Литература
-
Интегрированный урок внеклассного чтения "Сказка в музыке" 2008
Интегрированные уроки помогают учащимся более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир классической музыки, делая ее понятной путем литературного слова, а литературу обогащают новыми красками, делая урок более разнообразным. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, развивает у ребят интерес к предмету, творческие способности и творческую самостоятельность.
-
Программа курса "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" 2008
Курс "Сквозные темы и мотивы отечественной литературы" предлагается для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля. Цель курса - формирование функциональной и читательской грамотности школьника. В основе курса - стратегии технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология порфолио.
-
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" 2008
Урок литературы "Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века" проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Урок является обобщением пройденного материала по теме "Серебряный век русской поэзии".
-
Урок литературного чтения в форме игры "Умники и умницы" по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени" 2008
Место игры среди современных образовательных технологий. Игра способствует росту познавательной активности, умственному развитию учащихся. На уроках литературного чтения большой популярностью у детей пользуется игра «Умники и умницы». Она развивает интерес учащихся к предмету, воспитывает вдумчивого читателя. Цель – выявить лучшего знатока произведения.
-
Конспект урока литературы по теме "Масленица" 2008
Представлен конспект урока литературы для учащихся 5-го класса по теме "Масленица".
-
Методическая разработка урока литературы в 8-м классе "Быть взрослым — это не только права, но и обязанности". Нравственные проблемы в повести А.Алексина "А тем временем где-то…" 2008
Вопросы этического и нравственного характера, создаваемые проблемные ситуации, опережающие индивидуальные и групповые творческие задания направлены на развитие навыков самостоятельного анализа художественного произведения, воображения и эмпатийной культуры учащихся. Материалы урока помогают восьмиклассникам разобраться в содержании прочитанной повести, осознать смысл понятия "взрослость".
-
Текст урока литературы в 8-м классе "Интегрированный урок математики и литературы" 2008
Совершенствовать умение учащихся логически мыслить, анализировать и делать собственные выводы - предназначение урока. Рассказ А.Платонова "Третий сын" интересен по содержанию и обладает необыкновенной глубиной проникновения в душу каждого человека. Используя математическую схему анализа на уроке, я формирую умение вдумываться в каждую деталь рассказа и делать собственные выводы. Привлечение математической схемы на уроке литературы помогает учащимся осознать важность владения навыком анализа. Формы работы на уроке: беседа по схеме, анализ эпизодов, характеристика героев, сопоставление их поступков; выступление каждого ученика.
-
Ласточка вдохновения. Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций с использованием методики В.А. Лазаревой и логико-графических схем при анализе поэтических текстов 2008
Урок (2 часа) представляет мастерскую построения знаний и ценностных ориентаций по лирике трех поэтов трех разных веков. Одна из целей, которая преследовалась учителем, - показать, как в рамках мастерской при анализе высокохудожественных поэтических текстов можно использовать логико-графические схемы, выстраиваемые в программе Microsoft Office PowerPoint. Это необычно, ново для учащихся.
-
Урок по внеклассному чтению в 4-м классе "Сказки — что мы о них знаем" 2008
Этот урок направлен на развитие устной речи и на активизацию читательского интереса у младших школьников. На уроке литературного чтения уделяется внимание эмоциональному переживанию детей. На данном уроке используется технология ИКТ - дидактическая игра, арт-технология – инсценирование сказок.
-
"Музы Сергея Есенина". Литература в 11-м классе 2008
Вступление учителя о любви Есенина к Родине, к матери. Основная часть урока - о музах Сергея Есенина: Лидии Кашиной («Зелёная причёска»), Айседоре Дункан (цикл «Москва кабацкая»), Августе Миклашевской («Заметался пожар голубой»), Шаганэ Тальян («Шаганэ ты моя, Шаганэ!»), Галине Бениславской («Собаке Качалова»). Анализ стихотворений, посвящённых им.
-
Способы активизации учебной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения. Особенности организации групповой работы над анализом стихотворения 2008
В основе организации учебной деятельности в условиях нашего государства, начиная еще с XVII века, лежит классно-предметно-урочная система. В современной педагогической науке представлено большое количество педтехнологий, т.е. системы способов, принципов, методов, применяемых в обучении и направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся. В работе показано, какое место занимает коррекционно-развивающее обучение в среде различных педтехнологий.
-
Проект "Современные дети и мир вымысла" 2008
Проект по литературе для учеников 5-го класса может быть использован в качестве итоговой работы по сказкам народов мира, во внеклассной работе. Главным в этом проекте является осмысление роли фантазии в нашей жизни и литературе. Статья также содержит обобщающий урок по русским народным сказкам.
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки" 2008
Урок "Не забыть, что мы люди…" по рассказу В.М. Шукшина "Волки" проведён как открытый урок внеклассного чтения в 9 -м классе. На уроке анализируются важнейшие нравственные проблемы: проблема совести человека, поведение человека в критической ситуации. Сопоставляются два человека – два характера. Выявляются языковые особенности рассказа. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения, таким образом ведётся подготовка к ЕГЭ (часть С).
-
Урок-эпилог по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" (анализ 28-й главы) 2008
Целью урока является обобщение изученного по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Учащиеся предоставляется возможность глубокого анализа образа главного героя. Форма театральной постановки способствует развитию творческих способностей учащиеся.
-
Конспект урока литературы, 11-й класс. Тема: "Ответственна ли русская литература XIX–XX веков за деградацию российского общества к началу XXI века?" 2008
Данный урок проходит в форме эвристической беседы с элементами дискуссии, тема которой формулируется учащимися самостоятельно в конце урока. Цель данного урока: показать роль и место литературы в жизни общества.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе по учебнику О.В. Джежелей. Чтение и литература 2008
Интерес детей к учению не утрачивается тогда, когда на уроке есть время не только для активной умственной работы, но и для физического и психологического отдыха.
-
Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне" 2008
Разработанный урок-конференцию можно использовать как интегрированный урок в курсах истории и литературы, так и во внеклассной деятельности. Использование богатого краеведческого материала и иллюстративного сопровождения позволяет обучающимся в полной мере представить трагизм ситуации, в которой оказалась большая часть народа. Разнообразие тем позволяет подойти учащимся к их выбору с учетом интересов и знаний. Задания каждой темы даны дифференцированно.
-
Нетрадиционные формы преподавания литературы 2008
Это открытие литературно-православного общества "Зернышки". Оно может быть отнесено к нетрадиционным формам уроков литературы и к внеклассной работе. Урок призван приобщить к православной вере, помочь увидеть в литературе христианские мотивы; воспитывая христианский взгляд на мир, внедрить в сознание мысль, что литература действительно - советчик и помощник.
-
Открытый урок литературы в 11-м классе "Любовь к родному пепелищу" 2008
Урок литературы. Цель – проанализировать идейно- художественное своеобразие отдельных глав книги И.Шмелева "Лето господне". Урок включает биографию писателя, видеоматериал, фотографии и картины Б.Кустодиева.
-
Урок-игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина 2008
Урок-игра по сказкам М.Е .Салтыкова-Щедрина (7-й класс, литература) с применением ИКТ, что позволяет привлечь интерес учащихся к прочтению и пониманию сказок, работы в группах; кроссворд помогает увидеть слово в тексте, а это развивает зрительную память учащихся.
-
Элективный курс "Лингвистический анализ поэтического текста" для 11-го класса 2008
Программа построена на углубленном изучении средств выразительности, используемых в русском языке. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: "Языковые средства выразительности" и "Основы комплексного анализа поэтического текста".
-
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе 2008
Уроки по современной русской литературе включают анализ разножанровых произведений известной писательницы Т.Н. Толстой: рассказа "Соня" (1985 г.) и романа "Кысь" (1999 г.). Предметом анализа является нравственные и этические проблемы нашего времени. Ведущий приём исследования - аналитическая беседа с использованием данных из интервью и публицистических статей Т.Толстой.
-
Проект по созданию диафильма в 6-м классе на основе баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед" 2008
В данной статье описывается процесс создания проектной работы – диафильма на уроках литературы, ИЗО и музыки. Даны рекомендации по организации учебного времени, планированию деятельности учителя и учеников. Статья сопровождается приложением – диафильмом.
-
"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2008
Ёмкость названия и содержания повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» достигается за счёт антитезы – противопоставления контрастных цветов: белого и чёрного. Эпитеты «белый», «чёрный» в прямом значении характеризуют окрас Бима; в переносном – поступки людей, его окружающих.
-
"Счастье без свободы или свобода без счастья" — третьего не дано? (Материалы к уроку по роману Е.Замятина "Мы") 2008
Представлен подробный план итогового урока по роману Е.Замятина «Мы». В ходе занятия ребята приводят в систему свои представления об этом произведении, развивают навык публичного выступления, культуру речи, творческие способности, размышляют над проблемами, вопросами, разрешить которые важно современному молодому человеку.
-
Мифы народов Сибири 2008
Специфика курса «Литературное наследие Сибири» заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Томской области, региона, кругом имён авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок по теме: «Мифы народов Сибири» знакомит с фольклором и литературой родного края на примере художественных текстов народов, проживающих в Сибири.
-
Горестный мир и его неожиданное преображение в главах романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (рассказ "Мальчики"). 7-й класс 2008
Основные цели и задачи: показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления; воспитывать добрые чувства в детях. Дети выясняют значение слов «добро», «сострадание», «зло», приводят строчки из рассказа и библейские истины. Разворачивается дискуссия при ответе на вопрос: «Для чего рождается человек на земле?».
-
План интегрированного урока литературы и технологии. Образ русских женщин эпохи романтизма 2008
Главная задача открытого урока "Образ русских женщин эпохи романтизма" – научить учащихся с уважением относиться к историческим источникам, воспитать уважение к художественным произведениям Н.А. Некрасова, к русским женщинам.
-
Урок литературы по теме "Детство в творчестве А.Л. Решетова". 7-й класс 2008
Учебник литературы в седьмом классе по УМК под редакцией А.Г. Кутузова включает изучение литературоведческого понятия «лирический герой». Урок «Тема детства в лирике А.Л.Решетова» реализует возможность закрепить теоретические и практические знания по данной проблеме, углубляет практические навыки анализа стихотворных произведений, даёт возможность глубже изучить творчество А.Л. Решетова, известного пермского поэта.
-
Урок литературы в 5-м классе "Поэзия — прекрасная страна" 2008
Одна из важнейших задач уроков литературы - знакомство с теорией литературы. Литературоведческие знания, необходимые в старших классах, начинаю преподавать с 5-го класса. Даю понятия "рифма" и "ритм", объясняю, как применять их в практической деятельности.