Литература
-
Родная природа в стихотворениях сибирских поэтов 2008
Предлагаемый урок представляет собой фрагмент целой системы уроков по изучению творчества современных сибирских поэтов в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Читая и разбирая стихотворения поэтов-земляков о природе, ученики получают возможность приобщиться к красотам родной земли, по-новому посмотреть на знакомые с детства пейзажи. Также учащиеся продолжают совершенствовать умения анализировать лирическое произведение.
-
Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»" Анализ стихотворения 2008
Основная цель урока - выявление темы и идеи стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также сопоставление стихотворения Пушкина и Державина "Памятник". Методы и приемы, используемые на уроке, - построфный анализ, сопоставление и сравнение двух стихотворений, а также частичный анализ использования средств художественной выразительности - помогают учителю добиться поставленной цели, а учащимся — проникнуться пафосом стихотворения.
-
Урок "Чтобы душа была жива…" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского по теме «Чтобы душа была жива… "Преступление и наказание" – роман-предупреждение» проводится с использованием информационно - коммуникационных технологий. Заранее подготовленные учителем материалы - презентации, музыкальный видеоряд, тестовый опрос, интерактивные приемы, сопоставление теста произведения с фрагментом художественного фильма – позволяют решать учебно-воспитательные задачи урока с наибольшей эффективностью.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе "Россия, которую мы потеряли, а мир приобрел" (Возвращенные имена) 2008
В предлагаемой разработке урока говорится о мировом значении культуры России на рубеже XIX и XX веков, проводится подготовка учеников к восприятию литературы "серебряного века". У детей формируются навыки самостоятельной работы с документами, дополнительной литературой, они учатся логически мыслить, рассуждать. У учеников воспитывается чувство гордости за Россию и чувство благодарности странам, приютившим их в минуты горечи и отчаяния. Всё вместе помогает формировать активную жизненную позицию.
-
Разработка внеклассного мероприятия (7–11-е классы) на тему "Моя березовая Русь" 2008
Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Моя берёзовая Русь» для учащихся 7–11-х классов проводилось в форме литературно-музыкальной композиции (предлагаемый материал можно использовать и для проведения урока внеклассного чтения в старших классах). Обязательными участниками этого вечера были ветераны Великой Отечественной войты и те люди, детство которых выпало на годы войны. Основная цель – воспитание у учащихся интереса к родной истории; чувства гордости за свою страну; патриотизм; уважение к воевавшему поколению.
-
Урок литературы в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон", 2 часа) 2008
Урок литературы в 10-м классе – один из возможных вариантов изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», вошедшей в стандарт по литературе для старшей школы на профильном уровне. Двухчасовое занятие с домашним творческим заданием расширяет знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, а также помогает понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве (при изучении поэмы используются иллюстрации картин М.А. Врубеля, аудиозапись оперы Р.Вагнера).
-
Урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" 2008
Урок-размышление заставляет учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли.
-
Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" по учебнику "Шаг за горизонт". Тема урока "Самое дорогое у человека — это жизнь" (по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни") 2008
Урок литературы в 5-м классе по программе «Школа-2100» по теме «Самое дорогое у человека – это жизнь» (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Ведущая задача урока – вырабатывать и совершенствовать систему знаний школьников по основам безопасности в чрезвычайных ситуациях.
-
Любовь "как поединок роковой" (по рассказам Чехова "О любви" и Бунина "Кавказ") 2008
Урок литературы для учащихся 8-х классов, раскрывающий нравственно-философские проблемы взаимоотношений любящих людей на примере рассказов Чехова и Бунина, закрепление навыков анализа художественного произведения, определения типов текста.
-
Урок по литературе в 11-м классе. Интерпретация образа Луки: "Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?" Урок-расследование 2008
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его роль в судьбах ночлежников. Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная исследовательская работа, мультимедиа-презентация. Методическое обоснование урока: завершить изучение пьесы М.Горького со старшеклассниками; обратить внимание учеников на неоднозначное отношение самого автора к центральному персонажу, страннику Луке; соотнести различные варианты трактовки образа героя с особенностями исторических реалий.
-
Проект "Интеграция предметов естественно-гуманитарного цикла" 2008
Современное образование должно формировать новый тип мышления, новый стиль деятельности. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополняется содержание школьного образования, увеличивается количество учебных предметов. При этом усложняется учебный процесс, разрываются научные связи, дублируется материал. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов. Повысить информативную емкость содержания обучения позволяет интеграция предметов.
-
Александр Блок. "Соловьиный сад" (метод аналитического чтения) 2008
В поэме "Соловьиный сад" (1915 г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга и верности, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
-
Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета 2008
О проблеме формирования духовно-нравственной личности на уроках литературы с опорой на изучение национальных традиций и совершенствование коммуникативных навыков. Работа опирается на использование средств ИКТ, приемы диалоговой формы учебной деятельности.
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" (урок литературы в 6-м классе) 2008
Изучая произведения И.С. Тургенева, невозможно не остановиться на гениальности тургеневского слова, на лиричности и философской направленности его пейзажей. Писатель видит в природе простоту и величие. Задачей урока является разговор на доступном шестиклассникам уровне об особенностях тургеневского пейзажа в рассказе "Бежин луг". Урок сопровождается мультимедийной презентацией в Power Point.
-
Комбинированный урок исследовательского типа "Люди или обломки" (М.Горький. "На дне") 2008
Представлен конспект комбинированного урока исследовательского типа по теме "Люди или обломки", по пьесе М.Горького "На дне". Тип: урок с использованием активных форм работы (организация групповой работы).
-
Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании" 2008
Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании" помогает поддерживать интерес к английскому языку, прослеживает диалог культур двух стран, связанный с обычаями и традициями празднования Рождества, позволяет развивать речевую компетенцию учащихся, их общую эрудицию и даёт возможность родителям принимать активное участие в проведении внеклассных мероприятий.
-
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках литературы как условие формирования творческой личности 2008
Главное в преподавании литературы - не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной творческой личности. Этому способствуют такие приемы, как словесное рисование, составление "режиссерского комментария" к отдельным эпизодам произведений, написание "игровых" киносценариев, описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, музыкальных фантазий, необычные сочинения, открывающие поистине неограниченные возможности для развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду" 2008
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду". Урок разработан в форме устного журнала, где на страницах "Литературная", "Театральная", "Дискуссионная", "Музыкальная", "Творческая" учащиеся знакомятся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина (писатель, кинорежиссер,артист), развивают навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою.
-
Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер" 2008
Предлагаем своим коллегам конспект интегрированного урока (география и литература), который не только создает условия для развития мировоззрения учащихся и применения знаний в межпредметных связях, но и стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
-
Командный урок-обобщение в игровой форме в 6-м классе по теме "Мифы народов мира" 2008
Обобщающий урок по литературе для учащихся 6-х классов. На уроке в игровой форме обобщаются знания о мифах народов мира, развиваются коммуникативные способности учащихся, работа в команде, умения анализировать, делать выводы.
-
Преподавание литературы в аспекте формирования личности одаренного ребенка 2008
В развитии творческих способностей одаренных детей важную роль играет создание в учебной, внеклассной образовательной и внеурочной деятельности проблемных ситуаций, моделирующих условия исследовательской деятельности. Уроки диалогического типа, задания, обращенные к «Я» ученика, литературное творчество, инсценирование литературных произведений, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, конференциях, вечерах помогают одаренному ребенку максимально использовать и развивать свои дарования, вырабатывать особое отношение к себе.
-
Факультативный курс "Основы православной культуры" 2008
Актуальность курса объясняется следующими причинами: во-первых, на сегодняшний момент важно сконцентрироваться на духовном совершенствовании личности. Во-вторых, необходимо приобщить подрастающее поколение к вечным истинам. В-третьих, в обстановке духовных заблуждений (секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.
-
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения М.И. Цветаевой 2008
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения русской поэтессы М.И. Цветаевой в выпускном классе. Оформление актового зала, где проходил общешкольный вечер, соответствовало времени Цветаевой и создавало определенное настроение. Ведущим удалось заинтересовать присутствующих не только биографией поэтессы, но и ее творчеством. Этому способствовала выставка книг о самой М.Цветаевой и ее творчестве.
-
Самостоятельные работы по русской литературе, 11-й класс 2008
Система самостоятельных и проверочных работ по текстам в 11-м классе позволяет воздействовать на внимание и память учащихся, стимулировать интерес к литературе и контролировать процесс чтения художественных произведений.
-
Литературная гостиная "Послушайте!". Встреча с курским писателем И.Ф. Зиборовым 2008
Учебно-методический материал представлен как запись встречи школьников с писателем И.Ф. Зиборовым. Это известный публицист-эколог, знаток "Красной книги", этнограф и лирик, член Союза писателей России. Школьники отмечают в произведениях писателя трогательное отношение к родной речи, слову, этнокультуре, находят новые яркие образы в его лирических миниатюрах, эссе, приобщаются к культуре чтения. Встреча состоялась в день Всероссийского урока чтения (9 октября 2007 г.).
-
Урок словесности в 6-м классе по страницам книги И.Шмелева "Лето Господне" 2008
Урок внеклассного чтения по творчеству И.Шмелева направлен на формирование читательского опыта: пробуждения интереса к жизни и творчеству писателя, внимания к художественному слову, умения интерпретировать авторский текст.
-
Тема трагической судьбы личности в "Маленьких трагедиях" А.С. Пушкина 2008
Обращаясь к творчеству А.С. Пушкина, мы каждый раз обретаем что-то новое для себя. Таковы и "Маленькие трагедии" поэта, в частности, бессмертная трагедия "Моцарт и Сальери". В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором и светлым гением. Лиричности, возвышенности Моцарта противостоит сухой рационализм Сальери. Материал урока поможет раскрыть одно из острейших противостояний жизни: гениальность и заурядность —"вещи несовместные".
-
Привлечение к чтению с помощью информационных технологий 2008
Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение. Рассмотрим некоторые приемы и методы повышения интереса к чтению с применением информационных технологий на разных ступенях образования.
-
Урок чтения в 4-м классе. А.Чехов. "Ванька" 2008
Урок является продолжением изучения цикла произведений о трудной жизни детей XIX века. Формирует навык осознанного и выразительного чтения. Учит анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. Развивает наблюдательность, устную речь, внимание. Воспитывает нравственные качества, культуру общения на уроке.
-
"Земля – наш дом" 2008
Комбинированный урок-конференция «Земля — наш дом» на английском языке с использованием произведений В.П. Астафьева. Дети учатся чувствовать окружающий мир, любить и понимать его.