Литература
-
Урок-практикум по литературе в 5-м классе на тему "Страна березового ситца" в стихах С.Есенина 2008
Представлен сценарий урока литературы в пятом классе на тему "Страна березового ситца". Для того, чтобы поэзия Есенина стала детям ближе, в рамках урока ребята знакомятся с некоторыми эпизодами из жизни поэта. В этом учителю помогают ученики-чтецы, подготовленные заранее.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему «Сергей Есенин — певец и глашатай "Златой Руси"» 2008
Представленный урок - первый в системе уроков по творчеству С.Есенина. Поэтому учитель проводит его так, чтобы максимально затронуть умы и души обучающихся, чтобы сразу заинтересовать их творчеством и личностью поэта. Отсюда нетрадиционная форма урока. Он задуман и проведен в виде театра одного актера на фоне ролевой игры.
-
Урок чтения и развития речи 2008
Данная работа представляет собой разработку урока в форме игры "Что? Где? Когда?". Это обобщающий урок по теме "Произведения русской литературы XIX века". На данном уроке повторяются произведения, изученные в данном разделе, дети должны определять жанр произведений, строить свой ответ самостоятельно по плану, данному учителем. На уроке создаются такие ситуации, в которых у ученика интенсивно работают психические функции по решению педагогических задач.
-
Урок — защита проекта на тему "Пейзажная лирика. Зима" 2008
Вашему вниманию предлагается ход урока литературы на тему "Пейзажная лирика. Зима".
-
Образовательный проект, направленный на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы 2008
Представлен образовательный проект "Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках литературы". Участие в реализации проекта принимают учащиеся 10–11-х классов. Проект реализуется на уроках литературы и состоит из двух частей (в 10-м классе – 24 часа, в 11-м классе – 25 часов).
-
Интегрированный "Урок-путешествие в Москву" 2008
Урок-путешествие можно провести по городам, странам, музеям, выставкам, историческим, литературным местам, можно заглянуть в творческую лабораторию того или иного выдающегося человека. Путешествовать можно на разных видах транспорта. Такие уроки помогают выработать навык работы с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Предлагается один из таких уроков урок-путешествие в Московский Кремль.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Н.Н. Куратовой "Волшебный цветок" 2008
Урок направлен на раскрытие и обсуждение нравственных проблем рассказа. Учащиеся делают выводы о языке писательницы и об отношении людей к родному краю, что способствует решению познавательных и развивающих целей урока. Проводится словарная работа, которая помогает развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.
-
Преподавание литературы. Урок внеклассного чтения "Где родился каравай" 2008
Урок внеклассного чтения для учащихся 4–5-х классов "Как родится каравай". Данный урок проводился в рамках методической недели "К нам в гости книга пришла" после прочтения книги "Где родится каравай", созданной писателями и журналистами Ставрополья. Цель урока: рассказать о труде хлебороба, цене хлеба и об отношении к нему; научить детей ценить труд и то, что этим трудом создано.
-
Урок с использованием технологии РКМ4П по теме "Геннадий Машкин. «Один ответ»" 2008
Урок разработан по технологии критического мышления с использованием таких приемов, как кластер, чтение с остановками, дневники. Триединая дидактическая цель урока — провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа; развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся; воспитывать бережное и ответственное отношение ко всему живому.
-
Интегрированный урок (литература + химия) "Что есть красота и почему ее обожествляют люди?" (Н.Заболоцкий) 2008
На уроке использована групповая работа. Группы учащихся сформированы перед началом урока. Перед тем как зайти в кабинет, каждый выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль, которую он будет выполнять в своей группе. Учащимся было предложено разработать законы красоты, дополнив высказывания. План действий учениками был выполнен в виде лепестков цветка.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2008
Одна из самых сложных тем в 9-м классе – любовная лирика А.С. Пушкина. Как помочь ученикам понять всю сложность переживаний, все богатство чувств поэта? Я выбрала форму урока с использованием компьютера, ребята готовили материал по группам. Заранее была предложена тема и форма работы. Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви, потому что любовь – это источник поэзии.
-
"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") 2008
Это произведение выбрано с целью, привлечь учащихся к чтению художественной литературы. У них во время урока формируются навыки составления плана, пересказа текста, развиваются творческие способности (инсценирование эпизодов), активизируется мыслительная деятельность. Так же ребята учатся отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих, взаимопомощи. Они становятся участниками событий, благодаря иллюстрациям к роману, ими созданными.
-
Тест по рассказу В.Ф. Одоевского "Игоша" 2008
Урок построен с применением технологии формирования типа правильной читательской деятельности, которая лежит в основе уроков литературы образовательной системы «Школа-2100». Этапов работы с текстом три: до чтения, во время чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность шагов. Данная технология дает возможность научить школьников творческому чтению, восприятию произведения как эстетического явления.
-
Разработка урока литературы по комплексу "Вокруг тебя мир…", 6-й класс. "Отомстить обидчику или удержаться от этого желания" (по рассказу В.Солоухина "Мститель") 2008
Урок литературы, позволяющий проследить, какие чувства овладевают обиженным человеком, от чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? В предлагаемом уроке используются ИКТ, составление киносценария, который развивает зрительное воображение ученика. В приложение к уроку даны слайды.
-
"С жаждой настоящей правды…" (урок внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова) 2008
Подробный сценарий урока внеклассного чтения по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе, физике, географии "Российскою землей рожденный…", посвященное жизни и деятельности М.В. Ломоносова 2008
Представлен сценарий театрализованного мероприятия, посвящённого жизненному пути и научным открытиям М.В. Ломоносова. В сценарии сделан акцент на основные события в жизни великого учёного, его научные открытия в области физики, географии, работы со словом. Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою страну, малую родину, великих земляков. Работа над реализацией данной формы способствует развитию творческих способностей учащихся, позволяет погрузиться в историческую эпоху, усвоить материал, стать активными участниками событий.
-
Фэнтези 2008
Представленный материал поможет педагогу в общении с подрастающим поколением. Материал может быть использован как на уроках литературы, так и во внеклассной работе, на родительских собраниях.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Сказка лечит, душу греет, жить помогает". 2008
Программа по литературе в пятом классе (автор Г.С. Меркин) предусматривает психолого-педагогическое сопровождение. Войти в сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и созидателем - значит внести реальные изменения в реальную жизнь.
-
Разработка урока "Образ Родины и природы в стихах М.Скороходова" 2008
Вашему вниманию предлагается статья, в которой вы познакомитесь со стихотворениями М.Скороходова.
-
Вариант проведения урока в 6–7-х классе по литературе. Обзорная экскурсия по местам А.С. Пушкина 2008
Разрабатывая урок-экскурсию на тему «Пушкинские места в России», я хотела привлечь внимание учащихся не только к произведениям А.С. Пушкина, но и к тем местам, в которых создавались эти произведения. Задачи, поставленные перед учителем: использовать компьютерные технологии для создания виртуальной версии обзорной экскурсии по местам Пушкина; повысить интерес учащихся к литературе и информационным технологиям; дать возможность учащимся побывать (виртуально) в тех местах, где был великий поэт.
-
Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город" 2008
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству.
-
Филологический анализ литературного произведения в 10-м классе (программа элективного учебного предмета; профильное обучение) 2008
Данный элективный предмет для учащихся 10-х классов гуманитарного профиля. Филологический анализ литературного произведения предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Цель курса – овладение умениями и навыками филологического анализа литературного произведения, полученными в основной средней школе и углубляемыми в старшем классе. Содержание программы позволяет спроектировать хорошие результаты, указанные в пояснительной записке.
-
Многогранность лирики Сергея Есенина. Философские мотивы в ней 2008
На уроке учащиеся стремятся постичь специфику лаборатории художника слова, т.е. особенности поэтического языка в философских стихах С.Есенина. Определить поэтическую идею его стихотворений. Осмыслить своё личное отношение к прочитанному. Совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания.
-
"Любимых детских книг творец…" Литературная композиция, посвященная А.П. Гайдару 2008
Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или на внеклассном мероприятии. Сценарий о жизни и творчестве Аркадия Гайдара сопровожден слайдовой презентацией. Композиция направлена на формирование патриотического чувства учащихся, на воспитание гражданских и нравственных позиций у подростков.
-
Интегрированный урок литературы и информатики "Философия жизни в рассказе А.П. Чехова «Пари». Анализ эпизода в контексте рассказа" 2008
Применение интегрированного подхода дает возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся — возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
-
Экспедиция в Астрахляндию. Организация работы естественно-научных экспериментальных мастерских 2008
Экологическая экспедиция — это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом "эксплуататора и насильника" этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость За 10 дней участники экспедиции последовательно бывают на всех природных объектах и работают во всех мастерских. Но наша главная задача — не изучение природы заказников, а знакомство ребят с методиками естественнонаучных и экологических исследований на примере уникального природного материала.
-
"Голубков огонь не берет". Опыт прочтения рассказа Татьяны Толстой "Соня" в 11-м классе 2008
В статье дан многоаспектный анализ рассказа Татьяны Толстой "Соня" (сб. "Река Оккервиль"). Основное внимание уделяется поэтике Толстой. Чтение этого рассказа на завершающем этапе изучения литературы в 11-м классе оправдало себя. Рассказ ставит важные нравственные вопросы, возвращает ученика к лучшим традициям русской классики. Рассказ позволяет говорить о постмодернизме как о современном художественном направлении. В статье указаны вопросы и задания для учеников.
-
Урок по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений — нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям — это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
Урок русской литературы в 10-м классе на тему "Духовное очищение и прозрение героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского" 2008
Сейчас стали модными слова "духовное" и "бездуховное". Они произносятся на каждом шагу и по любому поводу, и потому потеряли всякий смысл и обрели ритуальный характер. И чтобы развить в себе совесть, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм; стать терпеливее, милосерднее, выработать в себе нравственное поведение, то есть готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю, вернуться к вершинам христианской нравственности необходимо обратиться к русской литературе, которая несет в себе богатый духовный опыт Православия.
-
Межсубъектные технологии диалога на уроках литературы. Урок внеклассного чтения в 8-м классе 2008
Девиз моей педагогической деятельности — признание самоценности личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей. Каждый из учеников — личность: одна выявленная, другая затаенная. Поэтому часто на уроках использую технологии диалогического взаимодействия. Основу их составляет общение как творчество, как совместный поиск истины педагогом и учащимся на уроке. Ценность таких видов уроков заключается, прежде всего, в изменении взгляда на ученика: обращение к нему как к личности, создание условий для развития естественных человеческих отношений.