В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у детей младшего школьного возраста, психологи часто ставят диагноз: “недоиграл”, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе “сотворения игры”. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Цели данной программы: создать оптимальные условия полноценного проявления индивидуальных и творческих способностей личности ребенка.
Задачи:
1. формировать положительную мотивацию к обучению средствами кукольного театра и интегрированного курса.
2. Развивать познавательную сферу обучающихся (память, внимание, воображение, восприятие, речь, мышление).
3. Формировать социально – активную личность в начальной школе.
Принципы построения программы:
- Актуальность
- Прогностичность
- Целеустремленность
- Результативность
- Мотивационная готовность
- Научность.
Содержание:
Учебный материал программы позволяет интегрировать курсы литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральная деятельность (“Кукольный театр”)
- Литературное чтение: творческая работа над литературными произведениями и постановка спектаклей.
- Изобразительное искусство: эскизы персонажей, эскизы декораций.
- Трудовое обучение: изготовление персонажей и декораций к спектаклям своими руками.
- Кукольный театр (постановка спектаклей)
2 класс общеобразовательной школы
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять голоса, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Программа общеобразовательной школы предусматривает
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлениях, образного мышления, воображения, фантазии.
Выполнение иллюстраций к спектаклю “Теремок”, “Непослушный котенок”, “Колосок”
Трудовое обучение
Программа общеобразовательной школы предусматривает
Основные операции шитья (разметка, раскрой ткани, подгибание ткани, приметывание швом “вперед иголку”).
Понятие о выкройке. Правила закрепления выкройки на ткани.
Коллективное составление плана работы. Приемы шитья швом “впередиголку”.
Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом.
Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки. Закрепление умений работать стеками. Развитие у детей пространственного мышления, умения воспроизводить объемную форму, выявлять взаимосвязь и размеры отдельных частей и изделия в целом. Отделка изделий из глины. Приемы стилизации в лепке.
Изготовление героев русских народных сказок
Лепка игрушек, по образцам (скопинской, новгородской, ярославской, курской, абашевской и других игрушек).
Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать пальчиковые куклы для Кукольного театра.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Занятия с детьми младшего возраста дают возможность.
• выявить природные способности обучающихся,
• снять физические и психологические зажимы, которые имеются у многих детей,
• проводя групповые занятия в игровой форме, где постоянно чувствуется потребность в общении, подвести детей к созданию коллектива, •разбудить в младших школьниках первые ростки специализации, дав им возможность во время выступлений почувствовать себя актерами,
• воспитать в обучающихся чувство ответственности за общее дело.
Это позволяет изготавливать пальчиковые куклы для мини-спектаклей “Теремок”, “Колосок”, “Петрушкин цирк”
3 класс общеобразовательной школы
Литературное чтение
Программа общеобразовательной школы предусматривает
Уметь находить в тексте эпитеты, - сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность.
Уметь работать над загадками как развернутыми метафорами.
Уметь использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок; развитие у них творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.
Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием.
Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием.
Рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов.
Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев, их настроения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).
Изобразительное искусство
Программа общеобразовательной школы предусматривает
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства показывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи “радостных” цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда,
- применять навыки для оформления спектаклей кукольного театра.
Трудовое обучение
Программа общеобразовательной школы предусматривает
Обработка ткани, знакомство с основными операции по шитью.
Безопасность труда.
Личная гигиена.
Повторение, закрепление материала, пройденного во II классе.
Беседа: “Шелковые и шерстяные ткани”.
Швы “строчка” и “стебельчатый”, техника исполнения и назначения
Изготавливаем нарукавные повязки, мягкие игрушки.
Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом
Обобщение ранее полученных знаний и умений по работе с глиной, пластилином, соленым тестом. Изготавливать героев сказок
Лепка глиняной посуды, игрушек по образцам (липецкая, орловская, дымковская, каргопольская, тульская игрушка)
Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать перчаточные куклы для Кукольного театра: “Целебная травка”, “лесная школа”, “У Слоненка день рождения” и т.д.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Материал обучения второго года построен на повторении пройденного раньше, постепенно переходя к выполнению от простых заданий к сложным.
Занятия с детьми 2-го года обучения дают возможность
• Постепенно переходить от игры к серьезным занятиям актерским мастерством.
• Во время работы над спектаклем сплотить коллектив в единое целое, занятое общим делом.
• Повысить ответственность детей при помощи назначения их ассистентами режиссера, костюмерами, декораторами. Сделать детей полноправными помощниками педагога в творческом процессе.
• Воспитывать активную общественную направленность.
• Воспитывать чувство уважения к товарищам по коллективу, в котором происходит работа.
• Научить ребят трудиться. В ходе работы над спектаклем дети привыкают к мысли, что без кропотливого труда спектакль поставить невозможно.
4 класс
Литературное чтение
Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений
Организация практикумов по выразительному чтению:
а) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания (“задувание пламени воображаемой свечи”), силы голоса, дикции;
б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;
в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок: “Красная Шапочка”, “Лиса и волк”, “Лягушка-путешественница”.
Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовольствия при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Программа общеобразовательной школы предусматривает
Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.
В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинает формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Применять навыки для оформления спектаклей кукольного театра.
Трудовое обучение
Программа общеобразовательной школы предусматривает:
Изготовление выкроек, разметка, чтение простейших технологических рисунков и эскизов изготовляемых изделий.
Знакомство с основными операциями по шитью изделия.
Правила чтения простейших эскизов швейных изделий. Снятие мерок, раскрой ткани, сметывание деталей. Примерка, шитье.
Правила изготовления деталей передника: лямок, грудки, юбочки. Снятие мерки, изготовление выкроек, раскрой ткани, сметывание деталей, примерка, шитье.
Увеличение и уменьшение рисунка вышивания. Расположение его на ткани, подбор ниток. Техника исполнения и назначение швов: тамбурного, строчкой, подрубочного
Изготавливаем:
Нарукавники, пилотка.
Рабочий передник для урока труда. Одежда до кукол.
Простейшие карнавальные костюмы, сувениры.
Опыты и наблюдения: рассматривание тканей различного происхождения (внешний вид, толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге и др.) определение лица и изнанки.
Рассматривание переплетения нитей в различных тканях.
Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать перчаточные и тростевые куклы для спектаклей Кукольного театра: “Кошкин дом”, “Таинственный гиппопотам”, “Гуси-Лебеди” и т.д.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Куклы — основная составляющая кукольного театра. Учащиеся учатся работать с куклой, овладевают навыками кукловождения. Проходят весь путь театрального действа — от изготовления кукол до исполнения спектакля.
Участвуя в театральной постановке, дети проявляют творческую фантазию, изобретательность. У них развивается артистичность, музыкальность, чувство юмора, совершенствуются изобразительные навыки и умения.
Делая куклы, учащиеся осознают, что от их мастерства и качественно выполненной работы зависит то, какими будут игрушки, возможно ли использовать их в постановке кукольного спектакля.
Познакомившись с технологией изготовления кукол, можно переходить к постановке кукольного спектакля. Учащиеся активно обсуждают выбранную пьесу, участвуют в распределении ролей. Большое значение имеют индивидуальные качества исполнителя;
его голос, тембр, манера речи. Необходимо, чтобы образ куклы сливался с голосом исполнителя.
Работа по выполнению данной программы возможна только при наличии крепкого коллектива, способного решать многие проблемы.
Приложения.
ЛИТЕРАТУРА
Алянский Ю.Л. Азбука театра. —М., 1998. Барман А. “Художественная атмосфера спектакля”.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. — Екатеринбург
1997.
Безбородова И.Т. “Занятия - тренинги”.
Брянцев А.Л. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. —М., 1979.
Буков А.Г. “Режиссура и педагогика”.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1991.
Губин Ю.Н. Театральная самодеятельность школьников.
Генералова И А. Интегративный предмет “Театр”, или Воспитание искусством. — М., 1997.
Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М, 1993.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. —М., 1992.
Ершова А.Л., Букатов В.М. Актерская грамота— подросткам. —Ивантеевка, 1994.
Кнебелъ М.О. Поэзия педагогики. — М, 1984.
Козлянинова ИюЛ. Чарели Э.Ж.. Речевой голос и его воспитание. — М., 1985.
Корогодский З.Я. Начало. — СПб., 1996.
Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). — Нижний Новгород — Москва, 1993
Ладыжинская Т.А “Речевые уроки”..
Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. — М., 1979.
Львов М.Р. “Школа творческого мышления”.
Михайлова А.Л. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. — М., 1975.
МихайловаМ.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в детском саду. — Ярославль, 1996.
Немеровский А. Пластическая выразительность актера — М., 1976.
Пикулева Н.В. Слово на ладошке. — М, 1997.
Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. — М., 1978.
Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. —М, 1998.
Самоукина Н.В. “Занятия - тренинги”.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1995.
Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб. научных трудов.—М., 1989.
Соломеник И.И. “Куклы выходят на сцену”.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве 'Собр. соч.: В 8 т. —Т. 1. — М.,1954.
ТопорковВ.О. Станиславский на репетиции. —М., 1950.
Торшилова ЕМ., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. —М., 1994.
Уроки театра на уроках в школе / Сост. А.П. Ершова. — М., 1992. Успенский Э. “Школа клоунов”
Чурилова Э.Г. “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”
Чистякова М. Психогимнастика. —М., 1990.
Шахматов Л.М. Сценические этюды: Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных учебных заведений. — М., 1966.
“Школьный театр кукол”