Цели: - раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;
- развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи;
- воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека.
Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе.
Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски, пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым охотником (обратить внимание на портрет писателя).
3. Аналитическая беседа по вопросам.
- Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Утро. День. Июль.)
Слово учителя: Тургенев – необыкновенный художник, давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли текст. Перед вами творческое задание “Восстановите утренний пейзаж”, где необходимо из данного ряда выбрать тургеневские эпитеты и метафоры.
Восстановите пейзаж
Творческий материал
1) Небо (каково?)... 1) Светло, ясно, чисто
2) Утренняя заря разливается(как?)... 2) Нежным румянцем, тихим
румянцем, кротким румянцем
3) Солнце (какое?)... 3) Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное,
сверкающее и бесконечно
лучезарное.
(Прим. Ученики в рабочей тетради по литературе записывают правильный ответ)
Слово учителя: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день... могучее светило”).
- Какими красками природы (эпитетами) пользуется художник слова Тургенев, чтобы нарисовать картину июльского восхода и полуденного солнцестояния? (Румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто-серый, лазурный, бледно-лиловый, голубоватый).
- Все ли краски (цвета) вы можете представить?
Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светло-синий, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый).
(Прим.: обратить внимание детей на выставку рисунков, дать краткий комментарий к пейзажам, зарисованным учениками).
- Как автор показал переход от света к мраку (ото дня к вечеру, к ночи)? Найдите строки, прочитайте. (К вечеру эти облака исчезают... трогательной кротости”).
Слово учителя: Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (Образ свечи).
Этот образ передает гармонию (согласованность, стройность) перехода от одного начала к другому в природе. Подчеркиваю – именно в природе.
- Как вы понимаете слова “на всем лежит печать какой-то трогательной кротости”?
(Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать. Кротость – нежное смирение).
(Прим.: снова обратить внимание на выставку рисунков).
- Что произошло с героем-рассказчиком, оказавшимся один на один с природой, уходящей во тьму? (Заблудился).
- Ребята, как вы думаете, рассказ похож на сказку? Чем? (Герой заблудился, ночь стала преградой на пути к дому, идет наудалую, видит огоньки, идет на них).
- Кто сидит у огня? (Крестьянские ребятишки, стерегущие табун).
Слово учителя: Уставший герой прилег и стал глядеть кругом. Ему открылась “чудесная картина”, давайте ее найдем. (Учитель выразительно читает отрывок “около огне дрожало... мрак боролся со светом”).
Вот она, борьба света и мрака в природе (мире).
Давайте теперь поговорим о тех, для кого находиться, по словам Тургенева, в “таинственном великолепии” вокруг огней – праздник, истинное наслаждение.
- Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном, проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота).
- О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе).
Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы (следы языческой культуры)
Язычество – многобожие, вера в духов и разных богов, олицетворяющих силы природы. До принятия христианства древние славяне – язычники представляли мир в виде “Мирового древа”. Крона принадлежит верхнему миру, корни – подземному, ствол осуществляет связь между этими мирами, символизируя землю.
Небесный мир принадлежал высшим богам (Белбог, Перун, Сварог и др.), в подземном мире обитали бесы, черти, а Землю наряду с людьми населяли домовые
лешие, русалки, водяные и прочая нечисть. (Рассказ по таблице “Мир в представлении древних славян”).
Одни духи были враждебны по отношению к человеку, другие доброжелательны.
Теперь обратимся к историям, которые поведали деревенские ребятишки.
-Что рассказывает Илюша? О каком духе? (пересказ, близкий к тексту, о домовом).
-Как относятся слушатели к рассказу о домовом? Верят ли?
-Чем привлекательна реакция Павлуши? (Беспокойство, сочувствие: “Вишь как!..Чего ж он раскашлялся?”. Не ругают, не проклинают).
Слово учителя: У нас на уроке присутствуют религиоведы, они помогут дать нам точные сведения о духах славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой?
(Один из учеников)
Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В новый дом въезжает верхом на кошке.
-А что поведал Костя? (подробный пересказ о встрече Гаврилы с русалкой).
Религиовед 2 о русалке.
Русалка – дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви.
-Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей?
(Крестное знамение).
- Какие слова героев рассказа убеждают нас в том, что в народе всегда страх жил рядом с юмором, иронией? (О Тришке-антихристе, небесном предвиденье – краткий пересказ + выразительное чтение).
- О каком духе еще толкуют мальчишки? (Краткий пересказ о путавшем мужика лешем).
Религиовед 3 о лешем.
Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми живет в дупле старого дерева.
Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к Богу: “Гляньте-ка, ребятки,..на божьи звездочки, - что пчелки роятся!”.
- Расскажите коротко, что произошло с Павлушей, когда он пошел на реку за водой? (Водяной звал. Дурная примета).
Религиовед 4 о водяном.
Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы.
- Как отнесся к произошедшему Павлуша? Что сказал в ответ на слова испуганных ребятишек? (“Своей судьбы не минуешь”).
Слово учителя: Фраза Павла произвела на ребят “глубокое впечатление”. Но вот ночь на исходе, и Тургенев пишет, что “разговор мальчиков угасал вместе с огнями”.
- Каким пейзажем завершает повествование писатель? Найдем и прочитаем выразительно (Чтение отрывка “...утро зачиналось... веселой дрожью” под мелодию Джеймса Ласта “Одинокий пастух”).
Слово учителя: Посмотрите, ребята, как построен рассказ. Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца). Это построение называется кольцевой композицией. И очень важно, что завершает автор повествование утренним пейзажем, солнцем, его молодым и горячим светом.
(Прим.: Обратить внимание на таблицу “Звуки ночи и утра”, дать сравнительную характеристику).
- Какими словами Тургенев передает пробуждение природы? (“Зашевелилось, запело, зашумело”).
- Но вот пронеслись самые важные звуки. Какие? (“Принеслись звуки колокола”).
Слово учителя: Посмотрите, какие удивительные эпитеты подобрал писатель к колокольному звону – “чистые, ясные, словно обмытые утренней прохладой”.
- Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (Божественное начало, очищающий колокольный звон).
4.Выводы по теме урока: Вот мы с вами увидели, что борьба света и мрака существует как в природе, так и в мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего будет больше в душе человека, зависит от него самого. Конечно, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.