Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в книге М.Г. Качурина “Организация исследовательской деятельности на уроках литературы” (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. “исследовательский путь познания естественнен, соответствует природе человеческого мышления”. М.Г. Качурин убежден, что “исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняюшщих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников”.
Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: “Какова история рождения литературных и авторских сказок?”
Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
В течение календарного года школьники ведут читательский дневник “Эврика”. В них они записывают свои открытия:
- открытое для себя (вновь или только что) произведение из области литературы, живописи, музыки, театрального искусства, кинематографии, мультипликации и т.д.;
- научные, критические, исследовательские статьи на самые разные темы, найденные в библиотеках печатных и электронных изданий, в сети Интернет;
- посещения музеев, театров, выставок, тематических экскурсий.
Читательский дневник “ЭВРИКА”
Я читаю и наблюдаю |
Я смотрю и наблюдаю |
|
|
Ребятам всегда хочется выступить перед одноклассниками, чтобы активизировать их внимание, услышать похвалу, рассказав о своих маленьких открытиях. Поэтому предлагаю активно использовать метод проектов (И. Чечель) как форму организации и презентации как форму представления ознакомительно-ориентированных (информационных), исследовательских и творческих работ. Темы проектов могут быть предложены учащимися и их родителями, учителем. Форму организации работы (индивидуальная, парная или групповая) и форму презентаций своих работ выбирают учащиеся.
Таким образом, исследовательская деятельность решает очень важные две задачи: помогает формировать научное мышление и объективную самооценку.
Для работы над проектом учащимся раздаются “Листы самоконтроля”, в основе которого лежит метод проектов И.Чечеля.
ФИ_________________________________________________________________Класс_________
Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный
(информационный)
Тема________________________________________________________________
Сроки | Этапы | Задачи |
Деятельность учащихся |
Результат учащихся |
1.Погружение в проект | 1. Определить:
2. Выбрать и организовать рабочую группу |
|
||
2.Организация деятельности |
|
|
||
3.Осуществление деятельности | Выполнить проект. |
|
||
4.Защита проекта |
|
|
У меня вопрос:____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Мои достижения:___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________