Текст урока литературы в 8-м классе "Интегрированный урок математики и литературы"

Разделы: Литература


Цель урока: формирование понимания универсального характера схемы анализа и выявить возможности её использования при изучении литературы.

Задачи урока:

  • Сравнить логическую схему анализа со схемой анализа литературного произведения;
  • убедиться в универсальности схемы анализа;
  • выявить мнение учащихся о такой форме учебной деятельности как интегрированный урок.

Оборудование: проектор мультимедиа, таблицы со схемами анализа.

Доска: тема урока.

Ход урока.

1. Психологический настрой.

2. Основной этап.

Учитель математики. Сегодня у нас необычный урок. Его будут вести два учителя: учитель математики и учитель литературы. И сама тема урока необычна: “Использование схемы анализа на уроках математики и литературы”. Вполне понятно, что возникает вопрос “Зачем такой урок?” Попытаемся вместе ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки.

Учитель литературы. Как всегда мы нашу работу начнём с формулировки цели деятельности.

Какое ключевое слово в теме урока, по-вашему? (использование).

Формулируется тема урока учениками. Итак, цель (для учеников) нашего урока: выяснить, каким образом можно использовать схему анализа на уроках литературы.

Учитель литературы. Логический анализ (в переводе с древнегреческого “разложение”) – мыслительная операция, которая заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний.

Слайд 1: Схема анализа.

  1. Объект анализа (что анализируем?)
  2. Предмет анализа (какую часть объекта анализа исследуем? Или на предмет чего анализируем?)
  3. Цель (для чего делаем анализ?)
  4. Критерии (что является основанием для анализа ? Или с чем сравниваем?)
  5. Процедура анализа (что делаем в процессе исследования?)
  6. Результат анализа.

Учитель математики. Математика – наука, основанная на логике. Средство логики – анализ любой информации независимо от её научной принадлежности. Это означает, что они могут быть отнесены к общенаучным методам познания. У вас на столах лежит схема анализа, которую мы используем при решении задач. Как она работает?

Схема анализа.

  1. Объект анализа (что анализируем?) текст задачи
  2. Предмет анализа (на предмет чего анализируем?) выявляем, что дано, что требуется определить.Цель (для чего делаем анализ?) решить задачу
  3. Критерии (что является основанием для анализа? известные образцы Или с чем сравниваем?) алгоритмами, законами
  4. Процедура анализа (что делаем в процессе реализуем алгоритм решения, исследования?)
  5. Результат анализа. Достигнута или не достигнута цель: задача решена или понятно, что не могу решить задачу.
  6.  

Мы с вами повторили всё, что необходимо для перехода ко второму этапу урока. Передаю слово учителю литературы.

Учитель литературы. Обратимся к схеме анализа прозаического произведения, с которой вы давно и хорошо знакомы. Откройте тетради. Посмотрите, похожи ли схемы?

Сегодня мы проведём анализ рассказа Андрея Платонова “Третий сын” по схеме, которую вы использовали при решении задач.

3. Работа с классом

Большинство из вас уверены в силе любви родителей к вам. Думаю, многие из вас задали себе этот вопрос, когда прочитали рассказ А. Платонова “Третий сын”. И так, начнём.

1. Объект анализа (что анализируем?) рассказ А. Платонова “Третий сын”

2. Предмет анализа ( на предмет чего анализируем?) содержание

3. Цель (для чего делаем анализ?) для понимания темы, сюжета, композиции, смысл рассказа.

4. Критерии (что является основанием для анализа? сравнение с общечеловеческими.

Или с чем сравниваем?) нормами морали.

5. Процедура анализа (что делаем в процессе герои рассказа: исследования?) характеристика, их поступки.

6. Результат анализа личное отношение к происходящему.

Работа над композицией рассказа (беседа)

экспозиция – отправка телеграмм стариком по поводу смерти матери.
завязка – приезд сыновей
развитие действия – панихида “караул у гроба”
кульминация – поступок третьего сына
развязка – похороны

?? В чем смысл рассказа? В глубокой материнской любви, о жизни и смерти, об отношениях между отцами и детьми.

1. Расскажите о героях рассказа (старик, сыновья, внучка)

Гвардия, строй настоящих мужчин. Их 6, кто они? Какие чувства испытывают сыновья, встретившись на похоронах матери после долгой разлуки? Эпизод “У гроба, ночью.” Над чем хохотали братья, о чём говорит нам этот смех? Одобряет ли автор такое поведение? (ответы учеников)

Позиция автора ясна. Ему понятно чувство обиды старика и испуг внучки. Что говорит автор с презрительной усмешкой о старшем сыне? (ответы учеников)

Какой пейзаж рисует автор и для чего? (осень на улице и в душе героев)

Ушла в вечность мать. Обратили ли вы внимание на то, с чем сравнивается материнская любовь? (со светом, лампой. Свет погас со смертью старухи)

Ребята, с какими произведениями перекликается рассказ Платонова? (Астафьев “Мальчик в белой рубахе”, Паустовский “Телеграмма”) Что объединяет эти рассказы? (материнская любовь)

Почему автор не называет имён героев? Почему рассказ называется “Третий сын”?

Рассказ заканчивается похоронами и упоминанием о том, что отец братьев тоже умрет. Права я буду, если скажу, что рассказ пессимистический? (нет, так бывает, родные умирают, но жизнь продолжается – будущее за девочкой-внучкой, свет лампы будет поддерживать именно она).

4. Итоги урока.

Ваше личное отношение к рассказу. Хочу обратить ваше внимание, что анализ литературных произведений всегда субъективен. Он зависит от ваших взглядов, вашего опыта.

Ещё раз вернёмся к цели нашего урока. (Ответы учащихся)

Учитель математики. Завершается наш необычный, но. на мой взгляд интересный урок. Хотелось бы услышать ваше мнение, нужны ли такие уроки? (Ответы учащихся)