Цели урока:
- дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Риммы Казаковой, познакомить с этапами творческого пути, осветить роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века;
- совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Риммы Казаковой;
- отработать навыки художественного чтения поэтического произведения, развивать навыки работы с литературой.
Оборудование: фотографии Риммы Казаковой, мультимедиа (слайды к уроку), выставка книг.
Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились
Вероника Тушнова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– 27 января 2007 года Римме Казаковой, нашей
современнице, русской поэтессе, исполнилось 75
лет. Юбилей этот Римма Федоровна встретила бодро,
искренне, радостно: «Мои года – мое богатство…».
А еще можно сказать: «Мои года – мое богатство,
мое богатство – мои стихи…».
– Несколько слов о биографии поэтессы.
Сообщение учащегося. Родилась 27 января 1932 года в
Севастополе, в семье военного. Раннее детство
провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в
Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ.
Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске.
Работала лектором, преподавателем, в газете, на
киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник
ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году
принята в Союз писателей. С 1961 года живет в
Москве. В 1964 – окончила высшие литературные
курсы при Литературном институте им. Горького. В
1976–1981 годах – секретарь правления Союза
писателей.
Занималась переводами с языков стран ближнего и
дальнего зарубежья. Автор многих популярных
песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня
любишь», «Игра», «Ариадна». Ныне Р.Ф. Казакова –
первый секретарь правления Союза писателей
Москвы. Награждена орденами Трудового Красного
знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и
Мефодия I степени. Живет и работает в Москве.
Учитель:
Отечество, работа и любовь –
Вот для чего и надобно родиться,
Вот три сосны, в которых – заблудиться
И, отыскавшись, – заблудиться вновь.
В этих 4 строках Р. Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.
Учитель: Какая она, Россия Риммы Казаковой? Чтение учащимися стихов Р. Казаковой о России:
1) «Любить Россию нелегко…»
2) «Я похожа на землю, Что была в запустенье
веками…»
3) «Дальний Восток – моя поэтическая Родина», –
говорила Римма Казакова. Стихи о Дальнем Востоке
– «Сопки», «У охотского моря» и другие.
4) «Мы живем в масштабный век» – стихотворение о
современной жизни в России.
Учитель: Есть у Риммы Казаковой стихи о Москве, столице России: «День города», «Родина».
Чтение стихов.
– Среди стихов Р. Казаковой есть и такие, в
которых она говорит о героическом прошлом
России, в них – светлая, святая память о
воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть
в ее стихах что-то, связанное не только с музой
дальних странствий, но и с музой фронтового
товарищества… мне все-таки порою кажется, что
женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила
по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми
того, другого поколения. И если не она сама, то ее
стихи – ходили!».
Учащиеся читают стихи: «И было небо голубое», «В той стороне на войне», «В честь Победы».
– Поэтесса отзывается в своих стихах на трагические события в нашей стране: «Памяти моряков «Курска»…
Учитель: Россия, Отечество для Р. Казаковой – это и русский язык, на котором она вот уже полвека создает свои стихи. 2007 год объявлен Президентом России Годом Русского языка в России и за рубежом. Актуальны строки поэтессы: «Не засоряйте речь…» (стихотворение читает учащийся).
III. Отечество, работа и любовь…
Учитель: Работа для Риммы Казаковой –
поэзия. Первая книга стихов вышла в 1958 году –
«Встретимся на Востоке».
А в самом начале ее творческого пути писатель
Николай Задорнов, отец ныне популярного Михаила
Задорного, сказал молодой поэтессе: «Поэзия –
мужичье дело… Нормальнее было бы для женщины
стать даже летчиком или моряком, чем поэтом…».
Но, наперекор словам мэтра, Р. Казакова не
побоялась заняться этим «мужицким делом», очень
скоро осознав, что на самом деле поэзия – именно
дело женщины. Ибо стихи требуют страсти,
жертвенности, всецелости, любви, самоотдачи,
отсутствии эгоизма и самолюбования. Всего, на что
в полной мере способна женщина.
Учащийся читает стихотворение Р. Казаковой «Поэзия – мужичье дело»…
Учитель: Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:
…Эта женщина с Амура
Нас сумела покорить.
Сердце – не литература,
А призвание любить.
– Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Р. Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности. Ворвалась в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор … Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические. А это – никто теперь отрицать не может – долговременный заряд…».
Учитель: В творчестве Риммы Казаковой есть стихи, посвященные русским поэтам: Пушкину («Савкина горка»), Лермонтову («Тарханы», 1981), Владимиру Высоцкому («Запоздалое заклинание»), М. Луконину («Пока вы живы, старшие мои»), Е. Евтушенко.
Учащиеся читают стихи: «Есть национальные святыни», «Два имени».
Учитель: Особая самобытность поэзии Р. Казаковой в том, что она умеет мыслить парадоксально и пластично. Вот, к примеру, гордясь своими корнями в литературе и всегда помня о них («Шестидесятники, шестидесятники! Новой надежды первые всадники…»), она как бы вступает в полемику с известными строчками Евгения Евтушенко («Поэт в России – больше, чем поэт»), настаивая на своем:
Поэт в России – меньше, чем поэт.
Таков итог последних странных лет…
Учитель: Недавно в одном из интервью Р. Казаковой был задан вопрос:
– Как вы считаете, возможен ли сейчас разговор
с людьми на языке поэзии? И какова роль писателя в
сегодняшней жизни?
– Конечно, возможен, – ответила поэтесса. – Поэт
может сказать даже больше, чем какая-то умная
статья, потому что его слова идут сразу от сердца
к сердцу…
Учащийся читает стих «Дилемма».
Отечество, работа и любовь…
…Ты мне уверовать помог,
Ты, плоть моя и кровь,
Что если есть на свете Бог,
То это Бог – любовь…
Учитель: Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихи, основные мотивы которых любовь, материнство, дружба – вечные темы поэзии. Эти стихи о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности.
Учащиеся читают стихи Р. Казаковой о любви: «Родился сын, пылиночка…», «Моя последняя любовь…», «Хочу сказать, как я тебя люблю…», «Свяжу судьбу свою с тобой…», « «Современная сказка».
Учитель: Римма Казакова однажды
сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь
бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою
и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не
убудет. Для меня это не опасно».
Лирическая героиня Казаковой очень близка ее
современнице. Это – личность, в высшей степени
разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная
ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая
слушать и слышать – и в то же время уверенная в
себе и предназначенной ей миссии.
IV. Музыкальность стихов Р. Казаковой
Учитель: Есть в стихах Р. Казаковой
такая исповедальность, такая глубокая
лиричность, что многие из них вдохновляют
композиторов, исполнителей, и появляются
маленькие песенные шедевры. Достаточно назвать
«Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой…».
Римма Казакова считает: «Стихи, песня должны
войти не в уши, а в душу человека». Звучат песни на
стихи Риммы Казаковой.
V. Обобщение материала
Учитель: А что можно увидеть, читая стихи Риммы Казаковой?
Учащиеся рассказывают о своих рисунках к стихам Риммы Казаковой.
– Каково же ваше отношение к поэзии Риммы Казаковой? Что вы для себя открыли читая ее стихи?
Учитель: Можно быть современным поэтом, но не быть поэтом современности. Римма Казакова – поэт современности. Она существует вместе со своим временем. С присущей ей искренностью и оптимистичностью Р. Казакова живет активно и деятельно, все так же верит в правду, добро и любовь. Поэзия Казаковой не зависит от времени и моды, у нее есть постоянный читатель.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок