас, волны бросают
наши тела, бьют их о киль барки. В руках у нас
верёвки, мы не оторвёмся от нашей барки, пока есть
сила, но- держаться на воде трудно. Несколько раз
мы были взброшены на киль и тотчас смыты с него.
Самое главное тут в том, что кружится голова,
глохнешь и слепнешь – глаза и уши залиты водой, и
очень много глотаешь её…
Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, порядочно избитые об неё, уже обессиленные и онемевшие. Это длилось долго, но когда стали видны тёмные горы берега – всё пошло с невыразимой быстротой. Качаясь, они подвигались к нам, наклоняясь над водой, готовые опрокинуться на головы наши,- раз – подкидывают волны наши тела; хрустит наша барка, точно орех под каблуком сапога, я оторван от неё, вижу только изломанные чёрные рёбра скал, острые, как ножи… - «…Дует ветер, деревья качаются и точно идут с
горы к морю, встряхивая вершинами. О прибрежные
камни равномерно и глухо бьёт волна; море – всё в
живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи
птиц опустились на его синюю равнину, все они
плывут в одном направлении, исчезают, ныряя в
глубину, снова являются и звенят чуть слышно. И,
словно увлекая их за собою, на горизонте
качаются, высоко подняв трёхъярусные паруса два
судна, тоже подобные серым птицам; всё это –
напоминая давний, полузабытый сон- не похоже на
жизнь…
Прибой набросал на камни волокна пахучей морской травы – рыжей, золотистой и зелёной; трава вянет на солнце и горячих камнях, солёный воздух насыщен терпким запахом йода. На пляж одна за другой выбегают кудрявые волны…
(Слушают ещё несколько секунд звуки бушующего моря)
III Поисковая работа с текстом сказки «Заветы отца»
Учитель: Можете ли вы назвать произведение Горького, из которого прозвучал последний отрывок?
(Называют «Заветы отца»)
Учащимся предлагается (в качестве эксперимента) придумать несколько эпитетов, характеризующих слово «ветер».
(Придумывают примерно такие: сильный, могучий, порывистый, шквальный, сбивающий с ног, лёгкий, ласковый…)
Учитель предлагает обратиться к тексту сказки, чтобы убедиться в богатстве изобразительно-выразительных средств, используемых Горьким для создания образа ветра.
(Учащиеся работают с текстом, приводят примеры:
- «…Ветер ударил в нас в четырёх километрах от берега, ударил неожиданно, как трус и подлец…»
- «…К ночи разгорается крепкий ветер, хитрый и злой ветер. Ласково дует, тихонько толкая в море, а потом подходит к вам незаметно и вдруг бросается на вас, точно вы оскорбили его…»
- «…Ветер срывал верхушки волн и кропил нас, точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы снять наши грехи…»
- «…Ветер – дыхание злых дьяволов – любезно роет вам тысячи могил и бесплатно поёт реквием.
- «…ветер переменился, густо хлынул к берегу, и нас понесло к земле…».
- «…Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, обессилевшие и онемевшие…»
-Кроме эпитетов, какие ещё изобразительно-выразительные средства использовал Горький? ( Метафоры, сравнения, олицетворения).
IV Словарная работа в тетрадях.
Учитель: Алексей Максимович Горький, вынужденный не по своей воле в 1905 году покинуть Россию (о причинах вы узнаете, когда будете учиться в 11 классе) в письме из Италии к Антону Павловичу Чехову однажды написал: «Право же, настало время нужды в героическом: все хотят необычного, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее…Немножко прикрасить человека – не велик грех; людям слишком часто и назойливо говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, - при желании своём, могут быть и лучше. Надо поучиться этому, ведь человек…всё-таки - самое великое на земле… Хула на человека, может быть, иногда и нужна, но похвала ему более необходима и, вероятно, полезнее хулы». И Горький создаёт особый жанр произведений – романтические сказки - очерки, которые можно назвать настоящим гимном мужеству, смелости, героизму, самоотверженности.. «Заветы отцов» - пример такого произведения.
Романтизм – стремление показать в ярких образах высокое назначение человека.
Романтика – то, что создаёт эмоциональное, возвышенное отношение к чему-либо.
Романтик – тот, кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации людей в жизни, кто проникнут романтикой, эмоционально возвышенно относится к чему – либо.
(И Горького, и Айвазовского по праву можно назвать «романтиками моря»)
Очерк – (у этого слова 4 значения, но нас интересует 4-ое) – небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.
«Заветы отцов» - пример такого произведения.
И осталось только выяснить значение слова «Завет».
Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям, потомкам.
Учитель: А теперь, когда вы имеете представление о лексическом значении этих слов, попробуйте сами сформулировать, что такое романтическая сказка – очерк, созданная Горьким.
(Надеюсь, что этот вопрос не вызовет затруднения в классе, и они ответят примерно так: «Произведение, в котором соединилось фантастическое и реальное, чтобы ярко, эмоционально рассказать о сильных, мужественных, храбрых, стойких, самоотверженных людях и чувствах).
V Беседа по содержанию заветов отца.
(Опять включается магнитофон, и дети слышат звуки бушующего моря)
Учитель: Отец в час смерти, зная, что ему не избежать её, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, и нашёл силы и время передать ему всё, что считал важным. Дома вы должны были прочитать этот романтический очерк, выписать самые главные, на ваш взгляд, заветы отца и аргументировать свой выбор.
Итак, какие заветы отец оставил сыну и как вы понимаете эти заветы?
(Идёт обсуждение заветов отца)
- «Если молод, не легко верить в опасность».
- «Какая польза ковырять море спичками? Берегите силу, иначе тебя напрасно станут ждать дома».
- «Всегда держаться так, как будто никого нет лучше тебя и нет никого хуже. Дворянин и рыбак, священник и солдат – одно тело, и ты такой же необходимый член его, как все другие».
- «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет».
- «Люди делают то, что спрашивают у них».
- «Помни, что всё хорошее от человека».
Учитель:
К какому выводу пришёл сын погибшего рыбака после событий 50-летней давности, хотя и утверждает, что «они люди простые и не умеют говорить так красиво, как хотелось бы, и что чувствуют и знают всегда больше, чем могут сказать»?
(Учащиеся, скорее всего, не затруднятся с ответом и обязательно приведут цитаты из текста, что «67 лет прожил сын и может сказать, что всё, что внушил отец, - верно!» Что «рассказ об отце требует особенных слов, может, даже песен»).
Он и сам, этот старый и опытный рыбак, прожив долгую жизнь, может оставить свои заветы молодым: «Люди таковы, какими вы хотите видеть их. Смотрите на них добрыми глазами, и вам будет хорошо, им – тоже. От этого они станут ещё лучше, вы– тоже! Это – просто!»
«Приглядевшись к людям, я знаю, помнить – это всё равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего, - уж это так, поверьте!»
Многое пережил сын за долгие годы, и многое понял
Учитель: Как вы думаете, почему в тот день не погиб мальчик? Что укрощало его страх?
(Наверняка, дети скажут о том, что мужество, огромная сила воли и вера отца помогли сыну выжить).
VI Итог урока.
Учитель: Алексей Максимович Горький сам был человеком неугомонным, с активной жизненной позицией и не терпел людей пассивных, инертных. Он как-то шутливо написал своему сыну Максиму, пожаловавшемуся на отсутствие покоя: «Это, брат, хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые ищут покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ…». А в своём рассказе «Часы» он продолжил эту мысль: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую».
Вам ещё предстоят встречи с замечательными романтическими легендами Горького о Данко, Ларре, Марке, Соколе, Девушке, которая не побоялась встречи с самой Смертью и отстояла право на любовь.
Но, завершая сегодняшний урок, всё-таки хочется привести слова из горьковской легенды о Марко, юноше, который бросился за своей любимой в волны Дуная и был обвинён в безрассудстве очень осторожными людьми:
…А Марка –уж нету…
Но всё же
От Марка хоть песня осталась.
А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут:
Ни сказок о вас не напишут,
Ни песни про вас не споют!
Заключительные вопросы.
-В се сказки Горького и почти все картины Айвазовского написаны в Италии и об Италии. Но что они дают русскому читателю и зрителю? И дают ли?
- Как вы понимаете смысл названия нашего урока «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»?
Домашнее задание:
Прочитать «Песню о Соколе» и ответить на вопрос: почему произведение, в котором самое большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»?
Если останется время
Можно привести интересные факты и высказывания:
1. Более 6 тысяч картин создал Айвазовский. Они настолько завораживают, что чудится, будто волны вздымаются и вот-вот хлынут из рамы. Обычно люди стоят потрясённые при виде этой мощи. Всё насыщено поэтической правдой, любовью к жизни. Это к нему, Айвазовскому, можно по праву отнести пушкинские слова:
…Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим…
Среди сотен картин великого мариниста есть одна, которая называется «Среди волн». Она, как и многие другие, написана в Италии. (Продемонстрировать ещё раз). Весь этот титанический труд потребовался великому мастеру, чтобы Образ Моря, тот единственный, к которому он стремился всю жизнь, явился во всей красоте и силе в этой картине. На восемьдесят первом году жизни Айвазовский натянул огромный холст, взошёл на помост и приступил к работе. Холст он разделил на две части: вверху тёмное грозовое небо, а под ним огромное бушующее море. А вот и центр, в нём, как в воронке, кипит первозданный хаос, из которого вздымаются две волны, они образуют два водяных конуса в центре кольца. Луч солнца озарил всю эту стихию, и обе вздымающиеся волны освещены до самой глубины, а белая пена между ними ещё светлее. Послушная кисть художника не отрывалась от полотна, а дух его витал среди волн и восторгался кипящим водоворотом прозрачных валов, игрою зеленовато-голубых и сиреневых тонов.
2. Годы жизни Айвазовского – 1817- 1900, Горького – 1868- 1936
3. «Искусство,- говорил Горький,- это красота, которую талант мог создать даже под деспотическим игом».
4. «Если человек опаршивеет - своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!»(Горький) Действительно, люди глазеют больше на красоты мира. Чем на красоты своей души.
5. Самые человечные чувства, по мнению Горького, - материнство и братство. «Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!»- восклицал он в одной из «Сказок об Италии». –Прославим в мире Женщину-Мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть!» Горький создал целую галерею образов матерей, каждый из которых вырастает в символ Жизнеутверждающего начала.
6. Горький придавал особое значение началу произведения, его первой фразе. «Она,- говорил Алексей Максимович,- как в музыке, даёт тон всему произведению».
7. «Природу, как и прошлое, надо охранять как величайшую драгоценность, так как в природе ничто не повторяется, и никакая реконструкция, никакая копия не могут заменить оригинала» (Горький). «Может быть, в «Сказках об Италии» я несколько прикрасил итальянцев, но – природа их страны так хороша, что и люди её невольно кажутся, может быть, лучше, чем они есть на самом деле…»
8. В своих воспоминаниях о Горьком Юрий Анненский писал: «Мы с Петром Кончаловским (художником) побывали у Горького в Италии. В обычной жизни любивший шутку и балагурство, Горький с чрезвычайной опаской относился к созданию шутливых, лёгких, юмористических произведений. Получив у Горького настоящий заряд бодрости и веселья (по его выражению, «грустные в Италии не уживаются»), мы пели, хохотали, радуясь морю, солнцу, парусам, чайкам, гудению жуков, лиловому Везувию, розовым очертаниям Кипра, а потом вдруг услышали от Горького: «Тут, знаете, настоящий сезон праздников - чуть ли не ежедневные фейерверки, процессии, музыка и ликование народа. А как у нас,- думаю я – и извините- до слёз, до ярости завидно, и больно, и тошно.
Можно провести небольшую викторину по «Заветам отца» с целью проверки: внимательно ли они читали текст (перед беседой по содержанию):
- Сколько лет старику, который рассказал Горькому эту историю? (56)
- Сколько лет было отцу и ему, когда произошла эта история? (40 и 16)
- Как называется профессиональная болезнь рыбаков? (Ревматизм)
- Разбойник честнее чего? А люди честнее чего, по выражению старика? (Разбойник честнее ветра, а люди честнее стихии).
- Пеццони – это что? (Это тонкая и вкусная рыба с розовыми плавниками).
- Как ещё называют пеццони? (Её называют ещё «коралловой рыбой», потому что она водится там, где есть кораллы, т. е очень глубоко).
- Что представляет собой барка? (Маленькая лодка).
- Киль у барки – это где? (Нос)
- Люди, которые ведут опасную жизнь, какие, по выражению Горького? (Добрые)
- Что ответил отец сыну на слова: «Время ли тебе учить меня? На земле ты не делал этого.» ( На земле я не чувствовал смерти так близко).
- Цикада – это кто? (хоботное прыгающее насекомое, самцы которого издают характерные стрекотания).
- Кто знает старый моряцкий завет? (один за всех, и все за одного)
- Продолжите сравнения из «Заветов отца»
- наша барка хрустит как что? (точно орех под каблуком сапога)
- рёбра скал острые как что? (как ножи, как когти дьявола)
- ветер срывал верхушки волн и кропил нас, как кто? (точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы смыть наши грехи).
- Описывая бурю на море, рыбак сказал, что они были как пара кого? В стае какой? (точно пара кроликов в стае белых псов, отовсюду скаливших зубы на нас).
- Ветер выл как кто? (Как зверь)
Примечание для словарной работы
Если кто-то из детей полюбопытствует, а какие ещё значения есть у слова очерк (ведь учитель сказал, что их 4.)
- Контур, очертание (Туманные очерки предметов)
- Словесное изображение, описание (устар.), (Очерк характера Молчалина)
- Изложение какого-то материала, дающее общее представление об описываемом (Составьте очерк развития русской поэзии).
- Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.