Литература
-
Ф.И. Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Методическая разработка урока в 10-м классе 2008
На уроке проводится анализ философской лирики Тютчева, выявляется концепция трагизма человеческого бытия. Цель урока – приблизиться к пониманию сложной тютчевской мысли о человеке в мире, продемонстрировать невозможность абсолютно точного перевода поэтического текста.
-
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Опыт о человеке" в художественном мире Ф.М. Достоевского 2008
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе. Тема: "Опыт о человеке в художественном мире Ф.М.Достоевского". Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию внутреннего состояния человека в романе "Бедные люди", "Преступление и наказание", "Идиот". В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о человеке в современном мире: каким предстает перед современным читателем человек Достоевского; что изменилось в человеке XXI века?
-
Урок-презентация по теме: "В человеке все должно быть прекрасно…" (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова) 2008
Данный урок-презентация – первый (сдвоенный) урок в системе изучения творчества А.П.Чехова в 11-м классе. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах её выражения; развиваются умения выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли. Урок информационно насыщен. Одна из главных особенностей урока - совместное творчество учителя и учеников при его подготовке. При подготовке к уроку учащиеся получают опережающие задания. Роль учителя в данном виде деятельности – это роль консультанта и соавтора. Показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями учителя.
-
Характер и функции пейзажа в литературном произведении 2008
Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, "виртуального" мира произведения, важнейших компонентов художественного пространства и времени.
-
Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков 2008
Анализируя результаты педагогического исследования, мы видим, что если в начале учебного года низкий уровень сформированности ОУУН наблюдался у большей половины учеников, то уже к концу первого полугодия 85% учащихся овладели ОУУН на среднем уровне. В конце учебного года у 70% учащихся ОУУН сформировались на достаточно высоком уровне низкий уровень овладения общеучебными умениями и навыками не наблюдался. Очевидно, что на уроках литературы наблюдается положительная динамика формирования и развития общеучебных умений и навыков.
-
Тема урока "Понятие греха" (занятие факультативного курса по авторской программе "Основы христианской этики в русской литературе") 2008
Автор данной программы уверена, что христианское мировоззрение преподавателя - это ключ, которым открываются кладовые духа русских писателей, великие истины, великие ценности. Более пристальное, одухотворенное погружение в глубины художественного произведения способствует формированию важнейших ценностных поведенческих ориентиров учащихся и, главное, их нравственной и гражданской позиции.
-
Литературно-педагогическое эссе "Мой Бунин" 2008
Главное орудие педагога-филолога – слово. Словом я воспитываю. В своем общении с детьми использую самые разнообразные приемы; яркие высказывания, цитаты на школьном стенде привлекают учащихся, заставляют задуматься; чтение наизусть самим учителем отрывков из произведений великих мастеров слова обогащает урок, делает его более эмоциональным.
-
Использование информационных технологий в организации проектной деятельности учащихся на уроках литературы 2008
Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к литературному образованию в школе, является использование методов, которые способствуют формированию у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания, выдвигать гипотезы, анализировать результаты с точки зрения обозначенных проблем.
-
Разработка урока литературы "Тихая моя родина" (поэзия Н.Рубцова) 2008
Разработка урока посвящена развитию навыков анализа поэтического текста на примере стихотворений Н.Рубцова с использованием групповых форм работы.
-
Урок литературы по теме "Вечные ценности в рассказе В.И. Дёгтева «Выбор»" 2008
Урок литературы по теме «Вечные ценности в рассказе В.И. Дёгтева «Выбор» построен на основе анализа рассказа «Выбор», раздел «Современная литература». Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения. На уроке используется медиапрезентация.
-
Методическая разработка учебного занятия по литературе (фольклору) "Бабина каша" (семейно-бытовой родильный обряд) 2008
Данное учебного занятие разработано для учащихся 8-го класса по авторской программе "Русский эпический фольклор и обрядовая поэзия" в рамках работы "Школы русской национальной культуры". Традиции, обряды, обычаи - это ядро культурной памяти народа, где глубоко кроются корни национального своеобразия, проявляющиеся в формах повседневной жизни, семейно-бытовых представлениях.
-
Интегрированный урок "Живопись М.Ю. Лермонтова как отражение судьбы и творчества поэта", 7-й класс 2008
Урок литературы в 7-м классе на тему «Живопись М.Ю.Лермонтова как отражение судьбы и творчества поэта» открывает новые факты биографии М.Ю.Лермонтова, показывает многогранность натуры поэта плеяды «золотого века» русской литературы, знакомит с малоизвестной стороной творчества Лермонтова – его живописью. Развитие речи учащихся, их эстетического вкуса.
-
Открытый урок по литературе на тему "Пейзажная лирика А.С.Пушкина (на примере стихотворения «Зимнее утро»)" 2008
Открытый урок по литературе с использованием межпредметных связей (ИЗО, музыка, история) на тему «Особенности пейзажной лирики А.С.Пушкина (на примере стихотворения «Зимнее утро»), 6-й класс. Интеграция литературы с историей, музыкой, живописью, искусством слова обеспечивает рассмотрение темы занятия с разных точек зрения, что способствует более полному мироощущению ребёнка и учителя. Продукт пятидесятиминутного урока – анализ лирического произведения.
-
Кот в мировой литературе, 5-й класс 2008
Цели урока: обучить анализу художественного произведения; расширить кругозор пятиклассников; воспитывать бережное отношение к домашним животным.
-
Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова. Урок литературы в 11-м классе 2008
Цель урока - изучить "Донские рассказы" М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М.Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь". Задачи: формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать творческие способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы педагогической техники, как "Ромашка Блума", прием ассоциации, составление синквейна, эвристическая беседа, прием "Незаконченное предложение".
-
Литературная гостиная "Прерванный полет В.Цоя" 2008
Представлен литературный сценарий, посвященный жизни и творчеству В.Цоя.
-
Импрессионизм как художественное течение в искусстве Франции конца XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета) 2008
Интегрированный урок МХК и литературы рассчитан на учащихся 10-х классов. Цель урока – познакомиться с методом художников-импрессионистов и, проанализировав стихи А.Фета, ответить на вопрос: «Можно ли утверждать, что художественное направление импрессионизм, зародившееся во Франции в конце XIX века, присуще не только французской живописи, но и русской поэзии?» Учащиеся в тетрадях заполняют таблицу, в которой сравнивают художественный метод импрессионистов и творческий метод А.Фета. В ходе урока ученики рисуют композиционные оси и цветовые пятна к стихотворениям.
-
Урок литературы в 11-м классе "Вечные ценности в рассказе Л.Улицкой "Дочь Бухары" 2008
Данный урок является одним из уроков по изучению литературы 80–90-х годов в 11-м классе. Используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения, способствующие формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности, аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения. Задачей урока является выявление нравственной проблематики и идейно-художественного своеобразия рассказа, воспитание социально значимой, духовно-нравственной личности, умеющей сострадать.
-
Урок литературы в 8-м классе "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 2008
Значение уроков литературы трудно переоценить: именно на этих уроках дети получают представление о вечных нравственных ценностях, о добре и зле, узнают о мире и о людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, смеются и плачут, овладевают тайнами художественного слова. Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным?
-
Урок в 7-м классе по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2008
Ученики знакомятся с жизнью писателя, историей создания книги, анализируют образ главного героя. Воспитательное значение урока в том, что акцентируется внимание на способности человека выжить в экстремальной ситуации благодаря труду. Элемент интеграции проявляется в активном использовании знания учащимися английского языка.
-
"Добрые люди" (заключительный урок по роману Булгакова "Мастер и Маргарита") 2008
Проблематика романа Булгакова "Мастер и Маргарита" определяет сущность человека. За тысячелетия существования христианского общества человечество должно было накопить огромный культурный и социальный опыт, сознательно прийти к организации общества, основанного на лучших нравственных традициях. Что движет человеком в современном обществе, как он способен организовать свою жизнь, сопротивляться искушению властью, комфортом, материальной выгодой, мелкими страстями? Способен ли человек ответственно относиться к своим поступкам, чтобы поступать по совести. Что вообще составляет сущность человека?
-
Мой край родной – Камчатка 2008
Классный час «Мой край родной – Камчатка» является развлекательно-познавательным мероприятием. Направлен на ознакомление детей с бытом, культурой, литературой, музыкой, танцами коренных народов Камчатки. При проведении мероприятия прослеживается связь с литературой, живописью, уроками музыки и танца.
-
Литературная гостиная "Поэты Пинежья" 2008
Знакомит учащихся с поэзией родного края и воспитывает любовь к малой родине. В предлагаемой разработке рассматриваются имена пинежских поэтов Нины Александровны Нетёсовой и Владислава Владимировича Попова. Учащиеся самостоятельно ищут материал, учат стихи, готовят презентацию и рассказывают стихи собственного сочинения. Мероприятие входит в систему уроков по реализации регионального компонента Архангельской области в 5–8-х классах. Содействует воспитанию творческой личности и развивает устную речь учащихся.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность" 2008
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с жизнью и творчеством М.А.Шолохова, показывает значение его творчества и общественной деятельности.
-
Урок литературы и ИЗО "Идеал и действительность в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Портрет»" 2008
Интегрированный семинар по литературе и живописи помогает в постижении идейно-художественного своеобразия повести Н.В.Гоголя «Портрет», в которой раскрывается мысль о нравственной ответственности Художника за зло мира.
-
Урок литературы по теме "Антон Павлович Чехов. Встреча с великим учителем красоты и правды" 2008
Цель данного урока – познакомить учащихся с особенностями личности А.П.Чехова, обучить их анализу речевых средств, развить у детей чувство юмора. Материал этого урока имеет огромный воспитательный потенциал, возможность показать непреходящее значение качеств жертвенности, честности, внимательности, человеколюбия, умения разрешать конфликты с помощью незлой шутки.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка в 10-м классе (филологический профиль) на тему "Только о любви" (по сонетам В.Шекспира) 2008
Реализация данной программы позволяет удовлетворить потребности учащихся в чтении литературы на английском языке, развить способности к творчеству; формировать профессиональные намерения старшеклассников, их интеллектуальные, информационные, коммуникативные и культурно-социальные компетентности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Твой милый образ, незабвенный…" (по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Урок проводится в форме устного журнала. Целью урока является расширение и углубление представлений учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Вводится понятие лирического цикла. На уроке продолжается обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения, работа над выразительностью речи.
-
Мастер-класс по теме "Развитие коммуникативной компетенции на занятиях элективного курса «Основы журналистики» в рамках предпрофильного образования" 2008
На данном занятии показан один из вариантов проведения занятия по элективному курсу "Основы журналистики" в рамках предпрофильного обучения с использованием метода учебного проекта. Практическое наполнение занятия может быть любым. Для учащихся могут быть предложены более узкие темы (по выбору учителя и учащихся). Вид работы, представленный в данном мастер-классе, хорошо вписывается в учебный процесс, представляет собой одно из самых перспективных направлений проектной деятельности, позволяющее на деле осуществить главный проект учащихся старшей школы - определение их дальнейшего профессионального пути и умения проектировать свою будущую карьеру и жизнь.
-
Синтез искусств на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся 2008
Проблема развития творческих способностей учащихся - одна из самых актуальных в воспитании и обучении. Она волнует психологов, учителей, родителей, учащихся. Как обучать и что предпринять, чтобы ребёнок раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей учащихся является синтез искусств на уроках литературы. В данной работе представлен фрагмент урока, где рассматривается, как один и тот же образ воплощен в музыке, живописи, литературе, взаимосвязь видов искусств и их отличительные черты, а также приводятся примеры творческих работ.