Горестный мир и его неожиданное преображение в главах романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (рассказ "Мальчики"). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


И в созерцании впервые
Дитя признало красоту,
Лелея грёзы золотые
И чистой радости мечту.
И.А. Бунин

Я за то, чтобы писать обо всем… если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать.
Г. Троепольский

Цель: в процессе знакомства с рассказом “Мальчики” показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления

Задачи: познакомить школьников с отрывком из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”; развивать навыки аналитического чтения; показать, что даже самое горестное в жизни человека имеет совершенно неожиданное преображение; помочь детям почувствовать трагедию Илюшечки и его отца; воспитывать добрые чувства в детях, побуждать их видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым нужно бороться.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунки учащихся; карточки; плакат с толкованием понятий “добро”, “зло”, “сострадание”; тексты.

Ход урока

Учитель. Когда человек рождается, он горько плачет. А все вокруг смеются. Говорят, нужно прожить жизнь так, чтобы, когда ты умирал, все вокруг плакали, а ты смеялся.

Человек приходит в этот мир со своим характером, индивидуальностью, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти, ни зависти. Поэтому мы и повторяем слова Библии: “Будьте как дети”, призывая к добру, открытости, бескорыстию.

- Для чего же, по-вашему, рождается человек на земле?(Звучат разные ответы детей.)

Сколько людей, столько и мнений.

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности,
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

Тема нескольких наших уроков звучит так: “Горестный мир и его неожиданное преображение”. Но прежде мне хотелось бы напомнить вам о том, что в русской литературе есть три сюжета, объединенных одним образом страдающего ребенка. Пушкинский “Борис Годунов”, “Царь Федор Иоаннович” А.К. Толстого и роман “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, главы из которого выступают под общим названием “Мальчики”.

Читая эти главы, мы видим, что писатель дает и внешние черты героев, и приметы их внутренней жизни, душевные переживания. Найдите эти приметы в портрете “мальчика за канавкой”. О чем они говорят вдумчивому читателю?

Достоевский постепенно приближает к нам Илюшечку: сначала видим его озлобленным в драке; потом узнаем о причине этой озлобленности; еще больше начинаем понимать его, побывав вместе с Алешей в семье Илюшечки. И, наконец, писатель прямо-таки распахивает перед нами душу мальчика.

– Как вы думаете, почему рассказ о переживаниях Илюшечки ведется от имени отца?

– Какие моменты в этом рассказе раскрыли для вас силу страданий Илюшечки?

У постели смертельно больного Илюши собрались его школьные товарищи и Алеша Карамазов. Пришел друг Илющи, Коля Красоткин, последнее время находившийся с ним в ссоре.

– Какое впечатление сложилось у вас о Коле Красоткине? Почему он притягивает к себе товарищей?

– Что нового для вас в историю Илюшечки Снегирева привнесло происшествие с Жучкой? Осуждаете ли вы мальчика или сочувствуете ему?

– Какие новые стороны характера Илюшечки приоткрыл рассказ Коли?

(Работа ученика по карточке №1.)

Задание.

  1. Прочти выразительно.
  2. Как соотносятся слова Евангелия в эпиграфе к роману со смыслом произведения:
    Истинно, истинно говорю вам:если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется пшеничное зерно; а если умрет, то принесет много плода.
    Евангелие от Ионанна, Гл.XII,24

Учитель. “В знакомой уже нам комнате, в которой обитало семейство известного нам отставного штабс-калитана Снегирева, было в эту минуту и душно и тесно от многочисленной набравшейся публики. Несколько мальчиков сидели в этот раз у Илюши…” — так начинается глава “У Илюшиной постельки”.

— О чем заставляет задуматься эта глава?

— Почему то, что пережили дети в трагической истории Илюши, Алеша назвал не тяжелым, а “прекрасным”, “святым”, “хорошим” воспоминанием?

(Прослушивание ответа ученика на вопрос карточки №1.)

– Как вы думаете, почему дети поддаются нравственному влиянию Алеши? Какую роль сыграл он в жизни мальчиков?

Учитель (после ответов учащихся).

“Это юноша честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силою души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью”, - эти слова не вошли в текст рассказа “Мальчики”, но, может быть, вы когда-нибудь прочитаете их в романе “Братья Карамазовы”.

Речью Алеши у <Илюшиного камушка” заканчивается не только повествование о мальчиках, но весь роман. Это заключительная страница книги. А если учесть, что “Братья Карамазовы” — последнее произведение Ф.М. Достоевского, то речь Алеши — последние слова писателя, обращенные к нам. Устами своего любимого героя Алеши Карамазова он выражает и собственные дорогие ему мысли.

— Послушаем еще раз эту речь и подумаем: каким отношением к детям она пронизана? Найдите слова, которые непосредственно передают это отношение. С этой речью перекликается стихотворение А. Михайлова “Дети, любите друг друга” (1882 г.).

(Чтение стихотворения ученицей.)

Дети, любите друг друга.
Многих из вашего круга
Участь тяжелая ждет.
Но кто любим и кто любит,
Жизнь нелегко того сгубит
В омуте мелких забот.
Стойте за слабую братью
Дружною, плотною ратью;
Родине в годы невзгод
Жертвуйте потом и кровью.
Только такою любовью
Жив человеческий род.

(Работа ученика с карточкой №2.)

Задание:

  1. Прочти выразительно.
  2. Объясни, как ты понимаешь эти слова: “Возможно, некоторые читатели и поплачут над этой книгой. Но ведь и смеяться по-настоящему не может тот, кто не умеет сочувствовать людям. Смех — это не просто беспечальность. Если человек умеет смеяться только как беспечальный тупица, то это не добрый, а черствый человек”. (С. В. Михалков)

Учитель. Мы поговорили о горестных страницах в творчестве Достоевского. Но вторая часть темы “Горестный мир” звучит так: “… и его неожиданное преображение”

В чем же состоит это преображение?

(После ответов учащихся учитель уточняет: преображение состоит в сохранении атмосферы детства. Это человеческая память, которая удерживает в сознании светлое начало жизни, первые впечатления.)

(Прослушивание ответа на вопросы карточки №2.)

Учитель. В книгах Достоевского не всегда можно найти прямых виновников страданий детей. Важнее для писателя другое — укор всему обществу, всему человечеству, не способному оградить слабых и малых от жестоких испытаний разрываемого враждой и несущего боль социальных контрастов мира. Надежда и вера в окончательный исход человеческой судьбы никогда не покидали писателя. В числе других источников, питавших и поддерживающих эту веру и надежду, были для него дети, которые, как говорил сам Достоевский, “делают нас лучше уже одним только нашим соприкосновением с ними”.

К сожалению, число “горестных страниц” в жизни нашего общества не уменьшается. Брошенные или беспризорные дети, растущие в нищете — это укор всем нам, а поэтому нужно делать все, чтобы мир вокруг нас преображался.