Тема урока:
«Похождения двух петербуржцев на Невском или столкновение мечты и реальности в повести Н.В.Гоголя « Невский проспект».
Цели урока:
- раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека;
- совершенствовать умение работать с эпизодами художественного произведения, самостоятельно анализировать;
-пополнить словарь учащихся лексикой со значением высоких романтических порывов.
Оборудование:
Портрет писателя, иллюстрация к повести, тест для проверки знаний учащихся содержания текста.
Гоголь уже не изображает идеала; все
поле его картины заняло теперь искажение
его, гибель поэзии и творчества.
Г. У. Гуковский
Ход урока
1.Тест по повести «Невский проспект».
1.Назовите главных персонажей повести:
а) Гофман;
б) Невский проспект;
в) Пискарёв;
г) Пирогов;
д) Шиллер;
2.Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?
а) На Невском проспекте завязались истории Пискарёва и Пирогова.
б) Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий
все её части.
в) Писатель обращается к Невскому проспекту, как к живому
существу, влияющему на происходящие события.
3.Определите завязку сюжета повести:
а) Встреча героев на проспекте;
б) Встреча героев с прекрасными незнакомками;
в) Знакомство Пирогова с блондинкой.
4.Почему Гоголю важно было подробно характеризовать социальную среду, из которой вышли Пискарёв и Пирогов?
а) чтобы помочь читателю понять причину поступков героев;
б) чтобы дать представление о той среде, окружении, где они росли;
в) чтобы дать больше информации о том или ином герое.
5.Назовите главные черты характера Пискарёва:
а) корысть;
б) отсутствие внутренней стойкости;
в) жадность;
г) чистота души;
д) талантливость.
6.Назовите главные черты характера Пирогова:
а) Отсутствие высоких идеалов;
б) искренность;
в) мечтательность;
г) пошлость мыслей и поступков;
д) примитивные потребности.
7. Какова роль сновидений в рассказе о Пискарёве?
а) Сны предвещают будущие события.
б) Сны помогают раскрыть внутренний мир героя.
в) Сновидения показывают обречённость героя на гибель.
8.Причина гибели и безумия Пискарёва:
а) страстная влюблённость;
б) употребление опиума;
в) излишняя мечтательность.
9.Назовите центральную тему повести:
а) неспособность человека противостоять действительности;
б) столкновение мечты и действительности;
в) романтизм есть самая невинная из форм ослепления людей.
2. Беседа с классом по вопросам домашнего задания:
1. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…»Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?
2.Чем отличаются Пискарёв и Пирогов от обладателей усов, бакенбардов?
3.Анализ эпизода «Встреча Пискарёва и Пирогова на Невском»
4.Как решается тема столкновения мечты, и реальности в повести?
Основная часть.
Учитель.
Ребята, сегодня мы поподробнее остановимся на судьбах двух петербуржцев, которые оказались в час ночной на Невском. Да, Гоголю необходимы были и судьбы обитателей Невского проспекта, особенно тех, кого он отличал от усов, бакенбардов и т.д. К сожалению, то, что произошло с художником Пискарёвым и поручиком Пироговым, сама встреча их, состязание в преследовании очаровавших дам-всё это могло произойти только на Невском.
Скажите, ребята, а как Гоголь относится к своим героям и как вы об этом догадались?
( Рассказывая истории героев и их приключений с незнакомками, ученики сделают вывод о том, что авторское повествование о Пискарёве сопровождается грустью, о Пирогове - иронией, сатирой.)
Учитель.
Почему Гоголь выбрал для своих героев такие профессии? Всё же почему гибнет Пискарёв, а Пирогов легко отделался?
Ответ.
Пискарёв - романтик, и профессия у него свойственная романтическим героям. Он художник, мечтатель. Реальную жизнь он не видит; не желает видеть, что душа женщины, которая кажется ему прекрасной, опошлилась. А офицерский чин Пирогова олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность.
Учитель.
Да, я согласна с вами: так полюбить и так страдать, как Пискарёв, мог только художник, человек тончайшей, возвышенной натуры. Вот тут-то и открывается смысл гоголевского творения: «Он лжёт всякое время, этот Невский проспект». Невский проспект обманул Пискарёва, посмеялся над его мечтами. И та, что обернулась для него чудом совершенства, оказалось вдруг обыкновенной дамой с Невского проспекта.
Но всё же кто виноват в страданиях героя?
(можно предложить диспут по этому вопросу).
Работа в тетрадях
(пополнение словаря учащихся лексикой со значением высоких романтических порывов души и их трагизма:
очарованный, пылкий, околдованный, влюбленный до безумия ,впавший в грезы, крушение мечты, обречённый на страдания…
Заключительная часть.
Итак, ребята мы с вами побывали в гоголевском Петербурге, прошлись по Невскому.… И если, с одной стороны, увидели бездуховность обитателей проспекта, то, с другой стороны, - трагизм положения человека одухотворённого. Вы верно назвали центральную тему произведения - столкновение мечты и реальности. Гоголь показал мечту как горькое явление действительности.
Домашнее задание: ответить письменно
Почему Гоголь дал петербургским ремесленникам имена Шиллера и Гофмана?