Литература
-
Интегрированный урок (иностранный язык + литература) по теме "Перевод как форма постижения поэтики художественного произведения" 2008
Основные цели урока — развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности (чтения, говорения); познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие поэтики художественного произведения; умений и навыков анализа художественного текста; лингвистического мышления; создание положительной мотивации к изучению второго иностранного языка и литературы.
-
Урок изучения нового материала в 7-м классе "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»" 2008
Образы Ивана Грозного, Кирибеевича и купца Калашникова. Урок посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. Использование исторического материала обеспечивает более глубокое понимание смысла поэмы. Произведение заставляет размышлять над вечными проблемами долга, чести и справедливости.
-
"Только для детей". Урок внеклассного чтения или внеклассное мероприятие по повести Г.П. Михасенко "Кандаурские мальчишки" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в рамках программы «Литературное краеведение» для учащихся 5–8-х классов. Данное мероприятие можно проводить как внеклассное, что позволяет стимулировать интерес учеников к чтению произведений местных авторов, знакомиться с биографией и творчеством сибирского писателя Г.П. Михасенко, развивать творческие способности и познавательную активность.
-
Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс 2008
Данный проект проводится в 8-м классе в рамках предмета литературы с установлением межпредметных связей с русским языком, историей, информационными технологиями. Самостоятельные исследования восьмиклассников помогают приблизить к себе «дела давно минувших дней», осознать гуманизм и историзм автора, насладиться изящной пушкинской прозой.
-
Открытый урок. Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" в 11-м классе 2008
Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака. Ученики входят в сложный мир пастернаковского стиха, учатся понимать его музыкальность и живописность.
-
"Цветная музыка стиха". Лингвистический анализ художественного текста 2008
В основе урока лежит лингвистический анализ художественного текста, который направлен на формирование умений учащихся выявлять художественные особенности произведения. Данный анализ обеспечивает интенсивную работу учащихся, позволяет разнообразить учебную деятельность, способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, развитию их творческого воображения.
-
Методическая разработка урока литературы "Предостережене Е.Замятина". По роману "Мы" 2008
Представлена методическая разработка урока литературы "Предостережение Е.Замятина. Роман "Мы". Урок целесообразно проводить в режиме максимально самостоятельного диалога читателя с текстом художественного произведения. Учебный материал разбит по тематическим блокам, что облегчает его понимание и истолкование. Предлагаемый урок предназначен для учащихся 10–11-х классов (в зависимости от программы) и рассчитан на два учебных часа.
-
Интегрированный урок — литературная гостиная (литература + английский язык) в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" 2008
Представленный урок знакомит учащихся с интересными фактами биографии С.А. Есенина, а затем приводит к пониманию и осмыслению его поэзии. Интегрированный урок расширяет языковую компетентность, развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся, воспитывает эстетический вкус, расширяет кругозор. Особенно это привлекательно потому, что стихи, романсы звучат как на русском, так и на английском языке.
-
Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании" 2008
Внеклассное мероприятие "Рождество в России и Великобритании" помогает поддерживать интерес к английскому языку, прослеживает диалог культур двух стран, связанный с обычаями и традициями празднования Рождества, позволяет развивать речевую компетенцию учащихся, их общую эрудицию и даёт возможность родителям принимать активное участие в проведении внеклассных мероприятий.
-
"Земля – наш дом" 2008
Комбинированный урок-конференция «Земля — наш дом» на английском языке с использованием произведений В.П. Астафьева. Дети учатся чувствовать окружающий мир, любить и понимать его.
-
Урок чтения в 4-м классе. А.Чехов. "Ванька" 2008
Урок является продолжением изучения цикла произведений о трудной жизни детей XIX века. Формирует навык осознанного и выразительного чтения. Учит анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. Развивает наблюдательность, устную речь, внимание. Воспитывает нравственные качества, культуру общения на уроке.
-
Привлечение к чтению с помощью информационных технологий 2008
Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение. Рассмотрим некоторые приемы и методы повышения интереса к чтению с применением информационных технологий на разных ступенях образования.
-
Тема трагической судьбы личности в "Маленьких трагедиях" А.С. Пушкина 2008
Обращаясь к творчеству А.С. Пушкина, мы каждый раз обретаем что-то новое для себя. Таковы и "Маленькие трагедии" поэта, в частности, бессмертная трагедия "Моцарт и Сальери". В центре трагедии лежит конфликт между заурядным композитором и светлым гением. Лиричности, возвышенности Моцарта противостоит сухой рационализм Сальери. Материал урока поможет раскрыть одно из острейших противостояний жизни: гениальность и заурядность —"вещи несовместные".
-
Урок словесности в 6-м классе по страницам книги И.Шмелева "Лето Господне" 2008
Урок внеклассного чтения по творчеству И.Шмелева направлен на формирование читательского опыта: пробуждения интереса к жизни и творчеству писателя, внимания к художественному слову, умения интерпретировать авторский текст.
-
Литературная гостиная "Послушайте!". Встреча с курским писателем И.Ф. Зиборовым 2008
Учебно-методический материал представлен как запись встречи школьников с писателем И.Ф. Зиборовым. Это известный публицист-эколог, знаток "Красной книги", этнограф и лирик, член Союза писателей России. Школьники отмечают в произведениях писателя трогательное отношение к родной речи, слову, этнокультуре, находят новые яркие образы в его лирических миниатюрах, эссе, приобщаются к культуре чтения. Встреча состоялась в день Всероссийского урока чтения (9 октября 2007 г.).
-
Самостоятельные работы по русской литературе, 11-й класс 2008
Система самостоятельных и проверочных работ по текстам в 11-м классе позволяет воздействовать на внимание и память учащихся, стимулировать интерес к литературе и контролировать процесс чтения художественных произведений.
-
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения М.И. Цветаевой 2008
Сценарий литературного вечера, посвященного 115-летию со дня рождения русской поэтессы М.И. Цветаевой в выпускном классе. Оформление актового зала, где проходил общешкольный вечер, соответствовало времени Цветаевой и создавало определенное настроение. Ведущим удалось заинтересовать присутствующих не только биографией поэтессы, но и ее творчеством. Этому способствовала выставка книг о самой М.Цветаевой и ее творчестве.
-
Факультативный курс "Основы православной культуры" 2008
Актуальность курса объясняется следующими причинами: во-первых, на сегодняшний момент важно сконцентрироваться на духовном совершенствовании личности. Во-вторых, необходимо приобщить подрастающее поколение к вечным истинам. В-третьих, в обстановке духовных заблуждений (секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.
-
Преподавание литературы в аспекте формирования личности одаренного ребенка 2008
В развитии творческих способностей одаренных детей важную роль играет создание в учебной, внеклассной образовательной и внеурочной деятельности проблемных ситуаций, моделирующих условия исследовательской деятельности. Уроки диалогического типа, задания, обращенные к «Я» ученика, литературное творчество, инсценирование литературных произведений, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, конференциях, вечерах помогают одаренному ребенку максимально использовать и развивать свои дарования, вырабатывать особое отношение к себе.
-
Командный урок-обобщение в игровой форме в 6-м классе по теме "Мифы народов мира" 2008
Обобщающий урок по литературе для учащихся 6-х классов. На уроке в игровой форме обобщаются знания о мифах народов мира, развиваются коммуникативные способности учащихся, работа в команде, умения анализировать, делать выводы.
-
Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер" 2008
Предлагаем своим коллегам конспект интегрированного урока (география и литература), который не только создает условия для развития мировоззрения учащихся и применения знаний в межпредметных связях, но и стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду" 2008
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце" "Право рассказывать правду". Урок разработан в форме устного журнала, где на страницах "Литературная", "Театральная", "Дискуссионная", "Музыкальная", "Творческая" учащиеся знакомятся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина (писатель, кинорежиссер,артист), развивают навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою.
-
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках литературы как условие формирования творческой личности 2008
Главное в преподавании литературы - не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной творческой личности. Этому способствуют такие приемы, как словесное рисование, составление "режиссерского комментария" к отдельным эпизодам произведений, написание "игровых" киносценариев, описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, музыкальных фантазий, необычные сочинения, открывающие поистине неограниченные возможности для развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения.
-
Проект "Интеграция предметов естественно-гуманитарного цикла" 2008
Современное образование должно формировать новый тип мышления, новый стиль деятельности. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополняется содержание школьного образования, увеличивается количество учебных предметов. При этом усложняется учебный процесс, разрываются научные связи, дублируется материал. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов. Повысить информативную емкость содержания обучения позволяет интеграция предметов.
-
Комбинированный урок исследовательского типа "Люди или обломки" (М.Горький. "На дне") 2008
Представлен конспект комбинированного урока исследовательского типа по теме "Люди или обломки", по пьесе М.Горького "На дне". Тип: урок с использованием активных форм работы (организация групповой работы).
-
Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" (урок литературы в 6-м классе) 2008
Изучая произведения И.С. Тургенева, невозможно не остановиться на гениальности тургеневского слова, на лиричности и философской направленности его пейзажей. Писатель видит в природе простоту и величие. Задачей урока является разговор на доступном шестиклассникам уровне об особенностях тургеневского пейзажа в рассказе "Бежин луг". Урок сопровождается мультимедийной презентацией в Power Point.
-
Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета 2008
О проблеме формирования духовно-нравственной личности на уроках литературы с опорой на изучение национальных традиций и совершенствование коммуникативных навыков. Работа опирается на использование средств ИКТ, приемы диалоговой формы учебной деятельности.
-
Александр Блок. "Соловьиный сад" (метод аналитического чтения) 2008
В поэме "Соловьиный сад" (1915 г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга и верности, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
-
Разработка урока литературы. Андрей Платонов. Рассказ "Фро" 2008
Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста рассказа уделяется теме духовного роста героини Фро. Ученики приходят к выводу, что утраченная гармония жизни восстанавливается ею тогда, когда Фро «впускает» в свое сердце соседского мальчика, страдание и одиночество которого раньше она не слышала. Мотив любви к «дальнему», к человечеству в целом вступает в диалог с евангельской заповедью «любви к ближнему».
-
Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему "Взаимоотношение человека с миром живой природы" (по повести А.Максимова "Норка") 2008
Уроки внеклассного чтения – неотъемлемая часть изучения литературы. При планировании этих уроков я обязательно ввожу региональный компонент. Такие уроки, главная задача которых – привитие любви к родному краю, природе, чаще всего проводятся в лицейском музее «Культурное наследие».