Конспект урока по теме: А. Блок. "Интеллигенция и революция" и поэма "Двеннадцать"

Разделы: Литература


Тема А. Блок Статья “Интеллигенция и революция”.

Поэма “Двенадцать”.

Цель урока: на материале статьи “Интеллигенция и революция” и поэмы “Двенадцать” выяснить отношение и А.Блока к революции, его позицию в отношении интеллигенции к событиям 1917 года.

Чтение и анализ поэмы; сопоставление основных положений статьи и проблематики поэмы.

Оборудование урока: портрет А.Блока, иллюстрации к поэме “Двенадцать”.

Ход урока.

На дом учащиеся получили задания по статье “Интеллигенция и революция “Вопросы к поэме “Двенадцать”.

Несколько учащихся готовили индивидуальные задания – ответы на вопросы статьи.

Тема данного урока продолжает тему предыдущего - “Россия А. Блока”.

Работа с классом.

Как меняется мироощущение лирического героя в восприятии темы Родины (в начале резкое отрицательное отношение к миру “сытых” и сочувствие к униженным и оскорбленным).

Затем принятие России такой, какая она есть (Стихотворение “Россия”).

Затем гордость за историческое прошлое (цикл “На поле Куликовом”).

И наконец – мечта А.Блока о России свободной – (стихотворение “Коршун”).

Вывод по теме “Россия Блока” (ответ слабого ученика).

Учитель: когда произошла революция 1917 года, многие писатели, поэты композиторы покинули Россию. А. Блок принял решение: он остается в России. Гражданская позиция А. Блока – он готов принять Родину и такой: новой, Россией большевиков.

Две даты: 9 января 1918 года и 29 января 1918 года.

О чем говорят эти две даты?

И статья “Интеллигенция и революция” и поэма “Двенадцать” написаны в одно и то же время: январь 1918 года.

Какие взгляды в статье выразил А. Блок (работа учеников по индивидуальным заданиям).

1. Какую оценку современной ему эпохе дает Блок?

(“Мы русские, переживаем эпоху, имеющую немного равных себе по величию”).

Не дело художника - смотреть за тем, как исполняется задуманное… Те из нас, кто уцелеет, кого не “изомнет с налету вихрь шумный”, окажутся властителями неисчислимых духовных сокровищ).

Итак, почему это эпоха великая?

(России суждено пережить муки унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой).

Что же задумано? “Переделать все. Устроить так, чтобы все стало иным; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.

Когда такие замыслы…в душе народной... это называется революцией.

Вывод: Великая революция потому, что она великая по замыслу. Именно великий замысел привлекает А. Блока.

2. Как Блок понимает природу революции? (Индивидуальное задание второго ученика)

(“революция как грозовой вихрь, как снежный буран всегда несет новое и неожиданное”).

“Что же вы думали? Что революция идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ паинька? …что так бескровно и так безболезненно и разрешится вековая распря между “белой” и “черной” костью, между образованными и необразованными, между интеллигенцией и народом ?

Вывод по второму вопросу:

Природа революции, по Блоку, это и созидание и разрушение.

3. В каком соотношении увидел Блок эти две силы – созидание и разрушение?

(Индивидуальное задание для третьего ученика).

(Предполагаемый ответ: “Она жестоко обманывает других, она легко калечит в своем водовороте достойного, она часто выносит на сушу невредимых и недостойных; но – это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда - о великом”).

Вывод по третьему вопросу: в разрушении Блок увидел частности, которые не способны разрушить великое. Блок оправдал эти частности революции.

“Почему дырявят древний собор? Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.”

Почему валят столетние парки? – Потому что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему мошной, а дураку – образованностью.

Все - так.
Я знаю, что говорю…

Учитель: почему Блок оправдал эти частности? Ответа в статье нет. Но ответ есть в дневниках Блока: “Все это знала беднота …и показали и показывают… …Не смею я судить”.

4. Какой выбор сделал Блок? Он не только принял революцию, признал ее, он еще призвал интеллигенцию помогать революции.

(“Я думаю, что не только право, но и обязанность интеллигенции состоит в том, чтобы …слушать ту великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух… ).

Все телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку революции”.

Вопрос? Почему такой выбор сделал Блок?

(выбор определен чувством долга: интеллигенция может и должна служить делу революции”).

2 урок. Работа с поэмой “Двенадцать”.

Учитель: Взгляды, изложенные в статье “Интеллигенция и революция” Блок воплотил в поэме “Двенадцать”.

Индивидуальное задание. Работа А.Блока над поэмой.

Материалы 56-й записной книжки Блока.

8 января. Весь день “Двенадцать”.
15 января. Мои “Двенадцать” не двигаются.

Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или даже в Ленине?

Это же конец исторического процесса.

22 января. Звонил Есенин …рассказывал …Толпа кричала по адресу его, А.Белого и моему: “Изменники”. Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья искренняя, но нельзя простить.

Господа, вы никогда не знали Россию и никогда ее не любили.

Правда глаза колет.

29 января. “Сегодня я – гений! “Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал”. Потому что тогда я жил современностью.

Учитель: Прокомментируйте записи Блока в 56 книжке.

(поэма написана по горячим следам, через 2 месяца после Октябрьской революции). Осознать значение события современнику было очень сложно.

По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

Работа над текстом поэмы

Вопрос. В каких цветах увидел А.Блок современную жизнь?

Черный вечер…

Белый снег…

Ветер, ветер на всем божьем свете!

(черный и белый – это самые контрастные цвета в природе). Между этими двумя цветами, полюсами, разгулялась жизнь: стихия и хаос.

Образ ветра дается в традиционном для поэзии Блока значении: стихии и перемен. Появляется образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра.

Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ- это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер – это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции.

Вопрос. Как бы Вы по первым строчкам определи тему поэмы?

(тема-взаимоотношения человека и стихии. Стихия враждебна человеку - она сметает все на своем пути. Выстоит ли человек, когда дует ветер истории? Это одна из ведущих тем литературы 20-го века.

Вопрос. Какие сатирические образы изображает Блок в первой главе поэмы?

Чтение с анализом. (“Буржуй на перекрестке, писатель – Вития…”

Долгополый товарищ поп, барыня в каракуле”).

Вопрос? Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в обрисовке старого мира?

(Эпитеты: длинные волосы, долгополый, ирония: “что нынче невеселый товарищ поп?)

“Помнишь, как бывало,
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло брюхо на народ;
Просторечная лексика
Поскользнулась и - бац- растянулась

Вопрос. Только ли старый мир изображается сатирически?

Как Вы понимаете следующие строчки?

И у нас было собрание …
Вот в этом здании …
…Обсудили –
Постановили:
На время – десять, на ночь двадцать пять…
И меньше - ни с кого не брать…

(Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру “строителей новой жизни”.)

Найдите эпитеты к слову злоба: (грустная, черная, святая)

Грустная, черная – это черная силы, но почему злоба святая?

(Блок понимал революцию как своего рода наказание правящему классу за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к собственному народу. В связи с этим – это злоба восставшего раба, который борется за свои права. По Блоку, такая злоба является исторически объяснимой и чем–то оправданной. Но это злоба разрушительная, это противоречит гуманизму. главные герои?

…идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…
В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

(Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет духовный облик:

Свобода, свобода,
Эх, эх без креста!

(Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой ,чтобы уцелеть ,надо было стать такими.)

Учитель: Несколько раз в поэме звучит мотив бдительности:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

В центре поэмы вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода без креста.

Вопрос: Как сюжет поэмы подчеркивает путь двенадцати красноармейцев, как путь вседозволенности, свободы без креста?

Вопрос: за что убили Катьку? В чем ее вина?

(Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом?

А Катька где? – Мертва, мертва! –
Простреленная голова!
Что Катька, рада?- ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!”

Вопрос: обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка.

(Петруха переживает потому, что
“Эту девку … любил
Ночки черные, хмельные
с этой девкой проводил”.

Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания.

Их “сочувствие” Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции:

“Что ты, Петька, баба что ль…
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет время
Нам, товарищ дорогой!

Учитель: Переживания Петрухи и его товарищей менее всего связаны с нравственностью как таковой. Причем бездуховность героев явление не ситуативное; она проявляется постоянно, эпизод с Катькой всего лишь высветил ее особенно ярко.

Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека- это полное духовное обнищание, забвение самого себя как человека.

В статье “Интеллигенция и революция” разрушение, убийства Блок определил как частности революции, которые не могут снизить ее величие.

Путь “Двенадцати” -это путь к осознанию величия революции через ее частности:

- Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль,
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Наверное, наше настоящее столь неприглядно в нравственном плане потому, что начиналось оно с бездуховности, что первые шаги были сделаны двенадцатью, и такими, как они, и Блок нам эти шаги показал.

Вопрос: “Ничего не жаль?”…

А себя двенадцать жалеют? (Ни себя ,никого не жаль во имя величия революции).

Можно ли их винить в этом? Или виной этому жизнь, которая сделала их такими. Жизнь, в которой , чтобы уцелеть, надо было отринуть жалость, человечность, милосердие, потому что в ней нет места нравственным качествам.

Целесообразно вспомнить слова Горького из сборника статей “Несвоевременные мысли”.

“Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовым крышей монархии, в то же время она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны”.

Блок не судья своим героям, он прекрасно понимает, что революция не сделала людей хуже, она всего лишь дозволила проявиться в их поведении тому, что было постыдным.

Вопрос: Блок-поэт-символист. Какие образы- символы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, свет - постоянные блоковские мотивы; символика света: черный ветер, белый снег, кровавый флаг; пес безродный – символ старого мира, число –двенадцать).

И еще образ-символ – Христос.

Вопрос: какое значениие имеет образ Христа в поэме?

(Работа одного из учеников по индивидуальному заданию). Примерный ответ: нет однозначного ответа среди критиков до сих пор: одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие как кощунство. Ответа не дал и сам Блок. В его записных книжках осталась запись: “…Я сам удивился: почему Христос. Но чем больше вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда я записал у себя: “К сожалению, Христос”. Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, что достойны ли они его, а страшно то, что он опять с ними, и другого пока нет, а надо другого?”

Что хотел сказать Блок?

  1. Может быть, в образе Иисуса Христа он увидел ту третью силу, которая способна преодолеть стихию и хаос. Значит, не с двенадцатью он связывал надежды.
  2. Может быть, это признание жертвенности того пути, который совершают двенадцать красноармейцев.
  3. Может, Иисус Христос – это вечная истина , к которой мы идем всю жизнь, преодолевая препятствия.

Мы можем высказывать только предположения. Критики “бьются” над этим вопросом по сей день.

Приведем слова А. Горелова: “Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не благословлял революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа.

Споры вокруг поэмы “Двенадцать”.

(Индивидуальное задание для ученика). После революции, когда интеллигенции приходилось решать вопрос, с кем быть, споры, прежде всего, велись по поводу смысла поэмы: благословил или проклял первый по величине поэт революцию? Шли годы, а споры не утихали. После смерти Блока некоторые критики пытались убедить общественное мнение в том, что Блок чуть ли не отрекся от поэмы “Двенадцать”. Нам неизвестны какие-либо высказывания Блока, подтверждающие эти слухи. Известно другое. В записных книжках от 1 января 1920г. читаем: “В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 тогда или в марте 1917 года. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией”.

УЧИТЕЛЬ: Подводя итоги по творчеству Блока, попытаемся представить его поэзию в виде аналитической таблицы. Работа со всем классом.