Литература
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы на примере рассказа А.Платонова "Третий сын" 2008
Актуальность избранной темы заключается в необходимости формирования и развития у школьников общественно значимых идеалов. Единый сюжет прозы А.Платонова – путешествие в глубины и из глубин человеческих и народных судеб. Андрей Платонов пишет правду - взыскует истину. Герои Платонова «в разрезе» похожи на мелкослойную древесину: скупо и тесно откладываются одно за другим кольца привычек, переживаний. У Платонова нет так называемых простых людей, примитивных, словно бы не знающих внутренней жизни духа.
-
Урок литературы Красноярского края в 8-м классе "Каков ты, сибирский характер" 2008
Урок является вводным уроком в рамках реализации национально-регионального компонента по предмету "Литература Красноярского края" в 8-м классе. Воспитание гражданина - одна из задач, которую решают учителя литературы на своих уроках.
-
Компетентностный подход к формированию эмоционально-личностного отношения к миру на занятиях по литературе 2008
Дисциплина "Литература", предусмотренная рабочим учебным планом, направлена не столько на овладение студентами определенными познаниями в области литературы как предмета, сколько на формирование эмоционально-личностного отношения к миру, общей культуры человека. В статье описано, как на занятиях по литературе со студентами педагогического колледжа идёт формирование когнитивных компетенций - готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации личностного потенциала, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремления к саморазвитию, к постоянному обогащению своей профессиональной компетентности.
-
Урок по рассказу Н.С.Устиновича "Лебединая дружба". Рассказ о дружбе, верности и преданности 2008
Урок соотнесен с программой по литературе Красноярского края на основе регионального стандарта. Задачи урока направлены на развитие эмоционального восприятия художественного текста, формирование навыков сравнительного анализа, творческого воображения, воспитание вдумчивого читателя.
-
Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях и на уроках инновационного характера 2008
На встречах в Литературной гостиной, которые проводятся в Томском государственном педагогическом колледже, студенты, будущие филологи по дополнительным специальностям, не просто знакомятся с методикой проведения этих мероприятий, выступают в роли актеров, чтецов, но и обогащают свой внутренний мир прекрасным. Подобные встречи вызывают у студентов творческую активность, развивают навык выразительного чтения, работу воображения, учат слушать и слышать, способствуют духовному росту, учат тому, как помочь ученику пережить "умные эмоции" общения с искусством, овладеть формами общения с искусством. В работе представлена литературная композиция по творчеству А.Ахматовой.
-
Литературное посвящение "Чудо русской иконы" 2008
Материал представляет интеграцию литературы, живописи и регионального компонента - основ православной культуры. В сценарий вошли стихотворения светской и духовной литературы. Библия является непреходящей ценностью нашей жизни, и знание ее необходимо каждому образованному человеку. Чтение стихотворений, представление произведений иконописи и использование современных информационных технологий способствуют формированию в сознании детей высоких духовно-нравственных ценностей.
-
Урок литературы в 7-м классе "Поэтические загадки Владимира Хлебникова" 2008
Урок литературы в 7-м классе знакомит учащихся с творчеством В.Хлебникова и направлен на формирование умения анализировать лирические произведения.
-
Интегрированный урок (литературное чтение + музыка). Образовательная система "Школа-2100" 2008
Данный урок углубляет представления детей о культуре русского народа, его традициях, обычаях; способствует развитию выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувству юмора; развивает представления учеников о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества; воспитывает интерес к народному искусству.
-
Дифференцированное обучение на уроках литературы 2008
Использование технологии уровневой дифференциации позволяет учитывать наличие у обучаемых каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков. При этом каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
-
Тема урока: "Гуманисты эпохи Возрождения" 2008
Сервантес - писатель эпохи Возрождения – сказал: "Каждый человек - сын своих дел". Слова эти были произнесены в XVI веке, но они злободневны и по сей день. Глубже постичь этот период человеческой истории, его особенности нам помогут литературовед, искусствовед, историк, биограф.
-
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. "Муму" 2008
Урок литературы в 5-м классе с целью познакомить с биографией И.С. Тургенева, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму». В процессе урока учащиеся учатся краткому пересказу текста и художественному пересказу отдельных эпизодов.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Творчество С.Я. Маршака" 2008
Урок литературного чтения в 4-м классе на тему "Творчество С.Я. Маршака". Урок творчества, компетентностно-ориентированного направления. Урок направлен на развитие творческих способностей, познавательных интересов учащихся. Урок с применением информационных технологий.
-
Образ главного героя. Причины появления "обломовщины" 2008
Урок литературы с учащимися 1-го курса по теме "Образ главного героя. Причины появления "обломовщины". На уроке учащиеся составляют портретную характеристику главного героя, пытаются проследить, как традиции и обычаи семьи отразились на характере героя. В разработке урока используется презентация Power Point, которая помогает интереснее провести урок.
-
А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой) 2008
А.С. Пушкин "Арион": связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой). Основные моменты урока - чтение, словарная работа, ответы на эвристические вопросы.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы" 2008
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа.
-
Серебрянный век русской и японской поэзии 2008
Урок знакомит учащихся с Серебряным веком русской и японской поэзии на примерах творчества самых ярких представителей русской и японской литературы. В работе используются наглядные материалы, презентации, фотографии. Урок проводится в форме викторины.
-
Урок внеклассного чтения по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина в 9-м классе 2008
В статье представлен урок внеклассного чтения в рамках литературного краеведения, посвященный 180-летию со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина. В ходе урока учащиеся представляют презентацию творчества писателя, показывая умение работать над исследовательским сочинением. Инсценировка по произведению писателя развивает эстетические вкусы учащихся через приобщение к искусству слова.
-
"Воскрешение души Родиона Раскольникова" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
"Преступление и наказание" – один из интереснейших романов Ф.М. Достоевского. Полностью раскрыть характер главного героя, понять его душу помогает эпилог романа, где показывается процесс воскрешения души Родиона Раскольникова. Урок, построенный на основе анализа отрывка эпилога, способствует пониманию ошибочности теории, которая убивает всё человеческое. Благодаря уроку ребята самостоятельно могут прийти к выводу, что любовь и сострадание способствуют возрождению героя.
-
Урок литературы "Как стать крылатым" (по сказке-притче Ф.Сологуба "Крылья") 2008
На уроке литературы в 5-м классе рассматриваются особенности жанра притчи. Знакомство с биографией писателя, медленное чтение, инсценировка сказки, сопоставление её с другими произведениями искусства - пути постижения нравственных проблем человеческой души. На уроке используются индивидуальные и групповые формы работы.
-
Урок литературы по теме "Детство в творчестве А.Л. Решетова". 7-й класс 2008
Учебник литературы в седьмом классе по УМК под редакцией А.Г. Кутузова включает изучение литературоведческого понятия «лирический герой». Урок «Тема детства в лирике А.Л.Решетова» реализует возможность закрепить теоретические и практические знания по данной проблеме, углубляет практические навыки анализа стихотворных произведений, даёт возможность глубже изучить творчество А.Л. Решетова, известного пермского поэта.
-
План интегрированного урока литературы и технологии. Образ русских женщин эпохи романтизма 2008
Главная задача открытого урока "Образ русских женщин эпохи романтизма" – научить учащихся с уважением относиться к историческим источникам, воспитать уважение к художественным произведениям Н.А. Некрасова, к русским женщинам.
-
Горестный мир и его неожиданное преображение в главах романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (рассказ "Мальчики"). 7-й класс 2008
Основные цели и задачи: показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления; воспитывать добрые чувства в детях. Дети выясняют значение слов «добро», «сострадание», «зло», приводят строчки из рассказа и библейские истины. Разворачивается дискуссия при ответе на вопрос: «Для чего рождается человек на земле?».
-
Мифы народов Сибири 2008
Специфика курса «Литературное наследие Сибири» заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Томской области, региона, кругом имён авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок по теме: «Мифы народов Сибири» знакомит с фольклором и литературой родного края на примере художественных текстов народов, проживающих в Сибири.
-
"Счастье без свободы или свобода без счастья" — третьего не дано? (Материалы к уроку по роману Е.Замятина "Мы") 2008
Представлен подробный план итогового урока по роману Е.Замятина «Мы». В ходе занятия ребята приводят в систему свои представления об этом произведении, развивают навык публичного выступления, культуру речи, творческие способности, размышляют над проблемами, вопросами, разрешить которые важно современному молодому человеку.
-
"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2008
Ёмкость названия и содержания повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» достигается за счёт антитезы – противопоставления контрастных цветов: белого и чёрного. Эпитеты «белый», «чёрный» в прямом значении характеризуют окрас Бима; в переносном – поступки людей, его окружающих.
-
Проект по созданию диафильма в 6-м классе на основе баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед" 2008
В данной статье описывается процесс создания проектной работы – диафильма на уроках литературы, ИЗО и музыки. Даны рекомендации по организации учебного времени, планированию деятельности учителя и учеников. Статья сопровождается приложением – диафильмом.
-
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе 2008
Уроки по современной русской литературе включают анализ разножанровых произведений известной писательницы Т.Н. Толстой: рассказа "Соня" (1985 г.) и романа "Кысь" (1999 г.). Предметом анализа является нравственные и этические проблемы нашего времени. Ведущий приём исследования - аналитическая беседа с использованием данных из интервью и публицистических статей Т.Толстой.
-
Элективный курс "Лингвистический анализ поэтического текста" для 11-го класса 2008
Программа построена на углубленном изучении средств выразительности, используемых в русском языке. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: "Языковые средства выразительности" и "Основы комплексного анализа поэтического текста".
-
Урок-игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина 2008
Урок-игра по сказкам М.Е .Салтыкова-Щедрина (7-й класс, литература) с применением ИКТ, что позволяет привлечь интерес учащихся к прочтению и пониманию сказок, работы в группах; кроссворд помогает увидеть слово в тексте, а это развивает зрительную память учащихся.
-
Открытый урок литературы в 11-м классе "Любовь к родному пепелищу" 2008
Урок литературы. Цель – проанализировать идейно- художественное своеобразие отдельных глав книги И.Шмелева "Лето господне". Урок включает биографию писателя, видеоматериал, фотографии и картины Б.Кустодиева.