Тема урока: «Сказка и басня»
Цель урока: найти сходства и различия между сказкой и басней;
Задачи:
- выделить отличительные особенности сказки и басни,
- сравнить сказку с басней,
- обучать анализу художественного произведения,
- развивать исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать и обобщать.
- воспитывать в детях твердую жизненную позицию
- воспитывать любовь к народным сказкам и родному слову.
Оборудование: доска, учебник, таблица, тетрадь.
Виды деятельности: эксперимент, сопоставление, выделение отличительный особенностей, работа с дополнительной литературой, составление таблиц, систематизация материала.
Эпиграфы к уроку:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добру молодцу урок.
А.С. Пушкин
Басня есть поэзия рассудка.
В.Г. Белинский
№ | Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. | Оргмомент | Учитель читает отрывок из
стихотворения С.Есенина «Бабушкины сказки».
|
|
2. |
Формулировка темы урока. Задачи, цели | – Как вы думаете, какие сказки
рассказывала внукам бабушка в стихотворении
С.Есенина? – А рассказывали ли вам в детстве сказки? – Какие сказки вам нравились больше всего? – Какие сказки любили ваши родители? – Расскажите о том, как создавали сказку, где ее рассказывали, кто и когда ее рассказывал? – Сегодня на уроке мы вспомним все, что изучили о сказках, еще раз выделим их отличительные особенности. – А можно ли превратить сказку в басню? Сегодня мы попробуем это сделать. |
Она рассказывала волшебные сказки,
потому что Иван-дурак – герой волшебных сказок. Ответы детей.
Выслушиваются ответы учащихся. |
3. |
Работа по теме урока | – На какие группы делятся сказки? (Составление опорной схемы на доске) – Расскажите о каждой группе, используя материал таблицы, которую заполнял каждый из рядов. Остальные ребята должны заполнить недостающие столбцы в таблице. После урока тетради сдадите, ваша работа будет оценена. – Что нового вы узнали о сказках на уроках литературы? Какие источники информации вам помогли это узнать? Где вы еще можете узнать о сказке? Послушайте сообщение ученика о том, какой предстает в русских народных сказках Баба Яга. – Как вы думаете, какие сказки появились раньше и почему? – Какие сказки о животных вы знаете? – Заполните таблицу, вспомните сказки о животных, которые вы знаете, и запишите их героев, распределив по столбцам. Проверка выполненного задания. – Перед вами текст, жанр которого вам нужно определить. Прочитайте текст выразительно. – Что, по-вашему, это такое: сказка или басня? – Почему этот текст можно назвать сказкой? – Почему его можно назвать басней? – Что нужно сделать, чтобы этот текст превратился в басню? – Что такое мораль? – Придумайте мораль к этой басне. – Сравните свои варианты с моралью автора. – На какую известную вам басню похожа басня Эзопа. – Давайте послушаем, как переложил на стихи эту басню И.А. Крылов, изменил ли он что-то в басне? – Прочитайте мораль к басне Крылова. – Что такое лесть? – Почему она гнусна, т.е. омерзительна? – А почему лесть вредна? – Почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? – Что изменится в басне, если перенести мораль в конец басни? |
Учащиеся дают ответ по плану: 1. Какие
сказки прочитаны?
|
4. |
Проверка домашнего задания | – Прочитайте сказку о животных, которую
вы сочинили дома, а мы все попробуем придумать к
ней мораль. – Чему учит сказка? – Что нужно изменить в сказке, чтобы она превратилась в басню? – Давайте посмотрим, какие уроки дает нам басня. – Что дает нам основание сравнивать сказку с басней? |
Слушают сказку, придумывают к ней
мораль. Чтение и анализ басни, заполнение таблицы. |
5. |
Работа с эпиграфами к уроку. Подведение итогов |
– Обратимся к эпиграфам. Посмотрите на
слова Пушкина и Белинского, они помогут вам
ответить на вопросы. – Для чего сочиняют басни? – С какой целью сочиняли сказки? – Можно ли назвать сказку поучительной? – Что же общего между сказкой и басней? |
Сказка тоже поучительна, но
поучительность в сказке скрытая, а в басне явная. И в сказке, и в басне фантастический сюжет, в них действуют вымышленные герои, многий басни похожи на сказки о животных, но в басне есть мораль, а в сказке поучительный смысл скрыт, он дан в виде намека. |
6. |
Домашнее задание | – Придумать мораль к известной сказке о
животных, т.е. превратить сказку в басню. – Написать сочинение «Чему могут научить нас басни и сказки?». – Сочинить басню. |
Приложение 1.
Сказка |
Персонаж |
Человеческое качество |
«Битый небитого везет». «Лиса и журавль». «Рак-рак, а я как» |
||
Басня |
Персонаж | Человеческое качество |
«Ворона и лисица» «Квартет» «Свинья под дубом» |
Приложение 2.
Ворон и лисица
Удалось Ворону раздобыться куском сыру,
взлетел он на дерево, уселся там и попался на
глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и
говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И
цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь
только у тебя голос — быть тебе владыкой всех
пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон
на удочку. Решился он доказать, что у него есть
голос, каркнул он во все воронье горло и выронил
сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос,
Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Эзоп.