Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы 2007

    Автор: Бологова Ольга Николаевна

    Предложенные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности, и следовательно, служат средством развития творческих способностей.

  • Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" 2007

    Автор: Горлова Лариса Петровна

    На уроке мы пробуем анализировать стихотворение, уделяя большое внимание формальным элементам. Дети должны увидеть, что для понимания стихотворения им нужно на многое обращать внимание.

  • "Вечный спутник" (философская лирика Ф.И. Тютчева) 2007

    Автор: Косолапова Татьяна Константиновна

    Уроки по творчеству Ф.И. Тютчева в десятом классе всегда вызывают большой интерес у учащихся. Одной из главных задач этих уроков - попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также попытка собственной творческой деятельности. На таком уроке - полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но свое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими.

  • Урок литературы в 5-м классе "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон" 2007

    Автор: Репина Надежда Павловна

    Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится в процессе работы над темой "Писатели улыбаются" с целью формирования навыков комплексного анализа художественного произведения. В течение урока идёт работа над составлением логических схем анализа идейного содержания, строения произведения и системы образов. Вычерчивая логическую схему движения сюжета, учащиеся осознают и систему образов, и развитие сюжета, и построение произведения, делают выводы, т.е. называют идею произведения. Доступное и целесообразное рассмотрение любого художественного текста помогает ученикам достичь новой ступени литературного развития.

  • "…часы воодушевления эмоционального подъема… нравственного прозрения…" (Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе) 2007

    Автор: Лавринович Людмила Васильевна

    Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников и не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Данная статья - попытка учителя представить систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в 5–11-х классах средней школы. Цель этих уроков - помочь сориентироваться детям в огромном книжном море, развить вкус к умному, серьезному чтению.

  • Любимый герой Древней Греции 2007

    Автор: Сентемова Ирина Евгеньевна

    Одной из самых любимых детских книг является книга "Герои Эллады", рассказывающая о подвигах героев Древней Греции Ясона и Геракла. Школьники с большим интересом читают о подвигах Геракла. Этот материал способствует формированию у подрастающего поколения, в первую очередь юношей, мужского начала, желания стать защитником своих близких, Родины. Материал может быть использован как на уроках мировой художественной культуры по теме "Античная литература", так и на уроках литературы в 6-м классе по теме "Мифы". Классный руководитель может использовать данный материал в беседах со школьниками на морально-этические темы, к Дню защитника Отечества.

  • Читательская конференция: урочно-внеурочная деятельность учащихся 2007

    Автор: Медведева Вера Алексеевна

    С учителем литературы у школьников часто складываются особые отношения: на уроках мы не только изучаем материал, но и обсуждаем проблемы, ситуации, людей. Ведь сколько бы ни говорили мы о "художественном образе", ученики прежде всего видят на страницах книг живых людей. Со временем возникает потребность поделиться мнением не только о героях "программной" литературы. Форма читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей, формирования собственных взглядов на книгу.


  • Тема урока: "Музыкальный пейзаж" 2007

    Автор: Владимирова Наталья Леонидовна

    Цели и задачи урока: подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе описания картины и прослушивания музыкального произведения; сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал; углубить знания шестиклассников о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.

  • Урок литературы по теме: "Устное народное творчество" с применением здоровьесберегающих методов 2007

    Авторы: Бикбаева Лариса Александровна, Чуринец Альбина Габдулловна

    Урок литературы в 5-м классе по теме "Устное народное творчество", построенный на принципах здоровьесбережения: проводится в беспарточном классе в режиме смены динамических поз (по В.Ф. Базарному) и чередования видов учебной деятельности. Тип урока - систематизация и обобщение знаний. Дидактическая цель - систематизация и обобщение знаний с использованием методики "Недописанная фраза", приёмов театрализации, наглядных методов обучения.

  • Урок литературы в 9-м классе "Печорин - "злой гений" или жертва общества?" 2007

    Автор: Кучеренко Галина Валентиновна

    Урок-дискуссия способствует формированию личностной точки зрения учащихся на примере судьбы главного героя романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Задача урока - показать влияние психологического состояния Печорина на судьбу персонажей романа "Герой нашего времени", учить ребят умению давать оценку поступкам человека с позиции ситуации, делать аргументированные выводы.

  • Внеклассный урок "Знакомство шестиклассников с жизнью провинциальных героев "Повестей Белкина" А.С.Пушкина" 2007

    Автор: Гензель Галина Васильевна

    Урок призван обратить внимание учителя на проблемы литературного воспитания учащихся как основы для формирования личностных качеств подростка и как следствие: грамотного самообразования в будущем.

  • Литературный бал "Мой Пушкин" 2007

    Автор: Людкевич Наталья Николаевна

    Статья представляет собой подробную разработку внеклассного мероприятия по литературе, целью которого является повторить произведения А.С. Пушкина, изученные в 5-7-x классах, а также сделать презентацию незнакомых учащимся литературных творений великого писателя и поэта. Мероприятие ценно тем, что в нём используется межпредметная связь (литература-искусство), позволяющая раскрыть таланты детей.

  • Литературная игра-викторина, посвященная А.С. Пушкину 2007

    Автор: Кругликова Татьяна Васильевна

    Викторина составлена с учетом программ В.Я. Коровиной, А.А. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и содержит вопросы, рассчитанные на учащихся 8-9-х классов. Игра проводится в пять туров: биографический, литературный, знатоков портретной живописи и скульптуры, "Верю - не верю", музыкальный. Часть вопросов предлагается в занимательной форме.

  • Тема урока: "А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Акцентное вычитывание текста" 2007

    Автор: Емельяненко Наталья Викторовна

    Данный урок проводится в 6-м классе по программе Г.Н.Кудиной - З.Н.Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла" (обучение по программам развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).


  • Разработка урока по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007

    Автор: Сарварова Винера Фирдависовна

    Цель урока проследить, как развивается сюжетная линия "Мастер-Маргарита", путем анализа выяснить какие нравственные проблемы ставятся автором и как они решаются.

  • Использование информационных технологий на уроках литературы 2007

    Автор: Фокина Александра Станиславовна

    Урок проводится в системе уроков литературы по военной прозе в 11-м классе. Предварительно в 7 классе изучается рассказ В.Богомолова "Иван", обязательно фрагментарно или полностью просматривается фильм А.А.Тарковского "Иваново детство". В 11 классе возможен урок по роману "В августе сорок четвёртого..." с последующим просмотром одноимённого кинофильма. Данный роман выбран для прочтения, потому что это новое произведение о Великой Отечественной войне, появившееся через 60 лет после окончания войны. Он позволяет вновь обратиться к страницам военной истории России, что очень важно в системе патриотического воспитания подростков. Утверждение критиков, что "роман автобиографичен, но это не мемуары", позволяет говорить о типичности его героев. Девятнадцатилетний герой романа ближе современному подростку, нежели взрослый солдат, умудрённый большим жизненным опытом. Его размышления об ответственности, о долге перед Родиной будут ребятам ближе и понятнее.

  • Праздник, посвященный 70-летию Н.М. Рубцова 2007

    Авторы: Маринушкина Антонина Михайловна, Понкратова Рушанья Агляевна

    Праздник, посвященный 70-летию Николая Михайловича Рубцова. При подготовке праздника были использованы сборники стихов «Лирика», «Звезда полей», а также музыка Свиридова.

  • Тема урока: Стихотворение "Береза" Сергея Есенина". 5-й класс 2007

    Автор: Заитова Эльвира Шардиновна

    Уроки русского языка в татарской школе - главные уроки. Учащиеся осваивают русский язык как язык межнационального общения. Учитель заботится о том, чтобы детьми был освоен не столько бытовой язык общения, сколько русский с его богатством изобразительных образов, средств. На таких уроках дети быстро осваивают русский язык и свободно общаются на нем.

  • Проектная деятельность на уроках литературы. Организация работы над проектом по теме: "А.М. Горький. "На дне" 2007

    Автор: Семенченко Людмила Валентиновна

    Пьеса "На дне" - наиболее важное звено во всей философско-художественной системе М.Горького. Конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Каждый из ночлежников пережил трагедию, в результате которой оказался в унизительном положении. Почему герои пьесы оказались на дне жизни? В чем пытается убедить своего читателя автор драматического произведения? Знакомясь с произведениями М.Горького, учащиеся попытаются проявить себя как литературоведы-исследователи, а результат деятельности в группе представят в форме литературного проекта. Представляемые группами исследования должны оформляться в виде доклада. Также предстоит оценить проекты своей и других групп.

  • Школьная филармония "Есенин и музыка". Музыкально-литературная композиция 2007

    Автор: Мировская Валентина Николаевна

    Музыка...О связи её с поэзией, живописью, архитектурой говорит Сергей Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорные народные вышивки, орнаменты. Поэтическая работа Есенина переплетена с его музыкальными впечатлениями. Музыкальная разработка есенинской поэзии продолжается. Ещё много раз будут композиторы черпать вдохновение из чистого и щедрого источника поэтичности и музыкальности, имя которому - Сергей Есенин.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Традиции русской и мировой литературы в рассказе К.Г. Паустовского "Кот-ворюга" 2007

    Автор: Клыкова Елена Валентиновна

    На уроке литературы в 5-м классе учащиеся знакомятся с рассказом К.Г. Паустовского "Кот-ворюга". Данный рассказ помогает вспомнить одно из правил поведения - отношение ко всему живому.


  • Использование информационных технологий на уроках литературы 2007

    Автор: Супрунова Анна Витольдовна

    Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа- и Интернет-ресурсов.

  • Тема урока: "Край родной, навек любимый…" 2007

    Автор: Измайлова Светлана Николаевна

    Настоящее и будущее нашей страны во многом зависит от нравственных ориентиров молодежи. Сама жизнь требует, чтобы наш ученик чувствовал ответственность за общее дело. Это является необходимым условием формирования духовно-нравственных потребностей учащихся. На примере данного урока мы хотим показать один из путей решения данной проблемы.

  • Урок по теме "Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов" 2007

    Автор: Шемякина Светлана Юрьевна

    Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.

  • Урок русского языка и литературы в 6-м классе на тему: "Поэзия русского слова" 2007

    Автор: Зайцева Марина Георгиевна

    Разрабатывая данный урок хотелось достичь определенных результатов, так как ученики шестого класса, можно сказать, находятся на одной из первых ступеней в овладении речью и анализа художественных произведений. Более того, важен и сам процесс овладения грамотной, образной, логической речью. Анализируя тексты произведений поэта, ребята учатся внимательному чтению, приобщаются к великому, могучему русскому слову, приобретают навыки анализа лирического произведения, задумываются о значимости языка в нашей жизни, говорят о многообразии средств, подчеркивающих и доказывающих живость и неповторимость языка.

  • Литературно-музыкальная композиция "А все-таки жаль…", посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина 2007

    Автор: Бочарова Людмила Михайловна

    Литературно-музыкальная композиция знакомит с основными этапами жизни и творчества великого поэта, помогает понять атмосферу противоречивого XIX века. Такое художественно-театральное творчество у учащихся естественным образом развивает способность чувствовать "душу" предмета или явления, "встав на его место"; способность выразить характер, ситуацию, учит анализировать литературный материал. Данная разработка рекомендуется для внеклассной работы: музыкально-поэтических вечеров, литературных салонов и т.д.

  • "Сохрани мою речь…" (О.Мандельштам). Литературно-музыкальная композиция, посвященная Серебряному веку русской поэзии 2007

    Автор: Баранова Юлия Петровна

    Композиция даёт возможность закрепить понятие "Серебряный век", проникнуться атмосферой Серебряного века русской поэзии, ощутить его живую связь с современностью, способствует формированию вкуса, развитию кругозора, воспитывает интерес к музыкальной культуре.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Капитанская дочка" - послание А.С. Пушкина потомкам" 2007

    Автор: Щербакова Наталья Михайловна

    Урок проводится в форме семинара, получившего в литературе название "Конференция однородных групп". Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении. Здесь школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, готовить за короткое время выступления, выступать коротко, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.


  • Игра "Заглянем в прошлое" 2007

    Автор: Исаева Татьяна Павловна

    Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.

  • Мифопоэтическая символика образа главной героини в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2007

    Автор: Латышева Юлия Римовна

    В статье предлагается культурологический подход к изучению произведения И.А. Бунина "Чистый понедельник". Цель данного урока состоит в том, чтобы показать софиологический подтекст в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник". Урок разработан в соответствии с базовыми компонентами литературного образования, с применением новых технологий.