Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Сегодня перед российской интеллигенцией стоит задача возрождения духовности, а начать решение этой проблемы следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию его социальной зрелости, выработке жизненной позиции. Где же ребята могут найти ответы на интересующие их вопросы, как не в произведениях художественной литературы?

Почему именно жанр притчи призван формировать духовную культуру подрастающего поколения? Писатели обращаются к произведениям этого жанра, включают старинные сказания в современные художественные тексты. Притчи, включаемые в художественное повествование, во многом раскрывают суть самих произведений, отвечают на основные вопросы, задаваемые автором, разрешают или, наоборот, создают конфликты, расширяют рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план.Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их разным углом зрения.

Элективный курс по литературе “Притчевое начало в художественных произведениях”

предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 17 учебных часов, данный курс полезен для учащихся 9 классов, так как помогает осознанно выбрать гуманитарный профиль обучения в старшей школе. Показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов и т.п. Данный элективный курс не дублирует базовый курс, он раскрывает определенную область, которой в школьной программе уделено недостаточно внимания. Дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственной специфике. Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности: как вести себя в обществе, в семье, с друзьями и недругами, как сохранить человеческое достоинство.

Логика построения курса такова: анализ ветхозаветных, новозаветных притч, определение их места в русской культуре, анализ особенностей художественных произведений с учетом евангельских аллюзий.

Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.

Задачи курса:

  • способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Учащиеся приобретут умения анализировать композицию, систему персонажей и образов произведений литературы 19-20 веков в сопоставлении с евангельскими притчами, определять жанровые признаки евангельских притч и притчевых форм в художественной литературе. Занятия будут способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, формированию умения сопоставлять, делать выводы, обобщения.

Формы занятий: лекции-беседы, семинары, практические занятия, просмотр видео фильмов.

Аттестационной работой учащихся по итогам изучения элективного курса будет коллективный проект.

Календарно-тематический план

Тема Кол-во часов Виды деятельности
1 История возникновения жанра притчи 1 Лекция-беседа
2 Образ и смысл притчи 1 Практическое занятие
3. Евангельская притча о блудном сыне 1 Комментированное чтение текста
4. Элементы притчи в “Слове о полку Игореве” 1 Комментированное чтение текста
5. Сюжет притчи о блудном сыне в литературе 17 века 1 Практическое занятие
6. Анализ повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” 2 Самостоятельное домашнее чтение и анализ текста
7. “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева и их притчевое начало 2 Самостоятельное домашнее чтение и анализ текста
8. Притча в литературе 20 века 1 Семинарское занятие, интернет экскурсия
9. Притчевое начало в рассказе Солженицына “Матренин двор” 1 Комментированное чтение текста
10 Фильм-притча “Остров” 2 Просмотр фильма и обсуждение
11 Повести-притчи Паоло Коэлья 1 Семинарское занятие
12. Стихотворение Александра Галича “Притча” 1 Литературоведческий анализ текста
13. Современное состояние жанра притчи 2 Исследовательская работа, выполнение проекта

1 занятие

Тема: История возникновения жанра притчи.

Цель:

  • заинтересовать учащихся содержанием элективного курса.
  • познакомить с историей возникновения жанра притчи.

1. Актуализация знаний

Чтение фрагментов текстов разных жанров: басни, сказки, поучения, анекдота, загадки, притчи. Определите жанры известных вам произведений.

Что в них общее?

Учащиеся определили общие черты: краткость, иносказательность, мудрость

2. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать?

Наша задача дать определение притче и узнать, как возник этот жанр.

3Работа со словарями.

Учащимся предлагаются определения жанра притчи из различных источников и ставится задача дать свое доступное и понятное определение.

Притча - короткий нравоучительный рассказ в иносказательной форме

4. Чтение литературоведческого текста и беседа по его содержанию

  • Когда и где возник жанр притчи?
  • Почему мысль выражалась иносказательно?
  • Какова роль притчи в воспитании?

5. Инсценировка притчи о зарытых талантах.

Можно ли назвать мини-спектакль, который вы посмотрели притчей?

Оцените игру актеров и определите идею спектакля.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Познакомьтесь с отрывком из “Книги Притчей Соломоновых”. Как царь Соломон характеризует цель притчи?

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (Притч. 1, 1-6).

Ответ учащихся: дать мудрость и наставление, помочь усвоить правила благоразумия, правосудия, умножить познания и рассудительность.

7. Включение в систему знаний и повторение

Прочитайте высказывания из “Книги Притчей Соломоновых”. Обратите внимание на систему нравственных ценностей. Приемлемы ли они сегодня?

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч. 6, 6-8).

Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Притч. 6, 10-11).

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (Притч. 10, 12).

Скудоумный высказывает презрение к ближнем разумный человек молчит (Притч. 11, 12).

Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых — врачует(Притч, 12, 18).

Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга (Притч. 17, 9).

Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего (Притч. 27, 6).

8. Рефлексия учебной деятельности (итог).

Синквейн, составленный учащимися:

Притча.

Иносказательная, поучительная.

Читаем, анализируем, сравниваем.

В ней заключена народная мудрость.

Интересно.

2 занятие

Тема: Евангельская притча о блудном сыне.

Цель:

  • Анализ текста притчи
  • Определение особенностей жанра
  • Выяснение системы нравственных ценностей.

1. Актуализация знаний

Словарное лото: карточкам с названиями терминов найти соответствующие карточки с определениями (притча, басня, аллегория, метафора, метонимия).

2. Постановка учебной задачи

Исходя из темы, сформулируйте проблемный вопрос. Ответить на вопрос, почему евангельские притчи и сегодня вызывают интерес.

3. Чтение притчи и ее анализ.

4. Беседа

Что значит просить у отца свою долю при его жизни? Как вы это понимаете и оцениваете?

Поступает ли отец милосердно, отвечая на просьбу младшего сына? Обязан ли был отец отделить сына?

Что означают слова сына: “Я согрешил против неба”? Почему он решает вернуться домой?

Чем отличается сын от наемника? Почему сын решает просить у отца взять его в наемники? Почему отец не дает ему произнести эти слова?

Почему так ликует и радуется отец? Что значат его слова “…сын мой был мертв и ожил”?

Справедлива ли обида на отца старшего сына? Какие чувства движут им? Почему он не рад возвращению брата?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.

Отец Младший сын Старший сын
Милосердный Ветреный Обиженный
Мудрый Распутный Жестокосердный
Любящий Раскаявшийся Завистливый
Сострадающий Признавший вину  
Умеющий прощать    

Прочитайте отрывок из проповеди митрополита Антония Сурожского “В неделю о блудном сыне”. Изменилось ли ваше восприятие притчи? Какими качествами героев вы можете дополнить таблицу?

Отец Младший сын
Кроткий Грешный
Готовый отдать сыну все: и жизнь и честь Жестокий
  Принимающий возмездие
  Обездоленный
  Недостойный

6. Включение в систему знаний и повторение

Так в чем же глубинный смысл притчи?

Она учит милосердно относиться к людям, которые согрешили, учит прощать близких и не вспоминать человеку его грехи. Притча помогает понять отношение Христа к мытарям, грешникам, блудницам.

“Рассказ о блудном сыне – не только рассказ о падении и грехах, о раскаянии и прощении, но он являет нам также то величие, которое Бог видит в человеке и в меру которого каждому из нас надо вырасти”. ( Митрополит Антоний Сурожский. Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России.)

7. Рефлексия учебной деятельности (итог).

Синквейн.

Сын

Жестокий, распутный.

Грешит, раскаивается, возвращается.

Готов идти к отцу в наемники.

Вина.

Отец

Любящий, страдающий.

Отдает долю, ждет, прощает

Сын мой был мертв и ожил

Мудрость

Список литературы по теме

  1. Княжицкий А. Притчи. Учебная книга 7-9 классы. Москва, 1994.
  2. Литература и культура Древней Руси.10-11 классы. Под ред. Обернихиной Г.А.
  3. Лихачев Д.С. Славянские литературы как система. Москва, 1969.
  4. Прокофьев Н.И. Древнерусская притча Москва, 1991
  5. Энциклопедический словарь. Сост. Брокгауз Ф.А. и Эфрон И.А.
  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новиков В.И. и Шкловский Е.А. Москва, 1998.