Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему "Гоголевский Петербург" (по повести "Невский проспект")

Разделы: Литература


 

Цели урока:

- показать своеобразие иронии автора в описании
Невского проспекта;
-помочь детям понять особенности
художественного мира Гоголя и его стилистики;
-совершенствовать умение работать с эпизодами
художественного текста (анализ);
-развивать выразительность речи;

Оборудование:

портрет писателя, иллюстрации к повести, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского
Проспекта.

 

« Невский проспект» есть создание
столь же глубокое, сколько и очаровательное;
это две полярные стороны
одной и той же жизни, это высокое и
смешное бок о бок друг другу.

В.Г.Белинский

О, не верьте вы этому Невскому
проспекту!

Н.В.Гоголь

Ход урока.

1.Вступительная часть.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гоголевский Петербург!
Цель нашей поездки: узнать, что это за город, ставший городом Гоголя. Перед дорогой послушаем строки из стихотворения Маршака:

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад-«Онегина» глава,
О Блоке вспоминают острова,
И по Разъезжей бродит Достоевский

Удивило ли вас, что город на Неве настолько стал городом Гоголя, что подобен…
гоголевской странице, во всяком случае, Невский проспект? А что вы знаете о
современном Петербурге, о его достопримечательностях? Может, пройдёмся по его улицам, а потом отправимся в гоголевский Невский проспект?

1 Заочная экскурсия в современный Петербург.

Сообщение заранее подготовленного ученика о современном Петербурге ( показ приложения – презентации «Современный Петербург»).

Ученик.

Санкт- Петербург - символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны.
Город построен на реке Неве, поэтому эту великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» - обрел здесь «вечную стоянку».
Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами.

Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением.

Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю.
Город украшен большим количеством уникальных памятников.
Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времён и народов.

С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург.

2. Сообщение «Гоголь в Петербурге.

(Сообщение ученика сопровождается приложением - презентацией « Гоголевский Петербург»).

Ученик.

В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди - свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством»

Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и великолепнее».

Учитель.

Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему
целый цикл «Петербургских повестей»?
Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»?
Ребята, обратимся к повести

Основная часть.

(работа с текстом произведения) Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту. Вслушайтесь в интонацию авторского повествования: «Нет ничего лучше Невского проспекта,…Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!..»

Выборочное чтение учащимися эпизодов «Невский проспект утром, в 12 часов, вечером…»

Учитель.

Что вы, прежде всего, почувствовали в этих эпизодах?

Ответы учащихся.

Смех Гоголя. Этот смех «иной», язвительный.
Это какой-то другой, злой смех! Такое ощущение, как будто Гоголь не любит Невский проспект. Просто терпеть его не может!

Учитель.

Но почему так саркастичен гоголевский смех и под пером писателя так
уморителен и нелеп Невский проспект? Ведь писатель им восхищается (попробуйте это отрицать!) А вы полагаете, что он «смеётся»…Тогда как же понять эти строчки:
«Нет ничего лучше Невского проспекта…»?

Ответ.

Всё-таки - это смех, причём Гоголь не открыто, не прямолинейно смеётся, а иронически.

Учитель.

Но позвольте: где вдруг вы почувствовали, услышали гоголевскую иронию? Соглашусь с вами, если вы мне аргументируете свои ответы примерами из текста.

Учащиеся приводят примеры, обращаясь к тексту.

Учитель.

Действительно, ребята, Гоголь слишком неумеренно восторгается проспектом, обрушивая на читателя поток бесконечных восклицаний, в которых не искреннее чувство, а издёвка, прикрытая восторгом, однако ложным, притворным, ироничным…
Почему ирония язвительнее, опаснее открытой насмешки и почему Гоголю не сказать открыто, как нелеп, смешон Невский проспект?

Ответы учащихся.

Словарная работа. Панегирик - скрытая насмешка.

Учитель.

Конечно же, скрытая насмешка опаснее открытой, точно так же избыточность, особенно хвалебная, от излишества смешна. Этим мастерски пользуется Гоголь, доводя «оду» Невскому проспекту до абсурда…
Итак, с иронией автора мы разобрались. А теперь вернёмся на Невский проспект и посмотрим, кого можно здесь встретить.
Попробуем воссоздать гоголевский Невский проспект не словом (Лучше Гоголя не скажешь!), а вашими рисунками к гоголевским страницам!

(реализация домашнего задания). Что же у вас получилось?

Показ иллюстраций.

Учитель.

Изумительно : бесконечный, раздольный Невский проспект, вдоль которого пестреют сюртуки, усы, бакенбарды и разноцветные шляпки, изысканные рединготы.

Словарная работа.

Рединготы - особый покров дамского пальто.

Учитель.

А какие характеры можно здесь встретить? Обратимся к тексту. «Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений», - говорит Гоголь. Кто же они такие?

Учащиеся называют прохожих, кратко характеризуя каждого.

Учитель.

Ребята, не обратили внимания на наше определение Невского проспекта? Мы назвали его гоголевским! Почему же? Разве таков он на самом деле?

Ответ.

Да нет же: только у Гоголя по проспекту прогуливаются Усы, Бакенбарды и др.

Учитель.

А люди-то где? Обладатели усов, бакенбардов, рединготов? Но ведь так не бывает, чтобы…шляпка, например, была, а самой дамы, увы…

Ответ.

Были бы у его завсегдатаев лица, непохожие одно на другое, они бы заняты были каким-то делом, а не гуляли бы по

проспекту.

Заключительная часть

Ребята, мы неожиданно подошли к любопытному вопросу: почему Гоголь облюбовал Невский проспект, а не иное место российской столицы А всё дело в том, что Невский - аристократический центр Петербурга, фасад его, а может быть, всей России…Попробуйте по Невскому проспекту - по гоголевскому проспекту - составить представление о нашем Отечестве …Может показаться, что Петербург, а то и вся Россия - одно сплошное гулянье, беспечность, богатство, роскошь!

Вопросы для домашнего задания:

  1. « Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…» Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?
  2. Чем отличаются Пискарёв и Пирогов от обладателей усов, бакенбардов? (характеристика).
  3. Анализ эпизода «Встреча Пискарёва и Пирогова».
  4. Как решается тема столкновения мечты, и реальности в повести?