Литература
-
Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику О.В. Джежелей. Чтение и литература 2008
Интерес детей к учению не утрачивается тогда, когда на уроке есть время не только для активной умственной работы, но и для физического и психологического отдыха.
-
Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне" 2008
Разработанный урок-конференцию можно использовать как интегрированный урок в курсах истории и литературы, так и во внеклассной деятельности. Использование богатого краеведческого материала и иллюстративного сопровождения позволяет обучающимся в полной мере представить трагизм ситуации, в которой оказалась большая часть народа. Разнообразие тем позволяет подойти учащимся к их выбору с учетом интересов и знаний. Задания каждой темы даны дифференцированно.
-
Нетрадиционные формы преподавания литературы 2008
Это открытие литературно-православного общества "Зернышки". Оно может быть отнесено к нетрадиционным формам уроков литературы и к внеклассной работе. Урок призван приобщить к православной вере, помочь увидеть в литературе христианские мотивы; воспитывая христианский взгляд на мир, внедрить в сознание мысль, что литература действительно - советчик и помощник.
-
Открытый урок литературы в 11-м классе "Любовь к родному пепелищу" 2008
Урок литературы. Цель – проанализировать идейно- художественное своеобразие отдельных глав книги И.Шмелева "Лето господне". Урок включает биографию писателя, видеоматериал, фотографии и картины Б.Кустодиева.
-
Урок-игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина 2008
Урок-игра по сказкам М.Е .Салтыкова-Щедрина (7-й класс, литература) с применением ИКТ, что позволяет привлечь интерес учащихся к прочтению и пониманию сказок, работы в группах; кроссворд помогает увидеть слово в тексте, а это развивает зрительную память учащихся.
-
Элективный курс "Лингвистический анализ поэтического текста" для 11-го класса 2008
Программа построена на углубленном изучении средств выразительности, используемых в русском языке. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: "Языковые средства выразительности" и "Основы комплексного анализа поэтического текста".
-
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе 2008
Уроки по современной русской литературе включают анализ разножанровых произведений известной писательницы Т.Н. Толстой: рассказа "Соня" (1985 г.) и романа "Кысь" (1999 г.). Предметом анализа является нравственные и этические проблемы нашего времени. Ведущий приём исследования - аналитическая беседа с использованием данных из интервью и публицистических статей Т.Толстой.
-
Проект по созданию диафильма в 6-м классе на основе баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед" 2008
В данной статье описывается процесс создания проектной работы – диафильма на уроках литературы, ИЗО и музыки. Даны рекомендации по организации учебного времени, планированию деятельности учителя и учеников. Статья сопровождается приложением – диафильмом.
-
"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2008
Ёмкость названия и содержания повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» достигается за счёт антитезы – противопоставления контрастных цветов: белого и чёрного. Эпитеты «белый», «чёрный» в прямом значении характеризуют окрас Бима; в переносном – поступки людей, его окружающих.
-
"Счастье без свободы или свобода без счастья" — третьего не дано? (Материалы к уроку по роману Е.Замятина "Мы") 2008
Представлен подробный план итогового урока по роману Е.Замятина «Мы». В ходе занятия ребята приводят в систему свои представления об этом произведении, развивают навык публичного выступления, культуру речи, творческие способности, размышляют над проблемами, вопросами, разрешить которые важно современному молодому человеку.
-
Мифы народов Сибири 2008
Специфика курса «Литературное наследие Сибири» заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Томской области, региона, кругом имён авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок по теме: «Мифы народов Сибири» знакомит с фольклором и литературой родного края на примере художественных текстов народов, проживающих в Сибири.
-
Горестный мир и его неожиданное преображение в главах романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (рассказ "Мальчики"). 7-й класс 2008
Основные цели и задачи: показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления; воспитывать добрые чувства в детях. Дети выясняют значение слов «добро», «сострадание», «зло», приводят строчки из рассказа и библейские истины. Разворачивается дискуссия при ответе на вопрос: «Для чего рождается человек на земле?».
-
План интегрированного урока литературы и технологии. Образ русских женщин эпохи романтизма 2008
Главная задача открытого урока "Образ русских женщин эпохи романтизма" – научить учащихся с уважением относиться к историческим источникам, воспитать уважение к художественным произведениям Н.А. Некрасова, к русским женщинам.
-
Урок литературы по теме "Детство в творчестве А.Л. Решетова". 7-й класс 2008
Учебник литературы в седьмом классе по УМК под редакцией А.Г. Кутузова включает изучение литературоведческого понятия «лирический герой». Урок «Тема детства в лирике А.Л.Решетова» реализует возможность закрепить теоретические и практические знания по данной проблеме, углубляет практические навыки анализа стихотворных произведений, даёт возможность глубже изучить творчество А.Л. Решетова, известного пермского поэта.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэзия — прекрасная страна" 2008
Одна из важнейших задач уроков литературы - знакомство с теорией литературы. Литературоведческие знания, необходимые в старших классах, начинаю преподавать с 5-го класса. Даю понятия "рифма" и "ритм", объясняю, как применять их в практической деятельности.
-
Родная природа в стихотворениях сибирских поэтов 2008
Предлагаемый урок представляет собой фрагмент целой системы уроков по изучению творчества современных сибирских поэтов в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Читая и разбирая стихотворения поэтов-земляков о природе, ученики получают возможность приобщиться к красотам родной земли, по-новому посмотреть на знакомые с детства пейзажи. Также учащиеся продолжают совершенствовать умения анализировать лирическое произведение.
-
Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»" Анализ стихотворения 2008
Основная цель урока - выявление темы и идеи стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также сопоставление стихотворения Пушкина и Державина "Памятник". Методы и приемы, используемые на уроке, - построфный анализ, сопоставление и сравнение двух стихотворений, а также частичный анализ использования средств художественной выразительности - помогают учителю добиться поставленной цели, а учащимся — проникнуться пафосом стихотворения.
-
Урок "Чтобы душа была жива…" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского по теме «Чтобы душа была жива… "Преступление и наказание" – роман-предупреждение» проводится с использованием информационно - коммуникационных технологий. Заранее подготовленные учителем материалы - презентации, музыкальный видеоряд, тестовый опрос, интерактивные приемы, сопоставление теста произведения с фрагментом художественного фильма – позволяют решать учебно-воспитательные задачи урока с наибольшей эффективностью.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе "Россия, которую мы потеряли, а мир приобрел" (Возвращенные имена) 2008
В предлагаемой разработке урока говорится о мировом значении культуры России на рубеже XIX и XX веков, проводится подготовка учеников к восприятию литературы "серебряного века". У детей формируются навыки самостоятельной работы с документами, дополнительной литературой, они учатся логически мыслить, рассуждать. У учеников воспитывается чувство гордости за Россию и чувство благодарности странам, приютившим их в минуты горечи и отчаяния. Всё вместе помогает формировать активную жизненную позицию.
-
Разработка внеклассного мероприятия (7–11-е классы) на тему "Моя березовая Русь" 2008
Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Моя берёзовая Русь» для учащихся 7–11-х классов проводилось в форме литературно-музыкальной композиции (предлагаемый материал можно использовать и для проведения урока внеклассного чтения в старших классах). Обязательными участниками этого вечера были ветераны Великой Отечественной войты и те люди, детство которых выпало на годы войны. Основная цель – воспитание у учащихся интереса к родной истории; чувства гордости за свою страну; патриотизм; уважение к воевавшему поколению.
-
Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа) 2008
Урок литературы в 10-м классе – один из возможных вариантов изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», вошедшей в стандарт по литературе для старшей школы на профильном уровне. Двухчасовое занятие с домашним творческим заданием расширяет знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, а также помогает понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве (при изучении поэмы используются иллюстрации картин М.А. Врубеля, аудиозапись оперы Р.Вагнера).
-
Урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" 2008
Урок-размышление заставляет учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Тема урока "Самое дорогое у человека — это жизнь" (по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни") 2008
Урок литературы в 5-м классе по программе «Школа-2100» по теме «Самое дорогое у человека – это жизнь» (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Ведущая задача урока – вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.
-
Любовь "как поединок роковой" (по рассказам Чехова "О любви" и Бунина "Кавказ") 2008
Урок литературы для учащихся 8-х классов, раскрывающий нравственно-философские проблемы взаимоотношений любящих людей на примере рассказов Чехова и Бунина, закрепление навыков анализа художественного произведения, определения типов текста.
-
Урок по литературе в 11-м классе. Интерпретация образа Луки: "Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?" Урок-расследование 2008
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его роль в судьбах ночлежников. Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная исследовательская работа, мультимедиа-презентация. Методическое обоснование урока: завершить изучение пьесы М.Горького со старшеклассниками; обратить внимание учеников на неоднозначное отношение самого автора к центральному персонажу, страннику Луке; соотнести различные варианты трактовки образа героя с особенностями исторических реалий.
-
Проект "Интеграция предметов естественно-гуманитарного цикла" 2008
Современное образование должно формировать новый тип мышления, новый стиль деятельности. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополняется содержание школьного образования, увеличивается количество учебных предметов. При этом усложняется учебный процесс, разрываются научные связи, дублируется материал. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов. Повысить информативную емкость содержания обучения позволяет интеграция предметов.
-
Александр Блок. "Соловьиный сад" (метод аналитического чтения) 2008
В поэме "Соловьиный сад" (1915 г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга и верности, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
-
Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета 2008
О проблеме формирования духовно-нравственной личности на уроках литературы с опорой на изучение национальных традиций и совершенствование коммуникативных навыков. Работа опирается на использование средств ИКТ, приемы диалоговой формы учебной деятельности.
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" (урок литературы в 6-м классе) 2008
Изучая произведения И.С. Тургенева, невозможно не остановиться на гениальности тургеневского слова, на лиричности и философской направленности его пейзажей. Писатель видит в природе простоту и величие. Задачей урока является разговор на доступном шестиклассникам уровне об особенностях тургеневского пейзажа в рассказе "Бежин луг". Урок сопровождается мультимедийной презентацией в Power Point.
-
Комбинированный урок исследовательского типа "Люди или обломки" (М.Горький. "На дне") 2008
Представлен конспект комбинированного урока исследовательского типа по теме "Люди или обломки", по пьесе М.Горького "На дне". Тип: урок с использованием активных форм работы (организация групповой работы).