Урок, предмет | Тема | Деятельность |
1 урок (литература) | Литературные баллады. Баллады Роберта Бернса. | Педагог организует коллективную работу
по формированию термина “литературная
баллада”: чтение учебника (самостоятельное и
выборочное), составление схемы (краткой записи и
т.п.). Опора на знание особенностей народной
баллады. Выразительное чтение баллады Р.Бернса. Обсуждение внешнего сюжета и чувств, отраженных в произведении. Предложение: разбить балладу на эпизоды и проиллюстрировать их дома. |
2 урок(литература) | Баллада Р.Л.Стивенсона “Вересковый мед” | Обсуждение домашнего задания: подборка
цитат к иллюстрациям к балладе Р.Бернса,
определение ключевых образов и их изображения на
рисунке. Самостоятельная работа учащихся: чтение баллады Р.Л.Стивенсона, деление текста на эпизоды, выделение основных образов и чувств героев. Коллективное обсуждение баллады, определение авторской позиции и способов ее выражения. Словесное рисование одного или двух эпизодов произведения. |
3 урок(ИЗО) | Иллюстрируем балладу “Вересковый мед” Эскизы. | Педагог информирует учащихся о начале
художественной части проекта и сообщает о
коллективном характере работы. Ребята узнают о
том, что в результате их коллективной
деятельности будет создан диафильм “Вересковый
мед”. Учитель раздает ученикам предварительно подготовленные тексты фрагментов баллады, листы ватмана формата А-5, карандаши простые и цветные. Ребятам предлагается прочесть про себя фрагменты стихотворения и приготовиться к обсуждению. По просьбе учителя ребята разбивают тексты на отдельные составляющие:главные и второстепенные герои, одежда, утварь, оружие, животные, природа, растения, стихии и т.д. Обсуждается время действия (раннее средневековье), исторический фон, характер героев (выражения лиц, облик, мимика, костюмы, позы и т. д.), характер пейзажа, взаимовлияние эмоционального состояния персонажей и природы и т. д. Каждый ученик получает на данном этапе проекта индивидуальное задание: рисование пейзажей, персонажей, оружия, утвари и т.д. Некоторые ученики выполняют задания в парах. После распределения заданий школьники рисуют эскизы на листах формата А-5. Учитель корректирует по ходу неточности, отвечает на возникающие вопросы, помогает продумать детали образов, пластику фигур и т. д. |
4 урок (ИЗО) | Выполнение рисунков | Выполнение рисунков на основе
подготовленных эскизов. Материалы: листы формата А-3, А-4, А-5, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель. Пейзажи ребята рисуют на форматах А-3 в технике акварели или смешанной технике (акварель, цв. карандаши). Для рисунков персонажей, растений, утвари, оружия, животных, птиц и т.д. учащимся предлагается ватман формата А-4 и А-5, цветные карандаши и фломастеры. Корректируются детали, связанные с вопросами: на каком плане в рисунке (кадре) находится персонаж (крупный план, средний, дальний), определяется количество рисунков одного и того же персонажа, размер каждой фигуры. Отдельно оформляются текст (название баллады, автор) и рисунки заставок в конце диафильма. |
5 урок (ИЗО) | Подготовка макетов кадров диафильма | Завершение работы по рисованию
фрагментов диафильма. Вырезание по контуру фигур
персонажей, предметов. Предварительная компоновка макетов кадров: на плоскость рисунка пейзажа накладываются вырезанные фигуры в соответствии с литературным фрагментом. Корректировка композиций кадров учащимися под руководством учителя. Поиск наиболее выразительных решений композиций кадров. Итог работы: подготовлен комплект рисунков для последующего монтажа диафильма. |
6 урок (музыка) | Звукозапись | Проговорить текст с каждым учеником в микрофон. Настроить уровень записи. Прослушав пробную запись, обозначить ошибки. Исправить при повторных дублях все недочёты. Записанные голоса компрессируем и сводим в общую фонограмму. |
7 урок (литература) | Выразительное чтение баллады как подготовка к озвучению диафильма. | Педагог проводит предварительную
беседу с учащимися о том, какие элементы
диафильма они рисовали. Далее дается задание: найти и распределить отрывки произведения для выразительного чтения. При подготовке к озвучению учащиеся по очереди читают свои отрывки и комментируют чтение, свое и других учеников. Итоговое чтение: звучит вся баллада с нужными паузами и без остановок. |
Родительское собрание | Презентация диафильма | Классный руководитель, педагоги и учащиеся на родительском собрании вместе просматривают диафильм. Обмениваются мнениями о процессе создания (учащиеся), о трудностях и достижениях (учащиеся и педагоги), впечатлениями о работе (родители, классный руководитель). |
Рекомендации педагогам:
Монтаж диафильма осуществляется с использованием электронных технологий.
Формируется композиция каждого кадра соответственно четверостишию баллады. Каждая композиция фотографируется. Фотографии заносятся в компьютер и обрабатываются в программе Photoshop по позициям: кадрирование, автоуровни, яркость, контрастность и др. Последовательность кадров устанавливается с помощью программы PowerPoint в режиме презентации.
Запись с озвученным текстом баллады заносится в компьютер а затем вставляется в презентацию также в рамках программы PowerPoint с помощью команды добавить звук. Корректируется посекундная смена кадров (слайдов) и соответствующего фрагмента текста.
Готовый диафильм записывается на CD-носители с применением художественной печати на поверхности диска (подарочный вариант). Диски вручаются родителям на итоговом родительском собрании в конце учебного года.
Диафильм “Вересковый мед” (Р.Л.Стивенсон) можно увидеть в Приложении 1.