Литература
-
Применение модульной технологии на уроках литературы в старших классах. Модуль "Рассказы Шукшина". 11-й класс 2008
Составление модульного тематического планирования уроков литературы предполагает процесс осмысления деятельности как учителя, так и ученика, начиная с целеполагания и завершая контролем разного типа. В модуле темы "Рассказы В.М. Шукшина" в 11-м классе модульное планирование ведется от общей темы - характеристики литературного процесса 60–70-х годов, творческой судьбы писателя через анализ своеобразия рассказов Шукшина, определение концепции личности героев и самого писателя к рассмотрению образов "духовной истины бытия" в его рассказах.
-
Песни военных лет 2008
"Нам песня строить и жить помогает..." Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думаю, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать.
-
Сергей Есенин — певец русской природы 2008
Урок литературы на тему "Сергей Есенин — певец родной природы" предназначен для учащихся седьмого класса. Идея проведения этого урока - погружение детей в мир поэтического прославления природы и вызванных ею настроений поэта, пробуждение любви к Родине.
-
Человек и природа в стихотворении Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать…" (Урок-анализ стихотворения) 2008
В предлагаемой разработке урока дается анализ стихотворения Б.Пастернака. Урок-исследование помогает учащимся проникнуть в суть поэтического текста. В процессе коллективной исследовательской деятельности развиваются аналитическое и креативное мышление, коммуникативные навыки.
-
Урок литературы "Малая проза" А.В. Вампилова. Рассказ "Финский нож и перситская сирень" 2008
Урок пропагандирует творчество А. Вампилова, стремится вызвать интерес к личности писателя, через воспитание любви к малой родине приобщить учащихся к творческому наследию А. Вампилова.
-
Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2008
Игра "Счастливый случай" посвящена русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Читая Пушкина, мы не задумываемся, какой большой вклад внёс он в русскую литературу, мировую литературу, но мы неизменно чувствуем, какой богатый художественный мир создал Пушкин, как много в нём жизни, чувства и глубокой правды. Вам представляется тот самый счастливый случай, который поможет найти ключики и открыть многие большие и маленькие тайны этого удивительного мира.
-
Соцреализм и соц-арт — об одном по-разному. Урок для учащихся 11-х классов 2008
Урок представлен в виде сравнения двух направлений советского искусства ХХ века: соцреализма и соц-арта. Благодаря наличию большого количества изобразительного материала и использованию современного оборудования для его демонстрации, учащиеся самостоятельно формулируют через подводящий диалог выводы и сравнительные оценки на основании увиденного. Дети учатся отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, использую свои знания и новую информацию, полученную на уроке.
-
Обзорный урок-путешествие по "Божественной комедии" Данте Алигьери (урок литературы в 9-м классе) 2008
На уроке мы совершим необыкновенное путешествие в XIV век: великий итальянский поэт поведет нас по своему произведению, спустимся вместе с ним в "Ад" и поднимемся в "Рай", познакомимся с обитателями этих царств. А ещё нам предстоит выяснить актуальность изучения данного произведения в XXI веке.
-
Бинарный урок по литературе в 6-м классе "Былины киевского и новгородкого циклов" 2008
Интегрированные уроки всегда вызывают неизменный интерес у школьников. Помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся. Данный урок проводится на вступительном занятии. Он расширяет кругозор детей, помогает увидеть связь между историческими фактами и созданием былин.
-
Урок литературы "Не хлебом единым жив человек" 2008
На уроке обращаемся к творчеству одного из местных поэтов. Стихотворения В.И. Никонова - неиссякаемый родник, из которого можно бесконечно черпать, утоляя жажду духовности. Используя интерактивный режим, вовлекаем учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме. С помощью незатейливых стихотворений в подрастающем поколении воспитывается добро, стремление помочь ближнему.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни". 10-й класс 2008
Современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем, и поэтому очень своевременным является использование мультимедийных средств на уроках литературы. Вводные занятия очень важны, так как они раскрывают личность писателя, вводят ребят в мир его произведений. Вводные уроки, на которых используются ИКТ, важны еще и потому, что они стимулируют интерес учащихся самостоятельно продолжать изучение темы, опираясь на уже полученные знания. Главное в таких уроках — у учащихся появляется интерес к личности писателя, желание узнать как можно больше дополнительно, полностью изучить сайты и материалы электронных энциклопедий, используемых во время урока.
-
Конспект урока по теме: А. Блок. "Интеллигенция и революция" и поэма "Двеннадцать" 2008
Данный двухчасовой урок предполагает на материале статьи А.Блока и поэмы "Двенадцать" выяснить позицию автора в отношении к революции 1917 года. Использованы письма, записные книжки А.Блока от 1918 года. В поэме и дневниковых записях решаются проблемы: значение образа Христа и споры вокруг поэмы. В ходе урока составляется аналитическая таблица по поэзии А.Блока.
-
Урок-спектакль по сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев" 2007
С детства люблю театр, с трех лет. Еще учась в университете, мечтала о своем театре слова. В 1988 году мне это удалось. С тех пор прошло много лет. Сменилось несколько поколений ребят-актеров, составлен свой репертуар, есть фотоальбом. А самое главное – это память о прекрасном, добром, красивом коллективном творческом деле, несущем и взрослым, и детям радость.
-
Литературная гостиная "Земля моей любви" (о творчестве Л. Лапцуя) 2007
Методическую разработку литературной гостиной "Земля моей любви" о творчестве ненецкого поэта Леонида Лапцуя можно использовать на занятиях по литературе и во внеклассной работе на I курсе средних специальных учебных заведений.
-
Тема урока: «Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту"» 2007
Цель урока: учить исследованию художественного мира сказки, определению темы и идеи произведения, характеристике персонажей, ведению диалога, пересказу эпизода, цитированию текста.
-
Урок-практикум по теме: "Как сердцу высказать себя?" (по стихам К. Бальмонта) 2007
Привить любовь к поэзии – это значит научить читать стихи, анализировать, проникать в мысль и чувства, выраженные художником. Надо помнить, что в центре произведения образ – лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихов нужно искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание героя. Урок-практикум – это совместное творчество учителя и ученика. Основные задачи практикума: показать приемы работы со стихами; сформировать умение анализировать, выделять ключевые слова и фразы, составлять план.
-
Урок литературы с использованием ИКТ по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути 2007
Данный урок способствует интеграции таких предметов, как литература и русский язык, позволяя не только обогащать, но и усложнять словарный запас учащихся; создаёт благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, интегрируя литературу, музыку, живопись.
-
Литературная игра по комедии Фонвизина "Недоросль". 9-й класс 2007
Данная игра ставит своей целью более глубокое знакомство с произведением, мало читаемым современными подростками. Целесообразно проводить данную игру в конце изучения произведения. Хорошо, когда класс заранее делится на команды и получает предварительные задания.
-
Урок литературы в 11-м классе по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" 2007
Современная школа обязана выпустить в жизнь нравственно подготовленных, чистых и сильных людей. При 3–4 часах в неделю учитель обязан подготовить ребят к выпускному сочинению, поэтому в одном уроке необходимо интегрировать сразу несколько предлагаемых на экзамене тем. Урок по повести В.Распутина может помочь детям собрать материал сразу к нескольким экзаменационным темам.
-
Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении литературе 2007
Полноценный урок литературы сегодня – это урок мысли и чувства, эстетических переживаний и "добывание" знаний о людях, о жизни, о литературе. Атмосфера искусства, атмосфера творчества и сотворчества на уроках создается увлеченным отношением учителя к предмету, постановкой волнующих школьников нравственных, эстетических, политических, психологических проблем, характерных для изучаемого произведения. Представляю вашему вниманию педагогическую мастерскую "Поговорим о милосердии" (по рассказу В.П. Астафьева "И милосердия..."). Урок проводится в 5-м классе после изучения произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
-
Интегрированный урок по теме: "Пространства России во взглядах географов и в произведениях литераторов" 2007
Литературно-географическая конференция посвящена литературным произведениям, в которых отражена природа родного края и России в целом.
-
Периодизация поэзии 50–90-х годов ХХ века 2007
Поэзии 50-90-х годов XX века посвящен предложенный урок. На уроке составляется синхронистическая таблица русской поэзии за этот период.
-
Литературная игра для 8-го класса "Умники и умницы". "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери 2007
Берегите Землю! Эта мысль пронизывает все произведение великого писателя – гуманиста, летчика, бойца, проповедника духовных ценностей. Об этом – его любимая сказка "Маленький принц".
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Мой друг – альманах" 2007
Данный урок проведён в сентябре. Но создание альманаха – процесс длительный (недаром выходят один раз в год). И лишь в декабре совместными силами учащихся был выпущен школьный альманах "Утренняя звезда", посвящённый 180-летию выступления декабристов на Сенатской площади. Чтобы выработать необходимые для составления альманаха умения и навыки, поддерживаем интерес к этому виду работы, после каждой крупной темы предлагаем ребятам делать эскизные проекты альманахов.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе на тему: "Человек должен следовать своей мечте?!" (по роману Пауло Коэльо "Алхимик") 2007
На примере романа П.Коэльо "Алхимик" с учащимися 9-го класса ведется разговор о смысле жизни, о нравственных ценностях.
-
Урок-мастерская в 6-м классе по теме: "Краткость и изобразительность миниатюр М.М. Пришвина" 2007
На уроке развития речи учитель пытается активизировать творческие способности всех учеников, учитывая их индивидуальные возможности, эмоциональные особенности. Вся работа проводится с опорой на миниатюры Пришвина. Учащиеся, анализируя одну из миниатюр, пытаются создать свои, что пробуждает интерес к процессу обучения. Работа идёт от простого к сложному и вызывает интерес у учащихся.
-
Урок по литературе в 11-м классе по теме: "Библейские мотивы в творчестве Б.Пастернака" 2007
Урок по теме "Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака" продолжает знакомство с творчеством поэта и расширяет знания учащихся по теме "Нравственное наследие христианства в русской литературе". Данный урок показал ученикам, какое значение в жизни и творчестве Пастернака имели идеи христианской нравственности, как они воплотились в произведениях поэта.
-
Интегрированный урок: математика + биология + физика + изобразительное искусство + музыка + литература по теме: "Этот удивительный мир симметрии" 2007
Интегрированный урок биологии, математики и физики по теме "Этот удивительный мир симметрии" учит учащихся различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире, показывает важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве.
-
Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина 2007
Урок литературы в 5-м классе проводится в игровой форме с целью показать учащимся удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить уважение и любовь к сказкам; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом. Можно использовать, как внеклассное мероприятие.
-
Философская концепция рассказа А.П. Чехова "Студент" 2007
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа А.П. Чехова "Студент", воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.