Проект по созданию диафильма в 6-м классе на основе баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед"

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Урок, предмет Тема Деятельность
1 урок (литература) Литературные баллады. Баллады Роберта Бернса. Педагог организует коллективную работу по формированию термина “литературная баллада”: чтение учебника (самостоятельное и выборочное), составление схемы (краткой записи и т.п.). Опора на знание особенностей народной баллады.

Выразительное чтение баллады Р.Бернса. Обсуждение внешнего сюжета и чувств, отраженных в произведении. Предложение: разбить балладу на эпизоды и проиллюстрировать их дома.

2 урок(литература) Баллада Р.Л.Стивенсона “Вересковый мед” Обсуждение домашнего задания: подборка цитат к иллюстрациям к балладе Р.Бернса, определение ключевых образов и их изображения на рисунке.

Самостоятельная работа учащихся: чтение баллады Р.Л.Стивенсона, деление текста на эпизоды, выделение основных образов и чувств героев.

Коллективное обсуждение баллады, определение авторской позиции и способов ее выражения.

Словесное рисование одного или двух эпизодов произведения.

3 урок(ИЗО) Иллюстрируем балладу “Вересковый мед” Эскизы. Педагог информирует учащихся о начале художественной части проекта и сообщает о коллективном характере работы. Ребята узнают о том, что в результате их коллективной деятельности будет создан диафильм “Вересковый мед”.

Учитель раздает ученикам предварительно подготовленные тексты фрагментов баллады, листы ватмана формата А-5, карандаши простые и цветные. Ребятам предлагается прочесть про себя фрагменты стихотворения и приготовиться к обсуждению.

По просьбе учителя ребята разбивают тексты на отдельные составляющие:главные и второстепенные герои, одежда, утварь, оружие, животные, природа, растения, стихии и т.д.

Обсуждается время действия (раннее средневековье), исторический фон, характер героев (выражения лиц, облик, мимика, костюмы, позы и т. д.), характер пейзажа, взаимовлияние эмоционального состояния персонажей и природы и т. д.

Каждый ученик получает на данном этапе проекта индивидуальное задание: рисование пейзажей, персонажей, оружия, утвари и т.д. Некоторые ученики выполняют задания в парах.

После распределения заданий школьники рисуют эскизы на листах формата А-5. Учитель корректирует по ходу неточности, отвечает на возникающие вопросы, помогает продумать детали образов, пластику фигур и т. д.

4 урок (ИЗО) Выполнение рисунков Выполнение рисунков на основе подготовленных эскизов.

Материалы: листы формата А-3, А-4, А-5, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель.

Пейзажи ребята рисуют на форматах А-3 в технике акварели или смешанной технике (акварель, цв. карандаши).

Для рисунков персонажей, растений, утвари, оружия, животных, птиц и т.д. учащимся предлагается ватман формата А-4 и А-5, цветные карандаши и фломастеры.

Корректируются детали, связанные с вопросами:

на каком плане в рисунке (кадре) находится персонаж (крупный план, средний, дальний), определяется количество рисунков одного и того же персонажа, размер каждой фигуры.

Отдельно оформляются текст (название баллады, автор) и рисунки заставок в конце диафильма.

5 урок (ИЗО) Подготовка макетов кадров диафильма Завершение работы по рисованию фрагментов диафильма. Вырезание по контуру фигур персонажей, предметов.

Предварительная компоновка макетов кадров:

на плоскость рисунка пейзажа накладываются вырезанные фигуры в соответствии с литературным фрагментом. Корректировка композиций кадров учащимися под руководством учителя. Поиск наиболее выразительных решений композиций кадров.

Итог работы: подготовлен комплект рисунков для последующего монтажа диафильма.

6 урок (музыка) Звукозапись Проговорить текст с каждым учеником в микрофон. Настроить уровень записи. Прослушав пробную запись, обозначить ошибки. Исправить при повторных дублях все недочёты. Записанные голоса компрессируем и сводим в общую фонограмму.
7 урок (литература) Выразительное чтение баллады как подготовка к озвучению диафильма. Педагог проводит предварительную беседу с учащимися о том, какие элементы диафильма они рисовали.

Далее дается задание: найти и распределить отрывки произведения для выразительного чтения.

При подготовке к озвучению учащиеся по очереди читают свои отрывки и комментируют чтение, свое и других учеников.

Итоговое чтение: звучит вся баллада с нужными паузами и без остановок.

Родительское собрание Презентация диафильма Классный руководитель, педагоги и учащиеся на родительском собрании вместе просматривают диафильм. Обмениваются мнениями о процессе создания (учащиеся), о трудностях и достижениях (учащиеся и педагоги), впечатлениями о работе (родители, классный руководитель).

Рекомендации педагогам:

Монтаж диафильма осуществляется с использованием электронных технологий.

Формируется композиция каждого кадра соответственно четверостишию баллады. Каждая композиция фотографируется. Фотографии заносятся в компьютер и обрабатываются в программе Photoshop по позициям: кадрирование, автоуровни, яркость, контрастность и др. Последовательность кадров устанавливается с помощью программы PowerPoint в режиме презентации.

Запись с озвученным текстом баллады заносится в компьютер а затем вставляется в презентацию также в рамках программы PowerPoint с помощью команды добавить звук. Корректируется посекундная смена кадров (слайдов) и соответствующего фрагмента текста.

Готовый диафильм записывается на CD-носители с применением художественной печати на поверхности диска (подарочный вариант). Диски вручаются родителям на итоговом родительском собрании в конце учебного года.

Диафильм “Вересковый мед” (Р.Л.Стивенсон) можно увидеть в Приложении 1.

Приложение 2