Актуальность и постановка проблемы.
Ускоренное социально-экономическое развитие нашей страны предъявляет все новые требования к человеческому фактору не только в области производства, но и в сфере образования, которая должна лучше готовить молодежь к жизни и труду.
Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем.
О все еще недостаточной эффективности обучения говорят многие факты. Далеко не в полной мере решена проблема школьной перегрузки. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополнялось содержание школьного образования. Чтобы успевать за нарастанием научно-практической информации, школа увеличила сроки обязательного обучения. Но этот процесс не может быть бесконечным.
Другая тенденция в гонке системы образования за убегающей вперед наукой и производственной технологией проявляется в непрерывном увеличении числа учебных предметов. Но ведь многопредметность усложняет учебный процесс, разрывает научные связи, ведет к дублированию материала, не способствует созданию, у учащихся, целостной картины мира.
Проанализировав программно-методические материалы 5-8 классов, мы увидели дублирование следующих тем, например:
5 класс
“Природа живая и неживая”. Охрана животных. Природа – наш друг. Правила поведения в природе. (биология).
“Человек, как часть природы”. Природа как источник жизни человека (экология).
В.И. Белов “Скворцы”. Астафьев “Васюткино озеро”, “Белогрудка”, “Слёзы тигра”.
Родная земля в стихах и прозе русских писателей XX века.
Региональный компонент: сибирский фольклор: сказки, сказы, легенды. Н.С. Устинович, рассказы о животных. (литература).
6 класс
“Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир” (биология).
Живопись и графика: иллюстрации “Мир природы” Е. Рачёва, В. Коваленко “Кладовая солнца” (МХК)
“Воздействие человека на природные комплексы”. (география).
М.И. Пришвин “Кладовая солнца”.
Региональный компонент: И. И. Пантелеев “Алешка с Агула”. Тема защиты природы от браконьеров. В. Н. Белкин, лирика. Тревога за завтрашний день природы.
8 класс
А.Н. Немтушкин “Мне снятся небесные олени”. Природа как живая стихия. Человек и природа в произведениях Б.М. Петрова “Тайна в наследство”, “В островах охотник” (литература)
Памятники природы. Охрана природы. Человек и природа.
Рациональное природоиспользование. Экологическая ситуация в России (география)
При традиционном подходе к обучению у учащихся не формируются базовые компетенции. Вот почему дальше идти таким путем нельзя. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов.
Цель: Формирование учебной мотивации через интеграцию предметов естественно-гуманитарного цикла.
Задачи:
- Разработать и провести интегрированные уроки и внеклассные мероприятия
- Повысить информативную емкость содержания обучения.
- Формировать учебно-познавательную компетентность.
- Создать методическую копилку интегрированные мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла.
Целевая группа проекта 5-9 классы.
Сроки реализации проекта: август 2007 - июнь 2008
Подготовительный этап.
Цель: осуществление подготовительных мероприятий для запуска проекта.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Установочное совещание организаторов проекта. | 21 августа | Руководители МО естественно-гуманитарного цикла. |
2 | Формирование рабочей группы. | 27-31 августа | Руководитель МО русского языка и литературы И.В.Сафоклова. |
3 | Планирование мероприятий и составление графика работы по проекту. | Сентябрь | Е.А.Зотова, руководитель рабочей группы |
4 | Диагностика мотивации обучения. | Сентябрь-октябрь | Психолог Керн Г.В. |
Основной этап
Цель: осуществление мероприятий проекта, направленных на формирование, у учащихся, учебной мотивации.
№ | Мероприятия | Цель | Сроки | Ответственные |
1. | Цикл интегрированных уроков в рамках
регионального компонента “Всему свой час ….” (5-е классы) “Человек – хозяин природы?” Интегрирование предметов по темам: “Природа наш друг”(биология), “Природа как источник жизни человека” (экология), “Гуманизм рассказов Астафьева “Белогрудка”, “Слёзы тигра”(литература). |
Формирование, у учащихся, нравственных ценностей, утверждение мудрого, доброго отношения к природе. | ноябрь | Учителя- предметники, работающие в 5- ых классах. |
2. | 7-ые классы: “С памятью к памяти….” Интегрирование предметов по темам: “Человек на войне”. В.П. Астафьев рассказ “Сибиряк”.(литература) “Сибиряки на ВОВ” (история) |
Воспитание чувства патриотизма и гордости за земляков | май | Зотова Е.А. Сафоклова И.В. |
3. | 8-ые классы: “На Часовенной горке”. Интегрирование предметов по темам: “Твой след на земле”. В. П. Астафьев “Далёкая и близкая сказка”, К. Лисовский “На Часовенной горке” и др. сибирские поэты (литература) “От основания до наших дней”(краеведение, МХК) |
Учить бережно относиться к прошлому своего народа и воспитывать любовь к родной земле | ноябрь | Витютнева Н.М. |
4. | Участие в экологическом конкурсе
памяти Е. Крутовской (5-9 классы). (Создание творческих работ) Интегрирование предметов (география и литература): “Экологические проблемы”, “Охрана природы”, “Тревога за завтрашний день”. |
Обучение высказыванию по обозначенной проблеме. | декабрь | Мациенко Л.В., учитель русского языка и
литературы. Блюдина Н.В., учитель географии. |
5. | Интегрированный урок. “Культура народов Севера” (5- е классы) Интегрирование предметов: МХК, литературы, экологии. |
Познакомить учащихся с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера. | январь | Хохлова Н.В., учитель литературы, Витютнева Н.М., учитель МХК. Григорьева Н.В., учитель информатики. |
6. | Заочная экскурсия в художественную
галерею. “Фольклорно-поэтические мотивы в
литографюрах В.И. Мешкова.” (7-9 классы). Интегрирование предметов: МХК, литературы. |
Воспитывать у учащихся уважение к народной культуре, формировать эстетический вкус | февраль | Хохлова Н.В., учитель литературы.
Сафоклова И.В. учитель литературы. Витютнева Н.М.,
учитель МХК. Григорьева Н.В., учитель информатики. |
7. | Интегрированный урок. “Кладовая солнца”. (Пейзажные зарисовки в живописи и графике В. Коваленко и в сказке – были М. Пришвина “Кладовая солнца” (6 классы). Интегрирование предметов: МХК, литературы. |
Развивать у учащихся способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира через наблюдение за природой, изображенной в произведениях М. Пришвина и пейзажных зарисовках В. Коваленко | март | Хохлова Н.В., учитель литературы.
Сафоклова И.В. учитель литературы. Витютнева Н.М.,
учитель МХК. Григорьева Н.В., учитель информатики. |
8. | Литературно-экологический журнал.
Страница 1(5-6 кл) “По следам “Красной книги” Красноярского края”. Интегрирование предметов: литературы(стихи поэтов Красноярского края, творческие работы учащихся), экологии, биологии. |
Прививать любовь к малой родине, развивать творческие способности учащихся. | апрель | Зотова Е.А., учитель русского языка; Мациенко Л.В. учитель русского языка и литературы |
9. | Литературно-экологический журнал.
Страница 2 (7-8 кл) “По следам “Красной книги” Красноярского края”. Интегрирование предметов: литературы (стихи поэтов Красноярского края, творческие работы учащихся), экологии, биологии. |
Прививать любовь к малой родине, развивать творческие способности учащихся. | апрель | Сафоклова И.В., Хохлова Н.В., Анциферова О.С. |
Заключительный этап
Цель: подведение итогов реализации проекта.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика учебной мотивации учащихся | 02.05 – 13.05 | Керн Г. В. (психолог) |
2 | Заседание рабочей группы проекта по результатам его реализации | 17.05 | Руководитель МО (Сафоклова И.В.) |
3 | Оформление отчетной документации | Июнь 2008 г | Руководитель МО (Сафоклова И.В.) |
4 | Систематизация материала для создания методической копилки интегрированных мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла | Июнь 2008 г | Руководитель МО (Сафоклова И.В.) |
Риски реализации проекта.
- Согласовать расписание проводимых мероприятий с завучем по УР.
- Согласовать работу актового зала, библиотеки и кабинета информатики.
- Принять во внимание эпидемиологическую обстановку в школе.
Смета
Затраты на материально-техническое обеспечение
Наименование | Количество | Стоимость |
Ватман | 30 | 270 руб. |
Гуашь | 3 | 210 руб. |
Краски акварельные. | 2 | 50 руб. |
Кисти | 10 | 50 руб. |
Маркеры | 15 | 225 руб. |
Офисная бумага Xerox обыч., A4, белая Performer, 1 x 500 л. | 3 | 465 руб. |
Альбом “Живопись и графика В.Коваленко” | 1 | 400 руб. |
Наглядное пособие: Животные леса (худ. Зимина С.В., Колганов В.Д., Мосалов А.А. и др.) | 1 | 60 руб |
Пугал Н.А. Козлова Т.А. Наглядное пособие: Экосистемная организация живой природы (под ред. Антошина М.К.) |
1 | 72 руб |
Виктор Астафьев Последний поклон.
Повести Том 1 из собрания сочинений в 2 тт. издательство: У-Фактория, 2003 г., |
15 | 1890 pуб. |
Наглядное пособие: Народы России (худ. Чалтыкьян Д.А., Митрюкова Л.Т.) | 1 | 54 руб |
Чудеса природы. Энциклопедия школьника Издатель: ИДДК, 2007 Количество дисков: 1 CD-ROM |
1 | 139 руб. |
Живопись природы (DVD-BOX) Издатель: ДиректМедиа Дата выпуска: 2007 Количество дисков: 1 DVD-ROM |
1 | 234 руб. |
Сивоглазов В.И. Наглядное пособие: Среда обитания; Редкие и исчезающие виды животных |
1 | 140 руб |
Энциклопедия животных Кирилла и
Мефодия 2006 Издатель: NMG Количество дисков: 2 |
1 | 215 руб. |
Наглядное пособие: Природа России (худ. Колганов В.Д., Максимова И.В., Сичкарь А.Н.) | 1 | 58 руб |
Природа России Издатель: Новый Диск Количество дисков: 1 |
1 | 129 руб. |
Путеводитель: Национальные парки России: Урал и Сибирь: 11 национальных парков; 13 картосхем; 176 фотографий и др. (под ред. Кусый И.А.) | 1 | 282 руб |
Экология. Охрана природы Производство: Центрнаучфильм, Студия "Кварт", Леннаучфильм Россия 2001 |
1 | 266 руб. |
Глобальная экология. Количество – 3
видеокассеты Производство: Студия "Кварт", Россия 2000 |
1 | 798 руб. |
Видеоэнциклопедия для народного
образования. Биосферные заповедники Производство: Леннаучфильм Россия |
1 | 266 руб. |
GEO: Диалог со всем миром. Загадки Сибири
(видеоприложение к журналу GEO) Производство: DWW Россия 2004 |
1 | 258 руб |
Audio CD. Пролетный гусь. Астафьев Виктор Количество CD дисков: 2. Издательство: Империя звука . дата выпуска: 2003 г. |
1 | 346 руб. |
Гродницкий Д.Л., Морозов П.П., Михайлова
И.А. ЭКОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ Иллюстрированое приложение к школьному учебнику экологии. Красноярск: КК ИПК РО, 1999 |
1 | 70 руб. |
Принтер/сканер/копир HP LaserJet M1005 CB376A | 1 | 6290 руб. |
Телевизор JVC AV-2105EE | 1 | 6100 руб. |
DVD-проигрыватель Pioneer DV-696AV | 1 | 5500 руб. |
Видеомагнитофон JVC HR- J775EE | 1 | 4989 руб |
CD-R | 2 | 36 руб. |
Итого | 30096 руб. |