Литература
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду" 2008
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду". Урок разработан в форме устного журнала, где на страницах "Литературная", "Театральная", "Дискуссионная", "Музыкальная", "Творческая" учащиеся знакомятся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина (писатель, кинорежиссер,артист), развивают навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою.
-
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках литературы как условие формирования творческой личности 2008
Главное в преподавании литературы - не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной творческой личности. Этому способствуют такие приемы, как словесное рисование, составление "режиссерского комментария" к отдельным эпизодам произведений, написание "игровых" киносценариев, описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, музыкальных фантазий, необычные сочинения, открывающие поистине неограниченные возможности для развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения.
-
Проект "Интеграция предметов естественно-гуманитарного цикла" 2008
Современное образование должно формировать новый тип мышления, новый стиль деятельности. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополняется содержание школьного образования, увеличивается количество учебных предметов. При этом усложняется учебный процесс, разрываются научные связи, дублируется материал. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов. Повысить информативную емкость содержания обучения позволяет интеграция предметов.
-
Комбинированный урок исследовательского типа "Люди или обломки" (М.Горький. "На дне") 2008
Представлен конспект комбинированного урока исследовательского типа по теме "Люди или обломки", по пьесе М.Горького "На дне". Тип: урок с использованием активных форм работы (организация групповой работы).
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" (урок литературы в 6-м классе) 2008
Изучая произведения И.С. Тургенева, невозможно не остановиться на гениальности тургеневского слова, на лиричности и философской направленности его пейзажей. Писатель видит в природе простоту и величие. Задачей урока является разговор на доступном шестиклассникам уровне об особенностях тургеневского пейзажа в рассказе "Бежин луг". Урок сопровождается мультимедийной презентацией в Power Point.
-
Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета 2008
О проблеме формирования духовно-нравственной личности на уроках литературы с опорой на изучение национальных традиций и совершенствование коммуникативных навыков. Работа опирается на использование средств ИКТ, приемы диалоговой формы учебной деятельности.
-
Александр Блок. "Соловьиный сад" (метод аналитического чтения) 2008
В поэме "Соловьиный сад" (1915 г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга и верности, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
-
Разработка урока литературы. Андрей Платонов. Рассказ "Фро" 2008
Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста рассказа уделяется теме духовного роста героини Фро. Ученики приходят к выводу, что утраченная гармония жизни восстанавливается ею тогда, когда Фро «впускает» в свое сердце соседского мальчика, страдание и одиночество которого раньше она не слышала. Мотив любви к «дальнему», к человечеству в целом вступает в диалог с евангельской заповедью «любви к ближнему».
-
Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему "Взаимоотношение человека с миром живой природы" (по повести А.Максимова "Норка") 2008
Уроки внеклассного чтения – неотъемлемая часть изучения литературы. При планировании этих уроков я обязательно ввожу региональный компонент. Такие уроки, главная задача которых – привитие любви к родному краю, природе, чаще всего проводятся в лицейском музее «Культурное наследие».
-
Урок чтения в 10-м классе на тему "Где и как спастись?" (по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана") 2008
Целью даной статьи является привлечение внимания школьников к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры, знакомство с новинками современной литературы.
-
Урок чтения "Все весны дыханием согрето" 2008
Структура урока чтения, его содержание создают условия для проявления познавательной творческой активности учащихся. Дети учатся воспринимать настроение поэтического произведения, «переводить» словесное выражение в конкретное представление.
-
Урок-путешествие по повести Пэля Пунуха "Борька в тундре" 2008
Методическая разработка урока-путешествия по литературе для учащихся 7-го класса по повести Пэля Пунуха «Борька в тундре» формирует читательские интересы и способности учащихся среднего звена при работе с произведениями, связанными с родным краем; развивает читательское воображение, применяя для этого вопросы и задания, стимулирующие сопоставление учащимися жизненных и художественных впечатлений; знакомит учащихся с биографией Пэля Пунуха и его литературными произведениями.
-
План-конспект урока по литературе "Загадка женской души" (по очерку Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2008
Конспекта урока по литературе для учащихся 10-го класса «Загадка женской души» (по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Урок – открытие по прочитанному очерку. Цель – урока показать неразрывную связь капитала с преступлением; указать на бунт женской души против мертвящей обстановки купеческого быта; раскрыть трагедию, загадку женской души.
-
Урок литературы в 11-м классе "Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2008
На уроке литературы для учащихся 11-го класса по теме «Воланд и его свита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» используются групповые формы работы учащихся, большая дополнительная информация. Учащиеся учатся сравнивать и анализировать информацию, полученную из различных источников, высказывать своё мнение по поставленной проблеме. На уроке показываются видеофрагменты и презентация, выполненная учащимися.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…") 2008
Урок по творчеству С.А. Есенина содержит материал для постижения своеобразия его поэтического мира на примере одного стихотворения. Анализ стихотворения ведётся на трёх уровнях, и исследовательская работа позволяет выполнить всесторонний анализ текста. На уроке использованы компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождается презентацией PowerPoint, включающей 14 слайдов с портретами, иллюстрациями, теоретическими сведениями.
-
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе 2008
В ходе урока обучающиеся постигают важнейшие особенности платоновского героя, определяют специфику пространственно-временной организации текста. Ученики обращаются к важнейшим этическим категориям, философским размышлениям автора, которые были для него вечной загадкой, вечной мукой.
-
Урок литературы в 8-м классе "Зорко одно лишь сердце" по сказке Антуана де Сент- Экзюпери "Маленький принц" 2008
Урок направлен на формирование коммуникативных и презентационных компетентностей школьников. Включает использование мультимедийной презентации, просмотр отрывка мультипликационного фильма, работу в группах.
-
"Звучащая книга поэта" (урок внеклассного чтения в 8-м классе по творчеству ненецкого поэта Л.Лапцуя) 2008
Освоение традиционной культуры в образовательном процессе играет важную роль в развитии науки и практики нравственного воспитания подрастающего поколения. Обращение к традиционной культуре - один из вернейших способов сохранения нации. Становится важным личностный охват учителем русского языка и литературы традиционной культурой своих учеников в школах с полиэтническим составом.
-
Урок развития речи. Рецензия на произведение живописи 2008
Урок является интегрированным (зарубежная литература + русский язык). Цель урока - обучение составлению рецензии на произведение живописи, приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций, совершенствование творческих способностей учащихся.
-
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского "Гроза" в 10-м классе. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? Трактовка образа Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, М.А. Антонович) 2008
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского «Гроза» в 10-м классе. Урок строится как обобщение изученного материала в форме дискуссии. Методом сопоставления разных трактовок образа Катерины в русской литературной критике 1860-х годов учащиеся приходят к собственным оценкам этой героини, развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал.
-
Урок внеклассного чтения. Русская природа в музыке и поэзии. "У нас в гостях А.С. Пушкин и П.А. Чайковский" 2008
Путешествие в волшебный мир природы. Пушкин и Чайковский.
-
Поэтическая встреча "Она ни в чем не виновата…" (Н.Н. Гончарова в творчестве Николая Доризо) 2008
Представленный материал – литературная гостиная «Она ни в чем не виновата», посвященная Наталье Николаевне Гончаровой. Потребность восстановить справедливость в отношении кого-то оклеветанного, оболганного, непонятого в литературе – вот главный долг, который и заставил автора взяться за перо, работать в архивах. Долг же учителя литературы – познакомить современного школьника с творчеством замечательного поэта и его отношением к Пушкиным.
-
Жизнь и творчество Зайнаб Биишевой 2008
Данный материал содержит основные факты жизни и творчества писательницы, адресован учителям башкирского языка и литературы, предмета "Культура Башкортостана". Предлагаемое тестовое задание можно использовать на уроках для обобщения и систематизации знаний по данной теме.
-
Урок "Поэтические индивидуальности XIX–XX вв. Федор Тютчев и Николай Заболоцкий". Стихотворение "Последняя любовь" и цикл "Последняя любовь" 2008
Данный урок позволяет учащимся обратиться к теме любви в творчестве поэта, когда они уже имеют представление об особенностях его художественного мира, что обеспечит более глубокое восприятие и его любовной лирики. Кроме того, обращение в связи с этим к поэзии Ф.И. Тютчева дает возможность не только вспомнить изученную в 10-м классе тему, но и глубже постигнуть поэтические индивидуальности Заболоцкого и Тютчева в их соприкосновении.
-
Урок-игра по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе 2008
Урок-игра по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Учителю урок-игра поможет подготовить ребят к домашнему сочинению.
-
Урок литературы в 10-м классе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…" (Обличение самодурства и произвола властей в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве") 2008
"Власть и государство" в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Формирование у учащихся умения критически оценивать современную действительность на примере произведений классика.
-
Урок-турнир по произведениям А.Вампилова "Старший сын" и "Утиная охота" в 11-м классе 2008
Урок-турнир по произведениям А.Вампилова "Старший сын" и "Утиная охота".
-
Урок по литературе. 8-й класс. "Жанры литературы и их многообразие" 2008
Работа по овладению новыми литературными жанрами как вид "обратной связи с учеником".
-
Урок-исследование по теме "Личность и творчество А.П. Чехова" 2008
Статья на тему "Творчество А.П. Чехова".
-
Разработка урока по творчеству Максимилиана Волошина 2008
Урок-путешествие по творчеству М.А.Волошина.