Пояснительная записка
Сегодня перед российской интеллигенцией стоит задача возрождения духовности, а начать решение этой проблемы следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию его социальной зрелости, выработке жизненной позиции. Где же ребята могут найти ответы на интересующие их вопросы, как не в произведениях художественной литературы?
Почему именно жанр притчи призван формировать духовную культуру подрастающего поколения? Писатели обращаются к произведениям этого жанра, включают старинные сказания в современные художественные тексты. Притчи, включаемые в художественное повествование, во многом раскрывают суть самих произведений, отвечают на основные вопросы, задаваемые автором, разрешают или, наоборот, создают конфликты, расширяют рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план.Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их разным углом зрения.
Элективный курс по литературе “Притчевое начало в художественных произведениях”
предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 17 учебных часов, данный курс полезен для учащихся 9 классов, так как помогает осознанно выбрать гуманитарный профиль обучения в старшей школе. Показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов и т.п. Данный элективный курс не дублирует базовый курс, он раскрывает определенную область, которой в школьной программе уделено недостаточно внимания. Дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственной специфике. Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности: как вести себя в обществе, в семье, с друзьями и недругами, как сохранить человеческое достоинство.
Логика построения курса такова: анализ ветхозаветных, новозаветных притч, определение их места в русской культуре, анализ особенностей художественных произведений с учетом евангельских аллюзий.
Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.
Задачи курса:
- способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Учащиеся приобретут умения анализировать композицию, систему персонажей и образов произведений литературы 19-20 веков в сопоставлении с евангельскими притчами, определять жанровые признаки евангельских притч и притчевых форм в художественной литературе. Занятия будут способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, формированию умения сопоставлять, делать выводы, обобщения.
Формы занятий: лекции-беседы, семинары, практические занятия, просмотр видео фильмов.
Аттестационной работой учащихся по итогам изучения элективного курса будет коллективный проект.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | История возникновения жанра притчи | 1 | Лекция-беседа |
2 | Образ и смысл притчи | 1 | Практическое занятие |
3. | Евангельская притча о блудном сыне | 1 | Комментированное чтение текста |
4. | Элементы притчи в “Слове о полку Игореве” | 1 | Комментированное чтение текста |
5. | Сюжет притчи о блудном сыне в литературе 17 века | 1 | Практическое занятие |
6. | Анализ повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” | 2 | Самостоятельное домашнее чтение и анализ текста |
7. | “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева и их притчевое начало | 2 | Самостоятельное домашнее чтение и анализ текста |
8. | Притча в литературе 20 века | 1 | Семинарское занятие, интернет экскурсия |
9. | Притчевое начало в рассказе Солженицына “Матренин двор” | 1 | Комментированное чтение текста |
10 | Фильм-притча “Остров” | 2 | Просмотр фильма и обсуждение |
11 | Повести-притчи Паоло Коэлья | 1 | Семинарское занятие |
12. | Стихотворение Александра Галича “Притча” | 1 | Литературоведческий анализ текста |
13. | Современное состояние жанра притчи | 2 | Исследовательская работа, выполнение проекта |
1 занятие
Тема: История возникновения жанра притчи.
Цель:
- заинтересовать учащихся содержанием элективного курса.
- познакомить с историей возникновения жанра притчи.
1. Актуализация знаний
Чтение фрагментов текстов разных жанров: басни, сказки, поучения, анекдота, загадки, притчи. Определите жанры известных вам произведений.
Что в них общее?
Учащиеся определили общие черты: краткость, иносказательность, мудрость
2. Постановка учебной задачи
Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать?
Наша задача дать определение притче и узнать, как возник этот жанр.
3Работа со словарями.
Учащимся предлагаются определения жанра притчи из различных источников и ставится задача дать свое доступное и понятное определение.
Притча - короткий нравоучительный рассказ в иносказательной форме
4. Чтение литературоведческого текста и беседа по его содержанию
- Когда и где возник жанр притчи?
- Почему мысль выражалась иносказательно?
- Какова роль притчи в воспитании?
5. Инсценировка притчи о зарытых талантах.
Можно ли назвать мини-спектакль, который вы посмотрели притчей?
Оцените игру актеров и определите идею спектакля.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Познакомьтесь с отрывком из “Книги Притчей Соломоновых”. Как царь Соломон характеризует цель притчи?
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (Притч. 1, 1-6).
Ответ учащихся: дать мудрость и наставление, помочь усвоить правила благоразумия, правосудия, умножить познания и рассудительность.
7. Включение в систему знаний и повторение
Прочитайте высказывания из “Книги Притчей Соломоновых”. Обратите внимание на систему нравственных ценностей. Приемлемы ли они сегодня?
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч. 6, 6-8).
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Притч. 6, 10-11).
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (Притч. 10, 12).
Скудоумный высказывает презрение к ближнем разумный человек молчит (Притч. 11, 12).
Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых — врачует(Притч, 12, 18).
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга (Притч. 17, 9).
Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего (Притч. 27, 6).
8. Рефлексия учебной деятельности (итог).
Синквейн, составленный учащимися:
Притча.
Иносказательная, поучительная.
Читаем, анализируем, сравниваем.
В ней заключена народная мудрость.
Интересно.
2 занятие
Тема: Евангельская притча о блудном сыне.
Цель:
- Анализ текста притчи
- Определение особенностей жанра
- Выяснение системы нравственных ценностей.
1. Актуализация знаний
Словарное лото: карточкам с названиями терминов найти соответствующие карточки с определениями (притча, басня, аллегория, метафора, метонимия).
2. Постановка учебной задачи
Исходя из темы, сформулируйте проблемный вопрос. Ответить на вопрос, почему евангельские притчи и сегодня вызывают интерес.
3. Чтение притчи и ее анализ.
4. Беседа
Что значит просить у отца свою долю при его жизни? Как вы это понимаете и оцениваете?
Поступает ли отец милосердно, отвечая на просьбу младшего сына? Обязан ли был отец отделить сына?
Что означают слова сына: “Я согрешил против неба”? Почему он решает вернуться домой?
Чем отличается сын от наемника? Почему сын решает просить у отца взять его в наемники? Почему отец не дает ему произнести эти слова?
Почему так ликует и радуется отец? Что значат его слова “…сын мой был мертв и ожил”?
Справедлива ли обида на отца старшего сына? Какие чувства движут им? Почему он не рад возвращению брата?
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
Отец | Младший сын | Старший сын |
Милосердный | Ветреный | Обиженный |
Мудрый | Распутный | Жестокосердный |
Любящий | Раскаявшийся | Завистливый |
Сострадающий | Признавший вину | |
Умеющий прощать |
Прочитайте отрывок из проповеди митрополита Антония Сурожского “В неделю о блудном сыне”. Изменилось ли ваше восприятие притчи? Какими качествами героев вы можете дополнить таблицу?
Отец | Младший сын |
Кроткий | Грешный |
Готовый отдать сыну все: и жизнь и честь | Жестокий |
Принимающий возмездие | |
Обездоленный | |
Недостойный |
6. Включение в систему знаний и повторение
Так в чем же глубинный смысл притчи?
Она учит милосердно относиться к людям, которые согрешили, учит прощать близких и не вспоминать человеку его грехи. Притча помогает понять отношение Христа к мытарям, грешникам, блудницам.
“Рассказ о блудном сыне – не только рассказ о падении и грехах, о раскаянии и прощении, но он являет нам также то величие, которое Бог видит в человеке и в меру которого каждому из нас надо вырасти”. ( Митрополит Антоний Сурожский. Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России.)
7. Рефлексия учебной деятельности (итог).
Синквейн.
Сын Жестокий, распутный. Грешит, раскаивается, возвращается. Готов идти к отцу в наемники. Вина. |
Отец Любящий, страдающий. Отдает долю, ждет, прощает Сын мой был мертв и ожил Мудрость |
Список литературы по теме
- Княжицкий А. Притчи. Учебная книга 7-9 классы. Москва, 1994.
- Литература и культура Древней Руси.10-11 классы. Под ред. Обернихиной Г.А.
- Лихачев Д.С. Славянские литературы как система. Москва, 1969.
- Прокофьев Н.И. Древнерусская притча Москва, 1991
- Энциклопедический словарь. Сост. Брокгауз Ф.А. и Эфрон И.А.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новиков В.И. и Шкловский Е.А. Москва, 1998.