Цели и задачи:
- Продолжить работу над комплексным анализом художественного текста
- Развивать речь учащихся через урок-полилог («учитель-учащиеся»)
- Воспитывать духовные ценности учащихся через нравственные проблемы, поставленные в своих произведениях Чеховым и Куприным.
Ход урока
Предварительно учащиеся должны ознакомиться с текстами произведений по учебнику.
1. Вступление
Антон Павлович Чехов и Иван Алексеевич Куприн – писатели, которых невозможно сравнивать. Они по-разному ощущают жизнь, по-разному определяют цель человеческого существования, по-разному оценивают ситуации, выбирают темы для творческого осмысления. Но есть то, что интересует всех людей и, естественно, писателей, потому что без этого не может продолжаться жизнь, - это любовь.
Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, ее не обошел стороной и Чехов, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах.
Что есть любовь? Величайшее счастье или величайшая трагедия?
Сегодня мы вместе с этими писателями попробуем ответить на поставленные ими вопросы.
2. Основная часть
Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни». Герои этих рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») закрыты от окружающей жизни, потому что они ее боятся. Но нас сегодня интересует не это, а любовная история и нравственные размышления о ней.
Итак, рассказ А.П.Чехова «О любви».
Название произведения указывает на его тему – любовь.
(Доска делится пополам. Слева записываем название рассказа, потом туда вписываем план сюжета).
- Назовите и охарактеризуйте (кто есть кто) героев рассказа.
(Алехин Павел Константинович – рассказчик
Анна Алексеевна – его возлюбленная
Луганович – ее муж)
То есть перед нами классический «любовный треугольник».
- Как развиваются взаимоотношения Алехина и Анны Алексеевны?
Как меняются их чувства?
(Ответы с использованием текста. Параллельно на доске записываем план-схему сюжета).
1. Знакомство. Зарождение любви.
(с.47 «Так понравилось в ней… Я видел женщину молодую, прекрасную… Я почувствовал в ней существо близкое…»)
2. Счастье взаимного влечения (светлое чувство)
(с.48 «Ее взгляд.., рука.., шаги… производили впечатление чего-то… необыкновенного»;
(с.50 «Мы подолгу говорили, молчали, но не признавались в нашей любви»)
3. Страдание из-за невозможности быть вместе. Разрыв.
(с.51 «У нее бывало дурное настроение, раздражение… Мы все молчали…»)
4. Развязка. Осознание утраты. Личная драма.
(с.52 «О, как мы были с ней несчастны»)
Таким образом, автор подробно ОПИСЫВАЕТ их состояние, чувства.
- Можно ли их чувства назвать настоящей любовью? (да)
Почему они не смогли быть вместе? Чехов считает, что они боялись разрушить удобную, устоявшуюся жизнь.
- Так ли это?
(Нет. Каждый думал о счастье не для себя, а для любимого.
с.50 «…и ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь…»)
- Правильно ли они поступили по мнению героев и по вашему мнению? (с.52 финал)
- Каков тип текста в данном эпизоде? (размышление).
- В предыдущем? (описание).
- Оправданы ли они? (да).
Рассказ И.А.Бунина «Кавказ».
(аналогично левой стороне заполняем правую часть доски)
- Какова тема этого рассказа? (любовь)
Это произведение входит в цикл рассказов Бунина о любви «Темные аллеи», лейтмотивом которого можно считать слова автора: «любовь прекрасна» и «любовь обречена».
- Назовите и охарактеризуйте героев. (он, она, ее муж)
То есть перед нами опять «любовный треугольник», но нет имен, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, ее нравственный аспект.
(составляем план-схему сюжета)
- С какого момента описываются взаимоотношения героев? Показано ли зарождение любви? (Нет. Пункт 1 исключаем)
1. –
2. Взаимное влечение. Ожидание возможного счастья.
- Безоблачно ли оно? Какие чувства, ощущения сопровождают героев на этом этапе?
(ощущение тревоги. с.56 «жил томительно… входила поспешно… прекрасная бледность любящей женщины)
3. Страдания из-за страстного желания быть вместе и страха перед мужем (расплатой)
- Исчезает или усиливается чувство тревоги?
(усиливается, появляется ощущение опасности, которое связывается с жестоким мужем. с.56, с.57)
4. Счастье взаимной любви, обретения друг друга.
5. Трагическая развязка, гибель героя.
Размышляя о произведении Чехова, мы пришли к выводу, что автор описывает состояние героев через рассказ Алехина.
- Как Бунин показывает изменение состояния героев? Что или кто помогает нам понять их настроение?
(природа: пункты 2-3: с.57 «В Москве шли холодные дожди…» от пункта 3 к пункту 4: с.58 «Утром… было солнечно, душно». пункт 4: с.58, 59 «…место первобытное… цветущий кустарник... горячее солнце было уже чисто и радостно…» То есть все напоминает райский сад, обильно используются эпитеты)
- Как определить тип текста данного эпизода (пункт 4)?
(описание)
- Любили ли герои друг друга по-настоящему? Докажите это через художественные приемы описания и композицию.
(Да. Райский сад = райское блаженство; по объему – самый большой эпизод)
Природа, на фоне которой герои испытывают блаженство, ассоциируется с райским садом, но она же как будто предупреждает о грозящей катастрофе.
- Найдите в тексте «вестников несчастья».
(«черкешенки в черных, длинных до земли одеждах», «гробовая чернота лесов», гроза и др.)
Эта «траурная» мелодия подготавливает читателя к неизбежной катастрофе.
- Как Бунин рисует смерть? Каков тип текста последнего эпизода? Зачитать.
(констатация факта. Повествование, очень сухое, сжатое, подчеркивает бездну трагизма)
В начале рассказа героиня сообщает, что ее муж заявил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера».
- Как мы понимаем эти слова в начале рассказа?
(угроза жене, готовность к мести, убийству)
- Исполнил ли он свою угрозу? Как мы понимаем ее в конце рассказа?
(Да. Но не в отношении жены. Он не захотел быть обманутым мужем, оскорбленным офицером)
Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми.
- Добились ли герои счастья? Почему?
(Их счастье очень кратковременно. Трагический финал доказывает, что на лжи и обмане ничто долго не устоит)
Тема урока звучит так: «Любовь как «поединок роковой». Расшифруем ее.
Поединок – дуэль (один на один); единоборство.
Роковой – судьбоносный, трагический.
То есть – «трагическое единоборство».
- Любовь – это трагическое единоборство кого с кем?
(любящих друг с другом; любящих с другими людьми, с обществом, с миром, с судьбой)
- Есть ли это в рассказах Чехова и Бунина? (да)
3. Заключение.
В рассказе Чехова «О любви», по мнению автора, живое, искреннее чувство губится самими любящими, которые привержены «футлярному» существованию. Они всего боятся. И понимают неправильность «футлярной» жизни слишком поздно. Их мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную повседневность («…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…»).
Герои рассказа Бунина «Кавказ», пользуясь терминологией Чехова, оказались «выше» пошлых ложных представлений, сковывающих и определяющих судьбы людей. Но принесло ли это им счастье? Нет. Так как же быть?
«То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других…» - утверждает чеховский Алехин. Скорее всего, он прав. Неоспоримая правда о любви – «тайна сия велика есть».
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
Домашнее задание:
1. Устное сочинение по теме урока.|
2. Читать статью учебника о Куприне, ответить на вопросы (с.62-63).