"Библия – кладезь народной мудрости. Рождественские встречи". Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • подчеркнуть глубокую нравственную суть библейских сказаний, их роль в формировании у детей качеств человека – христианина; доброты, милосердия;
  • способствовать духовному развитию учащихся;
  • развить читательский интерес к одной из самых мудрых книг в мире;
  • заочно познакомить ребят с великолепными людьми, которые сделали для нас всё, чтобы донести извечные истины святейшей Книги – «Библии».

Материалы к уроку: иллюстрации картин А.А. Иванова, В.Д. Поленова, Рембрандта, С.Н. Рериха; изображения скульптур Донателло, Микеланджело, Веронкьо, отрывки из «Библии» и «Корана»; из книг Гумилёва Н.С., Чуковского К.И., Горького А.М., Толстого Л.Н.; рисунки детей.

ХОД УРОКА

Часть I (Начало урока)

 

Учитель:Вы слышите звон колоколов. А это значит, что наш урок начинается. Это необычный урок. От взрослых вы, вероятно, слышали, что скоро начнётся рождественская неделя. В нашей стране до революции было традицией устраивать так называемые рождественские встречи. Вот и сегодня у нас на уроке произойдёт не одна, а несколько встреч с очень замечательными знаменитыми людьми: поэтами, прозаиками, художниками, историками, которые сделали всё, чтобы донести до нас извечные истины мудрой книги, суперкниги – «Библии».

(Раздаётся колокольный звон).

– Вы слышите колокола. День за днём, год за годом, век за веком они звонили на Руси, будили в душе радость, звали живых. От самой колыбели напутствовал человека колокольный звон. Голос колокола призывал к покаянию. Скорбел по умершим. Обещал чудо духовного преображения. «Благоветствуй земле радость великую», – так писали на старых колоколах.
Я неспроста говорю с вами о колоколах. Тысячелетняя история колоколов - это тысячелетняя история христианства на Руси. Верные спутники истории, они всегда звучали, как её живые голоса. Раздался вечевой – созывает народ на вече, решать важные дела. Загремел осадный – неприятель у стен города. Торжественно, радостно звучат колокола – значит, празднует православный народ большой праздник. Колокола – очевидцы, участники многих кровавых событий, они разделяли судьбу народных страдальцев, мучеников. Колокола брали в плен. Колокола наказывали: их сбрасывали на землю, били кнутами, вырывали языки, ссылали. Иные умолкали навсегда. Но в памяти народной, в преданиях их голос продолжал звучать.

Часть II

– Сейчас вы услышите историческую справку, взятую из областного архива. А вы, ребята, подумайте и скажите, о чём она свидетельствует.

Зачитываются архивные данные о состоянии духовенства в Ульяновской области (Симбирской губернии).

1914 год – в губернии 800 церквей, не считая мечетей, часовен. В Симбирске было 3 монастыря, 3 собора, 30 церквей, 4 иноверческих храма, духовная семинария и духовное училище. 1980 год – 9 православных церквей, 5 мечетей.

Учитель: О чём же это говорит?

(Ученики высказываются о том, что после революции 1917 года многие духовные храмы были разрушены или полностью уничтожены, используя краеведческий материал).

Учитель: Да, это было время безбожников. Нельзя было упоминать имя бога, а писать слово Бог с большой буквы, как в законе божьем, считалось просто преступным. Но сейчас всё возвращается на круги своя. Скоро опять по всей нашей стране, как и по всему православному миру, празднично и торжественно зазвучит колокольный звон, призывая отметить большой праздник – рождество Христово. Издавна на Руси очень пышно его отмечали. Ведь рождественские праздники совпадали с началом Нового года. Во всех домах зажигались рождественские ёлки, родным и близким рассылались рождественские открытки, во многих газетах и журналах помещались рождественские стихи. Давайте одно из них, написанное в 1908 году Ольгой Чуминой послушаем и мы. <Приложение 1>

Учитель: А ну-ка ребята, кто из вас, скажет, как в священном писании говорится о рождении Иисуса Христа? (Следуют ответы ребят.)
Учитель затем зачитывает строки «В час, когда появился на земле Младенец, пастухам явился Ангел  и сказал, что принёс радостную весть, которая будет радостью всему Миру: «Бог прислал Сына своего на землю, чтобы спасти людей от зла. Пойдите в Вифлеем, там вы увидите Его. Он лежит на соломе в пещере».

Часть III

Учитель:Священное писание, Библия, вдохновляла многих мастеров слова и живописи. Недаром же под пером Валерия Яковлевича Брюсова родились однажды такие строки (на доске):

Какой поэт, какой художник к тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,все, все учились у тебя!

А как вы, ребята, ответите на вопрос: что такое Библия?

Словарная работа

Библия (гр.) – «книги» –  священная книга иудеев и христиан (Закон божий).
Библия – это книги священного писания Ветхого и Нового Завета, написанные пророками и апостолами – людьми, просвященными  Духом святым. Это заповеди, обязательные для исполнения.

Учитель:«Библия – это первая в мире печатная книга. Это была Гутенбергова библия, и время её создания 1452 – 1455 г.г. К моменту изобретения книгопечатания Библия или отдельные её книги были переведены на 33 языка, к 1804 году, началу зарождения библейских обществ на 67 языков, на протяжении X?X в. – свыше чем на 400 языков, а в течение XX в. – на 1400 языков.» (Детская библия. Любляна, институт перевода Библии, 1992, с.8) Библейские повествования охватывают всё бытие: они начинаются сотворением материи, неба и земли и завершаются воссозданием Новых Небес и Новой Земли. Центральная тема – это личность Господа и Владыки мира. Библия даёт нам понимание смысла бытия, земной жизни, говорит о конечной цели – жизни в Боге. Библия включает в себя учение Иисуса Христа, называемое Евангелием. (Запись на доске: Евангелие – «благая весть» (гр.), объясняющая лексическую суть слова.

IV часть

Учитель:А сейчас мы заглянем в Третьяковскую галерею и остановимся у картины Иванова «Явление Христа народу». Это удивительная встреча. Что же мы увидим на этом полотне?

– Громадное полотно изображает берег реки Иордан; иудейский пророк – обличитель, говоря о пришествии легендарного избавителя народа, кого ожидали многие поколения, вдруг показывает толпе  на приближающегося никому не ведомого пророка. Люди с надеждой, радостью, любопытством встречают идущего. Юноша поднимается из воды на берег, чтобы увидеть это явление. Старец, опершись на посох, терпеливо ожидает его прихода. Его господин, вытираясь после купания, деловито жестикулирует, по-видимому, возражая тому, что он слышит. Кудрявый юноша спешит поднять на ноги деда. Он с любопытством вглядывается в черты, показавшегося в дали человека.  Древний старик, поддерживаемый под руки, торопливо поднимается с земли, чтобы увидеть, наконец, долгожданного царя небесного. Одни поворачиваются навстречу идущему, другие хитро и недоверчиво смотрят на проповедника. В своей картине Александр Андреевич Иванов отразил сокровенные чаяния угнетённого народа: его пробуждение  к свободе, стремление к правде и справедливости и на земле, его наивную веру. (Ученики могут обсудить и картину В.Д. Поленова «Возвратился в Галилею в силе духа».)

Часть V

Учитель:А вот послушайте, как это явление Христа народу изобразил другой художник слова Н. Гумилёв (на доске, рядом с картиной А.А. Иванова «Явление Христа народу» написаны слова) – <Приложение 1>

Учитель: Какие эпитеты использует Гумилёв для изображения пути Господнего и человеческого труда?  Что значат эти слова:  «... люди заняты земным»? К чему призывает Господь?  (Оторваться от земных дел – ловли рыбы, паствы и обратиться к душе, к молению.)

– Посмотрите, ребята, как мастерски здесь, уже не с помощью красок, а слов создана великолепная картина – бегущая вдоль берега морского дорога, спокойная гладь моря, сливающаяся на горизонте с небом. И всё это наполнено прозрачным «жемчужным воздухом, тёплыми красками: белым цветом весенних садов, голубыми тонами безоблачного неба, розоватыми лучами заходящего солнца. Как видим, из довольно сухого сообщения о явлении Христа народу, Гумилёв создал удивительную картину, передав свою искреннюю любовь к центральному образу Нового Завета.  Откуда же это у Н. Гумилёва? Давайте послушаем рассказ о нём. Он объяснит нам причины любви этого поэта к Богу и его сыну Иисусу. (Сообщение о поэте Серебряного века – Н. Гумилёве).

– Из воспоминаний жены старшего брата поэта Дмитрия мы узнаём: «Дети воспитывались в строгих принципах православной религии. Мать часто заходила с Колей в часовню поставить свечку, что очень нравилось ему. С детства он был религиозным и таким же оставался до конца своих дней – глубоко верующим христианином. Коля любил зайти в церковь, поставить свечку и иногда долго молился перед иконой Спасителя». Иисус Христос стал идеалом Гумилёва, а Новый Завет, повествующий о жизни и деяниях Спасителя  – его настольной книгой. Гумилёв был заядлым путешественником. Он исколесил и исходил тысячи вёрст, побывал в непроходимых джунглях Центральной Африки, пробирался сквозь чащи мадагаскарского леса, изнемогал от жажды в пеках Сахары. И это не только от неземной страсти к перемене мест. Им двигала любовь к ближнему, стремление познать его жизнь. Не один десяток стихотворений и поэм создано Гумилёвым. Его взгляд на мир и на человека заключается вот в этих строчках (на доске слова):

Есть бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в бога

Часть VІ

Учитель:А теперь нам предстоит встреча с другим человеком. А с кем? Вы должны мне сами сказать, послушав отрывок. (К.И. Чуковский «Доктор Айболит».) 
– Ну, конечно, это «Доктор Айболит» и автор его – знаменитый Корней Чуковский, который прожил долгую жизнь, был знаком со многими замечательными людьми, но больше всего любил посёлок Переделкино, где живут и работают писатели. Его знали там многие дети. Они окружали писателя, когда тот выходил на прогулку. До сих пор там помнят костры для ребят. Их устраивал Корней Иванович. Плата за вход была еловая шишка. В гости к ребятам приезжали известные писатели и артисты, и было очень весело, а больше всех веселился Корней Чуковский. А какие ещё произведения К..И. Чуковского вы знаете? (Следуют ответы.)

– Молодцы! А всё-таки, скажите, что же может объединить все эти книжки, весёлые, добрые, вот с этой – Библией, священным писанием? (Следуют ответы.)
Учитель: А ещё, оказывается, мало кто знает, что под редакцией К. Чуковского в 60-ые годы была составлена книга «Вавилонская башня и другие библейские предания».  И ему было очень трудно. Ведь в это время категорически нельзя было употреблять слова: Бог, евреи, Иерусалим, ангелы и многие другие. Корней Чуковский боялся, что на него нападут не только неверующие, но и верующие тоже, так как библейские сказания выглядят здесь, в этой книге, занимательными, захватывающими дух сказками. И он отказался бы, если бы не любил детей. К.И. Чуковский задумал написать книгу «Вавилонская башня и другие библейские предания». М. Горький привлёк его к работе. Он называл Библию одной из величайших книг человечества и советовал писателям учиться у неё простоте и выразительности, и даже предлагал издать жизнь Моисея в серии ЖЗЛ.

Учитель обращает внимание на запись слов на доске: Невозможно было бы понять мировое искусство, если не знать библейских преданий. К. Чуковский.

Учитель:А как вы думаете, почему М. Горький и К. Чуковский сетовали за издание Библии для детей? (Следуют ответы ребят, порой  интересные и неожиданные.)
– Это было время, когда Библия стала очень опасной и презираемой книгой. Но вдруг люди с ужасом стали понимать, что они не знают смысл многих картин и статуй, созданных  великими мастерами Запада и России, ибо, как справедливо заметил К.И. Чуковский: «Невозможно было бы понять мировое искусство, если не знать библейских преданий».  Люди стали забывать такие слова, как «райское житьё», «столпотворение», «манна небесная».

Часть VІІ

– В Москве на Волхонке есть чудесный музей. Название у него довольно длинно: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Много статуй, рисунков, картин, созданных лучшими художниками, выставлено в этом музее. С утра до вечера толпится народ. Каждому хочется увидеть великолепную скульптуру и живопись. В толпе немало иностранцев и приезжих, но, конечно, больше всего москвичей. Пришёл в этот музей один быстроглазый школьник – не старше двенадцати лет.  Пришёл со своим отцом.
В первом же зале с порога увидел он три статуи, которые живо заинтересовали его: две не очень большие, а третья, высокая, - уходит головою под самую крышу. И подпись под каждой Давид. И тут же сказано, что одного Давида вылепил скульптор Донателло, другого – Андреа Верроккьо, а третьего, высокого – сам Микеланджело.

Школьник удивлён. «Чем же был замечателен этот Давид?» Почему три скульптора, один за другим, поставили ему такие красивые памятники? Должно быть, он был знаменитый герой? Но в чём его геройство? Что он сделал? Какие подвиги совершил? И чья у него под ногами огромная лохматая голова великана?  (Сказание «Давид и Соломон».)

Часть VIII

Учитель:А теперь мы зайдём в Эрмитаж. Есть в  Эрмитаже прекрасная картина Рембрандта: какой-то бродяга, в изодранной, грязной одежде, подпоясанный грубой верёвкой, упал на колени перед седым стариком, , умоляя его о прощении, а старик очень дряхлый, богато одетый, торжественным и ласковым жестом прижимает этого оборванца к себе, и на лице у него кроткая нежность. Обе фигуры светятся каким-то таинственным светом, и кажется, что всё изображённое здесь совершается под дивную музыку. Видно, что бродяга пришёл к старику издалека: когда он падал перед ним на колени, с одной ноги у него слетела рваная сандалия, и видна израненная долгой дорогой нога.  Подпись под картиной: «Рембрандт. Возвращение блудного сына». Значит богатый старик – родной отец этого несчастного бродяги. Почему же у такого богача, такой оборванный сын, замученный нуждою и голодом? Где он был? Что его довело до такой нищеты? И в чём он провинился перед отцом?  Отчего он так униженно просит прощения?
Подошли к картине какие-то милые девушки.
– Что это за старик? – мимоходом спросила одна.
– Должно быть, поп, – равнодушно сказала другая, и они отошли от непонятной картины.
А кто, ребята, из вас может ответить этим девушкам и поведать историю блудного сына, которого спасло от неминуемой гибели только возвращение в родительский дом. (Ребята рассказывают легенду «Блудный сын».)

А учитель вновь обращает внимание ребят на стихи Гумилёва, зачитывая строчки из его «Блудного сына». <Приложение 1>

– О чём же это предание и эта картина Рембрандта, ребята? Они воплощают мысли об очищающей силе доброты, о необходимости сочувствия к человеку в трудные минуты жизни.

Учитель: А теперь подойдём к скульптуре Моисея и рассмотрим её получше. Что же мы увидим? (Дети заметят в руках старца каменные доски скрижали).

Словарная работа

Скрижали – каменные доски, на которых были выбиты законы, данные богом.

– А что вы знаете о Моисее, о происхождении его имени (Моисей – «найденный в воде») о его заповедях? (Ребята вспоминают легенду Моисей».)  

Часть IX

На партах ребят лежат распечатанные листки с отрывком из легенды «Золотой телец», взятой из книги К. Чуковского «Вавилонская башня». <Приложение 2>  Учитель просит зачитать его и обратить особое внимание на заповеди.

Учитель: А знаете, ребята, эти заповеди можно проследить в другой священной, но магометанской книге – в «Коране», в его Сурах.

Коран – собрание пророческих откровений Мухаммеда, основателя ислама и первой общины мусульман. Он произносил их с 610 г.до кончины в 632 г. откровения эти представлялись ему речью самого бога – Аллаха.

(Дети находят соответствующие христианские заповеди. <Приложение 3>)

– Как видим, много общего между «Библией» и «Кораном». А вот как эти заповеди изложил в своём наш поэт –земляк .С. Сильнов. <Приложение 4>

Учитель: Некоторые из людей скажут: «Не верю, не видел бога, нет его». На эти слова хочу сказать строками из Закона божьего. «Бог – высочайшее существо. Ему нет равного никого, и нигде, ни на земле, ни на небе. Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не смогли бы узнать о нём, если бы сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, всё это открыто им Самим. « Бог – есть всесовершеннейшая  Любовь».
Некоторые люди могут посещать храмы, неистово молиться, но быть безбожником, потому что у них нет Совести, нет Любви в душе. Вот что читаем мы в учении Христа, изложенном для детей Л.Н. Толстым: «Есть один храм божий, это сердце людей, когда они любят друг друга».
И свой урок я хочу закончить словами Святослава Николаевича Рериха, художника, мыслителя, видного общественного деятеля Индии, почётного члена Академии художеств. <Приложение 5>

Николай Рерих

Приложение 6