Урок литературы в 11-м классе "Сложная судьба человека в русской литературе XX века" (по рассказу М.А. Булгакова "Морфий")

Разделы: Литература


Основные цели урока:

  • формировать нравственные ценности;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
  • научить исследованию художественного мира произведений М. А. Булгакова;
  • воспитывать вкус и интерес к слову;
  • развивать творческое воображение и эстетическое восприятие.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

Б. Пастернак

Все в человеке.

Э. Кант

ХОД УРОКА

Слово учителя

– Мы только что закончили изучать роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Исследователь творчества М. Булгакова заметил:

«Мы начали читать Булгакова с конца. Роман « Мастер и Маргарита надвинулся на все, что написал Булгаков, как тень на горы. В тени все меркнет, стушевывается». Эти слова Игоря Золотусского – очень точное образное осмысление того факта, что М.Булгаков для сегодняшнего массового читателя – автор одного романа.
Сегодня нам предстоит опровергнуть это утверждение.
«Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…» – читать эти строчки мне было жутко.

– А как вы читали рассказ? Каковы были самые первые впечатления? (Читали взахлеб, самая необычная книга из прочитанных мною, никогда не читала с таким азартом даже самые замечательные детективы и т.д.).

Да, нормальному человеку невыносимо страшно наблюдать, как доктор Поляков постепенно, как в воронку, с головой втягивается в наркотическую зависимость, как девальвируется для него абсолютно все: любовь, профессиональный долг, чувство стыда перед коллегами, заповеди Божьи, одна из которых – не укради. И мы, читатели, мучаемся и страдаем вместе с несчастным доктором.

Скажите, ребята, какая форма повествования помогает нам понять подлинное душевное состояние героя? (Дневник доктора – «поток сознания морфиниста», который движется к трагическому финалу. «По сути дела это не дневник, а история болезни», пишет сам доктор.)

– Давайте же проследим этот путь. От начала до последней черты осталось несколько шагов. Посчитаем эти шаги.

– Когда и почему пропал интерес к жизни у нашего героя? (В одной из записей читаем: «Я был очень жизнерадостным человеком до моей…»)
Закончите фразу. (Семейной драмы).

– Да, его, молодого, подающего большие надежды хирурга, покинула жена – очаровательная певица, исполняющая партию Амнерис в «Аиде».

– Как автор показывает, что Поляков не может забыть любимую женщину? (Мы видим, как мотивы «Аиды», варьируясь, все время звучат в помраченном сознании героя.)

Записи из дневника:

3 февраля: «Сегодня получил газеты…»
1 марта: «Сумерки…» (далее по тексту)
10 марта: «Там происходит революция…»

– Когда и как был сделан первый шаг в пропасть? (15 февраля: «Вчера ночью интересная вещь…»)

– Как происходит привыкание? (Уже на второй день.)

16 февраля: «Боль прекратилась…» (далее по тексту)
18 февраля: «Четыре укола не страшно…»

– Давайте проследим, как нарастает волна одиночества и безысходности героя. (Доктор Поляков принадлежит времени, которое можно считать самым страшным в истории России XX века. И в рассказе указаны точные временные рамки: 20 января 1917г. – 13 февраля 1918 г.)

– Случайно ли автор указал эту дату? (Конечно, нет. Давайте немного пофантазируем. Представим себе, что мы с помощью «хронолета» оказались в том «незабываемом, вьюжном, стремительном времени». Мы на родине М. Булгакова, в родном для него Киеве.)

Сообщение учащегося

«Гражданская война…
Мир вздыблен вихрем невиданной силы и погружен в туман вселенского хаоса. Спокойных минут не было. Белые, красные, оккупанты–немцы в «рыжих тазах» с шишками, гетман в черкеске, петлюровцы в синих жупанах, снова красные, снова Петлюра, и опять белые», – вспоминал М. Булгаков.
Позднее М. Булгаков писал, что насчитал только в Киеве той поры 18 переворотов, 14 из них он сам же пережил.
Рушился мировой порядок, и уже никому нет никакого дела до отдельного человека с его проблемами и горестями.
Но оказывается, что все события мирового значения меркнут в сравнении с тем, как и чем живет человек».

– Пытается ли наш герой найти себя в этом хаосе? (Он бессилен противиться абсурду XX-го века, не может найти выхода, чувствуя свою обреченность, одиночество.)

– Найдите это в дневнике:

2 марта: «Слухи о чем–то грандиозном…
Будто бы свергли Николая II…» (далее по тексту)
10 марта: «Там происходит революция…»
14 ноября 1917 г.: «Дождь льет пеленою и скрывает от меня мир…»

– В одной из записей мы читаем:

«Вот уже около полугода я никого не вижу, кроме моих больных…»
11 февраля: «Три человека погребены здесь: Я, Анна Кирилловна, фельдшер».

– Погребены. Не слишком ли трагично? Обратимся к толкованию слов (чтение определения по словарю).

Сообщение учащегося

Рассказ «Морфий» автобиографичен. Как известно, после университета Булгаков работал земским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии.
О том, что это была за жизнь, читаем: «Где же весь мир? Где электрические фонари? Люди? Небо? За окошками нет ничего! Тьма. Мы отрезаны от людей».
Рассказ «Морфий» – одно из самых ранних произведений Булгакова, но уже в нем мы, читатели, видим изобразительную силу таланта писателя, видим будущего Мастера.
Поэтикой символа пронизано все это небольшое по объему произведение.
Найдем их.

Работа с текстом

– «На протяжении всего произведения воет и воет вьюга…»
– «Начавшаяся вьюга подхватила меня, как клочок изорванной бумаги…»
– Несчастный доктор Поляков записывает в дневнике: «Все вьюги да вьюги. Заносит меня…»
– «Злая вьюга, сухая, колючая, хлестнула меня по щекам…»
– «Снег изменился, стал как будто серее, лютых морозов уже нет, но метели возобновляются…»
– «Вьюга. Глухой вой метели в полях…»

– Как мы видим, создается впечатление, будто вьюга, метель – невидимый дирижер разыгрывающейся на наших глазах драмы. Есть ли еще образы-символы?

– Это сумерки.
– «Сумерки наступают рано, я один в квартире…»
– «Сумерек еще нет, но они где-то притаились и ползут по болотам, по кочкам, меж пней…»
– «Сумерки – самое ужасное время…»
– «Светает мутно и беловато…»

– Проверим, насколько вы чутки к слову писателя. Закройте книги и допишите предложение:

«День стал длиннее, а сумерки…(как будто чуть голубоватее). Потому что весна».

Да, сумерки – образ-символ, обозначающий не только бедственное состояние мира, но и сумбур, смуту в сознании героя.
Поэтому часто дневниковые записи доктора Полякова – это обрывочные фразы, недописанные слова, изобилие назывных предложений, которые сами врезаются в наше сознание: «Смерть от жажды», «Медленная смерть», «Вздор. Ночь. Вьюга», «Сумерки. Заморозки».

Проведем лингвистический эксперимент, перестроим предложение.

Запись на доске: «Ночь течет, черна и молчалива. Где-то оголенный лес, за ним речка, холод, осень. (У Булгакова) Получилось у учащихся: «Течет черная и молчаливая ночь. Где-то далеко-далеко виден прозрачный оголенный лес, за ним речка. Уже холодно. Пришла осень».

Разве вписывается эта пейзажная зарисовка в общий тон дневниковых записей? Лингвистический эксперимент показал, сто «красивость» языка здесь неуместна.
Дома нужно было найти ряд текстовых синонимов, который бы соответствовал мотиву предчувствия трагедии, уничтожающей героя.

свет беспокойный
тревожный свет
екнуло сердце
я дрогнул
испуганно обернулся

По эмоциональному значению и по смыслу эти слова похожи.

Одним из важнейших элементов художественного мира рассказа можно считать горящий цвет.

– Дома при чтении вы должны были отметить на листке бумаги встречающиеся краски.

Составлена цветовая гамма:

– зеленое перо певицы, зеленая фуражка героя
– полыхал свет, белый и беспокойный
– белая марля с расплывшимися желто-красными пятнами
– розоватая кровавая полоска
– тени серо-фиолетовые, как тени заката
– тетрадь в черной клеенке
– карандашом, толстым, красным
– снег стал серее
– небо побелело, глаза почернели
– черное брюхо грозы
– ночь черна
– черные окна
– светает мутно и беловато.

Оказывается, если внимательно читать, то мы увидим, что цветовая гамма произведения ограничена несколькими цветами: белым, красным, серым, черным. Причем даются они по нарастающей. Самый страшный смысл заключен в сером и черном. Это цвета уничтожения жизни.
Автор как бы сам следует за своим героем по его дневнику – истории его болезни, до самой его смерти.

Работа с текстом

18 мая: «Смерть медленная овладевает морфинистом…» (далее по тексту)

В таком состоянии наркоман, потерявший волю, способен на любое преступление.

– Что же совершает Поляков? (Украл морфий в больнице.)

14 ноября 1917 г.: «Ах, мой друг, мой верный дневник. Ты-то не выдашь меня». (Далее по тексту)

– Врач стал вором… И Поляков принимает решение, какое? («Позорно было бы хоть на минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя. Что же я могу сделать?»)

– В самом деле сделать ничего нельзя? Представьте, что вы могли бы встретиться с доктором. Что бы вы ему сказали? Верите ли вы, что есть сила, способная избавить человека от наркотической зависимости?

Звучат ответы учащихся.

Чтение из воспоминаний о А. М. Булгакове его первой жены Т. Н. Лаппа о пристрастии М. А. Булгакова к морфию.

Вывод после прочтения: от наркотической зависимости можно избавиться.

С тех пор, как был написан рассказ «Морфий», прошел почти век. Эпоха, в которой жил герой, ассоциируется с нашим временем, таким же хаотичным и жестоким. Наверное, поэтому в сегодняшней России так остро стоит проблема наркомании. Массовое употребление наркотиков стало трагедией нашего общества.
Читаем в одном из дневников современника: «Мой сын уже на краю гибели. Вижу, как он тает, как его тянет в это болото и днем, и ночью. Да он уже и не различает дня и ночи». Это пишет несчастная мать одного из наркоманов.
«Тело Полякова давно истлело, а память о нем совершенно исчезла», – так заканчивает рассказ автор, тем самым подчеркивая мимолетность человеческой жизни «под знаком вечности».

– Как вы думаете, есть ли нечто общее, что объединяет роман «Мастер и Маргарита» и рассказ «Морфий»? (В них в разных ракурсах решается одна и та же проблема, которая волновала писателя всю жизнь – это долг, честь и назначение человека на земле, его миссия в жизни.)

– И вновь мы спрашиваем, как и в «Мастере и Маргарите», так кто же управляет человеческой жизнью? Чего она вообще стоит? Обратимся к эпиграфам.
– Кто же прав?
– Однозначного ответа быть не может – к такому выводу приходят ученики.

Темы домашних сочинений:

  • Рассказ М.А.Булгакова«Морфий» – это прививка от наркотической зависимости.
  • Тема падения и вырождения нравственности человека в произведениях русской литературы 20 века. (По рассказу М. А. Булгакова «Морфий»).
  • Мои представления о смысле и целях человеческой жизни после прочтения рассказа М.А.Булгакова «Морфий».