Литература
-
Нравственный урок А.С. Пушкина (по повести "Станционный смотритель"). 6-й класс 2008
Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает использование разных форм, приемов и методов обучения. Для учителя русского языка и литературы, главным в обучении является текстоцентрический подход, за основу которого всегда взят текст и анализ текста. Примером является проблемный анализ рассказа А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
Рецензия на "программу элективного курса "Основы книжной культуры" (8–9-е классы). Предпрофильное обучение 2008
Элективный курс "Основы книжной культуры" разработан в качестве сопровождения к курсу литературы средней школы в рамках предпрофильного обучения и предполагает знакомство учащихся 8–9-х классов с книжной культурой в целом, а также с некоторыми аспектами библиографического и библиотечного дела. Выбор тематики курса чрезвычайно актуален, поскольку в условиях тотальной информатизации общества книга оказывается потесненной новыми информационными технологиями. Преподаватель хорошо понимает, что книга является не только источником информации, но и культурным феноменом, неотъемлемой частью человеческой культуры, и стремится донести это до сознания школьников, воспитать в них любовь и уважение к книге.
-
Рецензия на программу факультативного курса по литературе (10–11-е классы) (гуманитарные группы) "Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ вв." 2008
Программа факультативного курса по литературе "Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков" разработана учителем русского языка и литературы С.М. Шпаковой Данная программа предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной - автора В.Г. Маранцмана и опирается на действующую в настоящее время программу литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5–11-е классы), авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышин, А.Б. Есин, а также на программу по зарубежной литературе (5–11-е классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классов. М.: "Дрофа", 2003 г.). Программа, созданная С.М. Шпаковой, позволяет решать важнейшие образовательные задачи: учит выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, поэта и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, формирует навыки анализа художественного произведения, развивает умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью, умение написания сочинений разных жанров.
-
Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 8-й класс 2008
Представлен сценарий литературной игры по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
-
Урок якутской литературы в 10-м классе "Кулаковский и Нострадамус — диалог через века" 2008
Урок посвящен жизни и деятельности основоположника якутской литературы, поэта и ученого, одного из теоретиков якутского стихосложения Алексея Елисеевича Кулаковского. Кроме этого, на уроке для сравнения изучается жизнь выдающегося французского пророка Мишеля Нострадамуса.
-
Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчев (урок литературы в 6-м классе) 2008
Анализ лирических произведений - сложный процесс, в котором взаимодействуют образное и логическое мышление. Поэтому очень важно, как будет построен урок литературы учителем, какие методы и приемы работы он выберет. Обучение грамотному анализу прочитанных лирических произведений лучше всего основывать на поисковой деятельности, так как устанавливаются ассоциативные связи с произведениями других видов искусства; обучающимися комментируются стихотворения, осуществляется самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Не менее важна продуктивная творческая деятельность, выразительное чтение художественных текстов, устное, словесное рисование. Только в этом случае знакомство с творчеством поэтов различных эпох для обучающихся становится занятием увлекательным и интересным.
-
Урок-путешествие в 5-м классе "По стране Русского Языка" 2008
Через игру-путешествие прививается детям любовь к русскому языку, к чтению книг.
-
"Умницы и умники" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2008
Обобщающий урок построен в форме игры «Умницы и умники». Школьники выступают в роли Геллы, Берлиоза, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Ивана Бездомного, Иешуа Га-Ноцри, Мастера, Бегемота, Левия Матвея, Коровьева и Воланда.
-
Лингвистический анализ стихотворения Н.С. Гумилёва "Лес" 2008
Любовь, смерть и стихи. В 16 лет мы знаем, что это прекраснее всего на свете. Потом — забываем: дела, делишки, мелочи повседневной жизни убивают романтические «фантазии». Забываем. Но он не забыл, не забывал всю жизнь. Рассматриваемое стихотворение входит в сборник «Огненный столп». Название книги взято из Ветхого Завета: «В стопе облачном Ты вёл их днём и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь». Поэт приходит к прямому толкованию леса как знака души человека и одного из самых сильных душевных переживаний — любви.
-
"И с каждой осенью я расцветаю вновь…" Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.) 2008
Данный урок можно отнести к комбинированному типу, который позволил реализовать различные цели: ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию) навыков анализа-интерпретации стихотворного текста. Учащиеся познакомились с особенностями эпистолярного жанра и подготовились к написанию сочинения в форме письма. Особое внимание на уроке отводилось усилению коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладению учащимися художественными образами, выразительными средствами языка. Для эстетического восприятия стихотворения А.С.Пушкина «Осень» были созданы благоприятные условия: подобраны фрагменты из музыкальных произведений Чайковского и Свиридова.
-
Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утес" 2008
Тема Кавказа неразрывно связана с лирикой М.Ю.Лермонтова. Но не все дети знают, кто еще из русских классиков был в свое время на Кавказе, почему и как это отразилось на его творчестве. Об этом идет речь на данном уроке. Предлагаемый дополнительный материал (презентации) может быть использован весь или частично на данном уроке, в зависимости от уровня подготовки учащихся и целей, поставленных учителем к данному уроку.
-
Урок литературного чтения по стихам А.А.Фета 2008
Дети читают по-разному – скорость чтения, глубина понимания отличаются. На успешность прочтения и понимания текстов влияют их синтаксические особенности и содержательный аспект. Предлагаемый урок представляет собой подробную разработку, а также две презентации: по уроку и биографии автора, которые можно использовать как на данном уроке, так и на обобщающем.
-
Урок литературного чтения "Русские народные сказки" 2008
Данный урок литературного чтения активизирует учащихся, способствует развитию творческой деятельности, познавательного интереса. Игровые моменты урока, разнообразие упражнений и видов работ способствуют формированию навыка плавного слогового чтения, развитию речи, внимания и мышления. Уроки литературного чтения, посвящённые изучению сказок, имеют большое значение для младших школьников, так как именно в этом возрасте возникают исходные понятия добра, зла; формируются человеческие качества. Эта форма работы помогает в обучении. Использование компьютерной презентации даёт возможность подать материал с максимальным использованием наглядности, повысить интерес к чтению.
-
Современные образовательные технологии на уроках литературы "Творческая мастерская" 2008
Творческие мастерские помогают достичь целей филологического образования. Виды мастерских: обобщение, систематизация знаний, автор и творчество, исследования, система образов, комплексный анализ, экскурсия, поэтическая, интегрированная, психологическая, круг чтения. Использую ИКТ: слайд-фильм, интерактивный материал, контроль, самостоятельная поисковая, творческая, исследовательская, конкурсная работа, электронные словари, участие в проектах, Интернет-фестивалях.
-
Конспект открытого урока по литературе по теме "Любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»" 2008
Форма урока – диалог. Обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор ведут к глубокому восприятию произведения. Позиция учителя – совместная с учениками исследовательская работа, решение проблем, поднятых в рассказе. На уроке звучат стихи о любви авторов XIX–XX вв.; эссе «Любовь в творчестве Куприна», рассказ о прототипах (по воспоминаниям писателя Л.Любимова), пересказ, выразительное чтение эпизодов текста и их комментарий; выявляется роль отдельных деталей, их символичность. Студенты слушают мелодию «Второй сонаты» Бетховена и на ее фоне читают наизусть молитву «Да святится имя Твое».
-
Любовная лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета «…Безумная душа поэта еще любить осуждена…» 2008
Открытый урок - знакомство с любовной лирикой Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с целью показать своеобразие каждого автора, углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа.
-
Два письма из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как объект литературоведческого исследования 2008
Получив индивидуальное домашнее задание, учащиеся 9-го класса организовали исследовательскую работу в микрогруппах. Цель такой работы – провести сопоставительный анализ любовных посланий, доказать цельность натур Евгения и Татьяны, а также подготовить ответ на вопрос: «Письма Татьяны и Евгения – это неотъемлемый элемент фабулы романа или они её стержень?»
-
Живописное наследие М.Ю. Лермонтова 2008
М.Ю.Лермонтов был великолепным пейзажистом, увлекался созданием портретов, проявил себя как незаурядный карикатурист. Его рисунки необычайно выразительны и динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Поэт дарованным ему талантом художника стремился запечатлеть то или иное событие, чтобы потом воплотить его в прозе и стихах. Предлагаемая статья может быть использована на занятиях по изучению творчества М.Ю.Лермонтова и во внеклассной работе.
-
Музыкально-поэтическая композиция "Жди меня…" 2008
Данная разработка может быть использована в полном объеме как театрализованное представление для внеклассной работы по литературе или фрагментарно – как часть урока. Музыкально-поэтическая композиция "Жди меня..." составлена на основе произведений советских поэтов: Б.Окуджавы, И.Уткина, А.Недогонова, В.Высоцкого, Н.Рыленкова, П.Шубина и К.Симонова. Основной целью данной разработки является нравственное и патриотическое воспитание, формирование у учащихся чувства гордости за свою страну, за ее историю, уважения к своему народу, к его победам и достижениям.
-
Стихосложение "Времена года", 5-й класс 2008
Очень часто наши дети не любят стихи, не приучены к красоте поэтического слова, а работа по анализу стиха вызывает определенные трудности у учащихся, так как тема ''Стихосложение'' одна из трудных тем в литературоведении. Как оживить эту работу, сделать ее интересной? Предлагаю вашему вниманию свой урок-викторину для учащихся 5-х классов. В основу этого урока легли «смонтированные» мной строчки из разных стихов русских поэтов на тему ''Времена года''.
-
Урок–анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" 2008
Урок - анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда" является интегрированным с использованием картин западноевропейских художников, а также музыки П.И.Чайковского. Русская идея, вытекающая из анализа произведения, может показаться интересной учителям-словесникам. Урок сопровождается презентацией.
-
Необычные тексты на уроках словесности 2008
Не секрет, что правильная речь "отличника" не всегда бывает интересной, фантазии тоже нужно учить. "Грамматика фантазии в высшей степени полезна для всех, кто способен мечтать и осуществлять свои мечтания", - писал Д.Родари. Помогают развивать речь конкурсы ораторского искусства, литературные кафе по творчеству поэтов, инсценировки, где ребята учатся выступать перед аудиторией, чувствуя себя легко и свободно, учатся отличать хорошие стихи от слабых, дилетантских, учатся пользоваться различными типами словарей, развивают чувство юмора.
-
Лирические отступления сельского учителя между уроками… 2008
Школьная жизнь - это особый мир со своими страстями и законами. Учитель, особенно сельский, в современном мире, вероятно, уже единственный, кто заботится о будущем своей деревни или района, страны и, если хотите, человечества. Обычная жизнь в школе - это труд, а сейчас еще и борьба за выживание без гламура и шоу. Что же будет дальше?.. "Посмотрим", - сказал слепой...
-
Урок литературы в 9-м классе. Школа Дюйшена. (Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова "Первый учитель") 2008
"В нашем ауле сколько угодно всяких деревьев, - говорится в повести "Первый учитель", - но эти тополя особенные... Позже, много лет спустя я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение". Не в этом ли "тайна" и писательской судьбы самого Чингиза Айтматова, автора этих строк? Нам предстоит познакомиться с героями книги этого замечательного писателя, выяснить нравственное звучание повести и почему эпиграфом к уроку стали именно эти слова Ч.Айтматова: "Не жалейте жара сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю..."
-
Создание ситуации успеха на уроках литературы 2008
Как сделать урок литературы интересным в период адаптации учащихся 5-х классов и в начале основной школы.
-
И сердце вновь горит и любит — от того, что не любить оно не может 2008
Перелистывая журнал "Биология в школе" № 2 за 2005 г., я увидела интегрированный урок "Биохимия любви", составленный И.Н.Хачатрян (учитель биологии). Та часть, которая касалась литературы, была раскрыта скудно, поэтому я решила написать свою. Этот урок можно провести и отдельно, а также привлечь и учителя МХК.
-
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" 2008
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" помогает показать шестиклассникам Павла Петровича как человека высокой культуры и удивительной скромности, неприхотливого в личных потребностях, живущего глубокой и словно бы потаённой внутренней жизнью, творца непревзойдённой "самоцветной шкатулки". Жизненный опыт, мудрость, доброжелательность уральского сказителя вызывают у детей ответную симпатию и желание глубже изучать его творчество.
-
Урок литературы в 7-м классе. "В детях стараюсь разглядеть…" (Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2008
Эхо детства слышится во многих произведениях Ю.Яковлева. Вот только некоторые из них: "Мальчик с коньками", "Реликвия", "Сын лётчика", "Рыцарь Вася", "Багульник". Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: "В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека". Перелистывая страницы рассказа "Багульник", поучимся друг у друга понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь, милосердие... Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.
-
Урок литературы в 8-м классе "Чудо поэтического слова" 2008
Этот урок внеклассного чтения - разговор о поэзии - посвящен 2007 году, Году русского языка. По ходу урока перед учениками раскрывается яркость поэтического слова, его многозначность. Звучат стихи о Родине, о природе родного края, о великом русском языке. Воспитывающая роль урока заключается в том, что ученики учатся быть внимательными к поэтическому слову, начинают понимать труд поэта, его душу, силу чувств. На примере видения Родины в стихах русских поэтов у школьников формируются патриотические чувства, чувство гордости за русский язык.
-
Что такое "ответственность" и как я её понимаю. (На материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс) 2008
Для каждого человека, каким бы ни было его мировоззрение, свобода относится к числу высших идеалов. Согласно мироощущению любого из нас, свобода - наше право по рождению. Но в жизни каждый из нас поступается своей личной свободой ради общего блага. Является ли человек совершенно свободным, чтобы решать, как вести себя? Что правильно, а что неправильно? Каковы высшие ценности человека? Какова конечная цель его существования? Должен ли человек быть ответственен перед кем-нибудь, кроме самого себя?