Цели:
- Расширять читательский кругозор детей через знакомство с новым произведением.
- Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения, памяти, внимания.
- Воспитывать рефлексивную культуру личности, творческую деятельность. Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Оборудование:
- О.В. Джежелей. Чтение и литература: Учебник для учащихся 2 кл.: В 2ч. Ч.2.;
- Портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка;
- Аудиозапись музыкального произведения для релаксации;
- Видеозапись DVD “Неделя здоровья”;
- Иллюстрации к сказке;
- Иллюстрация для упражнения на внимание;
- Мозаика “Портрет зайчика”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Психологическая установка.
У.: Сегодня ясный солнечный день. Я вижу, что у всех хорошее настроение. Улыбнитесь. Вытяните руки. К вам на ладони легли лучики солнца. Почувствуйте, какое от них тепло.
Ласково и нежно они согревают ваши ладони.
Прикоснитесь своими ладонями и поделитесь своим теплом друг с другом.
III. Вхождение в тему урока (в сказку).
(Статистическая медитация “Путешествие на облаке” часть 1)
Журнал “Школьный психолог”. Январь 2007 №1.
У.: Теперь сядьте поудобнее и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Под звуки музыки я приглашаю вас в путешествие на облаке.
(Звучит лёгкая музыка – приложение)
Представьте, что вы сели на белое пушистое облако, похожее на мягкую пуховую гору. Почувствуйте, как вам удобно на этой мягкой облачной подушке.
Путешествие начинается.
Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Лёгкий ветерок овевает лицо. Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо.
Пусть ваше облако перенесёт вас в волшебную страну, где вам будет хорошо и интересно.
Постарайтесь мысленно увидеть эту страну.
Здесь вы чувствуете себя спокойно и счастливо.
А сейчас слезайте с облака и на счет 3 – откройте глаза.
1 – 2 – 3.
IV. Тема урока.
1. У.: Мы попали в необыкновенную страну.
А кто здесь живет, мы узнаем, если ответим на вопросы волшебного “цветика-семицветика”. Кто отвечает правильно, открывает любое окошечко в слове. На лепестках написаны строчки из ранее прочитанных сказок.
&127; &127; &127; &127; &127; &127;
(Дети поочередно открывают окошечки. Буквы стоят в разнобой).
З К А А С К
Составить слово.
С К А З К А
У.: Какие возникают представления?
Ответы детей: Выдумка, фантазия, волшебство, победа добра над злом, народные, авторские сказки.
У.: И сегодня в этой волшебной стране нас ждёт встреча с интересной сказкой, автор которой замечательный, известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.
2. Упражнение на внимание.
У.: Посмотрите внимательно на иллюстрацию (3 сек.)
Что запомнили?
А теперь ваши предположения: о ком или о чем будет сказка?
Ответы детей.
У.: О зайце. И называется она: “Сказка о трусливом зайце – короткие уши, длинный хвост”. Возможно такое? Почему?
Ответы детей.
У.: Где живёт заяц?
3. Релаксация.
У.: Вот и мы сейчас побываем в лесу, возможно именно в этом лесу и живёт тот зайчик.
(Диск DVD “Неделя здоровья” Лес.)
Постарайтесь войти в этот лес, вдохните свежесть лесных трав и деревьев. Послушайте пение птиц. (2 мин.)
У.: Слушаем сказку.
(Чтение сказки учителем до стр.86)
У.: Как вы думаете, что могло быть дальше?
Предположения детей.
У.: А вот что было дальше, вы узнаете, дочитав сказку до конца.
4. Дыхательная гимнастика. (перед чтением)
Вдох —> выдох (Свистит ветер сссс, жужжит пчела жжжж).
Порциями: (качает насос с! с! с!).
Короткими порциями (кот сердится ф! ф! ф!, мотор заводится р! р! р!).
5. Самостоятельное чтение сказки.
У.: Подтвердились ли наши предположения?
Ответы детей.
У.: Какая сказка по характеру произведения?
Ответы детей.
6. Физминутка.
У.: Сейчас и у нас произойдет весёлое превращение.
Трусливые зайчики сели, сжались.
Надоело бояться – распрямляются, смотрят вокруг – никого. Выпрямились.
Гордо подняли голову. Грудь вперёд. Плечи расправили. Спину распрямили.
Напрягли всё тело. Глубокий вдох. Задержали дыхание. Выдох. Расслабились. Тряпичный зайчик.
7. Работа над содержанием произведения.
У.: Прочитайте незаконченные предложения и ответьте на вопросы.
Собрались, сбежались, приплелись, слушают, не верят... (Кто?)
Хихикнули, засмеялись, улыбнулись; кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли... (Кто?)
Приободрился, встряхнулся, прищурился, проговорил, поверил... (Кто?)
Увидел, подпрыгнул, упал, прокатился, перевернулся, задал стрекача, обессилел, свалился... (Кто?)
У.: Восстановите последовательность событий.
Ответы детей.
У.: Прочитайте слова. Кого они характеризуют?
Храбрый, смешной, глупый, хвастун, бесстрашный.
Ответы детей.
У.: Выбрать слова, которые показывают зайца:
1. В начале сказки.
2. В конце сказки.
У.: Поверил ли заяц, что он стал храбрым?
У.: Задние: Собрать из слов предложение.
Ложь, да в ней, сказка, намёк, урок, молодцам, добрым.
(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок).
У.: А какой урок даёт эта сказка?
8. Творческое задание.
У.: У каждого ученика картинка, разрезанная на несколько частей.
Собрать “портрет” зайца.
V. Рефлексия.
У.: Закончить мысль (предложение).
Сегодня на уроке, в сказочной стране мне...
У.: Пришло время возвращаться.
Закрыли глаза. Теперь вы снова на своём облаке.
(Звучит музыка).
Оно медленно поднимается в синее небо.
Здесь, высоко в небе всё тихо и спокойно (10 сек.)
Облачко опускается. Спуститесь с него.
Прикоснитесь к облаку рукой и поблагодарите за это чудесное путешествие.
Теперь понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе.
На счет “три” откройте глаза.
1 – 2 – 3
Потянитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
У.: Спасибо за старание, внимание и работу на уроке.