Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" (урок литературы в 6-м классе)

Разделы: Литература


Презентация

Введение в тему

1. С каким местом в среднерусской полосе связано имя И.С. Тургенева? (Спасское-Лутовиново) Слайд 2

2. С чего начинается рассказ? (описание природы) Как по-другому назовем описание природы в художественном произведении? (пейзаж) Слайд 3

Тургенев всегда стремился к простому и ясному воспроизведению картин природы. Он говорил: “Гремите, не сходя с места, всеми громами риторики: вам большого труда это не будет стоить, попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождём, и вы увидите, как это нелегко”. При абсолютной достоверности описаний природа у Тургенева всегда одушевлена лирическим чувством. Тургенев унаследовал от Пушкина удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта: всё, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность. Писатель видит в природе простоту и величие.

Наша задача – понаблюдать, как создает писатель пейзаж в рассказе.

Чтение начала рассказа Слайд 4

  1. Каким вы увидели июльский день? Переложите на холст. Какие цвета будут преобладать? (“кроткий румянец” раннего утра, когда солнце, “светлое и приветно-лучезарное” проходит через растянутые облачка и блеск его подобен блеску кованого серебра”; около полудня появляется “множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями”. “...Далее, к небосклону, они сдвигаются”, но “все насквозь проникнуты светом и теплотой”. “К вечеру эти облака исчезают; последние из них ...ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца”.“...Вечерняя звезда, ...на всем лежит печать какой-то трогательной кротости)
  2. А звуки?
  3. Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой)
  4. Почему такое внимание уделяет небу? (заключительные строки пейзажа связывают его с реальными приметами крестьянской жизни)
  5. Вы удивились, что рассказ о крестьянских ребятишках начался с такого развернутого пейзажа? (охота Тургенева)

Посмотрите на изображения Тургенева-охотника. Второе – рисунок школьника 15 лет Смирнова Валентина, участника конкурса рисунков, посвященного Тургеневу. Слайд 5

Развитие пейзажа (опыт сопоставления) Слайд 6

В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным и тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

  1. Каков общий колорит описания июльского дня? (светлость, кротость)
  2. А сумерек? (от света и ясности утра и дня пришли к тревоге, темноте, опасности, неизвестности)
  3. Что чувствует наш охотник? (усталость, сумка с дичью режет плечо; “я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной”; здесь – шаг от тревожного предчувствия опасности к падению в пропасть, гибели)

Выводы Слайд 7

Какова же природа в рассказе?

В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.

Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.

  1. Будет ли другое описание ночи в рассказе? (“...торжественно и царственно стоял ночь; сырую свежесть позднего вечер сменила полуночная сухая теплынь... Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, на перерыв мерцая, по направлению Млечного пути, и, право, глядя на них, вы как будто чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...)
  2. А победит ли свет утра в рассказе? (“Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...”)

Введение в дальнейшее содержание

“Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни…” - читаем мы в черновике писателя.

1. Что подразумевалось под словом “огни”? (ночной мрак развеял костер крестьянских ребятишек, к которым вышел наш охотник)

Нам поможет представить эту картину художник В. Маковский и … 12-летний школьник Михашин Илья, участник конкурса. Слайд 8

2. Прочитайте описание костра.

Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветит кусочек необъятной тьмы вокруг и даст возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся. Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений? Об этом наш разговор на следующем уроке.

Домашнее задание:

Перечитать рассказ, подготовить близкий к тексту пересказ одной из быличек.