План-конспект урока литературы "Перекличка веков". Анализ стихотворения М.Цветаевой "Плач Ярославны"

Разделы: Литература


План-конспект составлен на основе учебного плана “Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе”

Учебник: Литература, 9 класс под редакцией М. Коровиной.

Дополнительная литература: Н. Паскевич “Уроки мастеров слова” г.Краснодар, 2000г., Словарь литературоведческих терминов, М. 1974г.

Цель урока:

 1.Обучающая:

  • познакомить учащихся с личной драмой в жизни поэтессы;
  • определить, в чём выражается перекличка веков.

 2. Развивающая:

  • развивать умение пользоваться стихотворным текстом;
  • совершенствовать навыки анализа;
  • развивать логическое мышление.

 3. Воспитывающая:

  • воспитать чувство сострадания;
  • уважительно относиться к чувствам другого человека;
  • формирование морально-нравственного познания учащихся.

Задачи урока:

1. Педагогическая:

  • сформировать новые знания о художественных особенностях текста;
  • воспитание нравственной личности;
  • развитие креативных способностей – творчески создавать, раскрывать свою душу.

2. Диагностическая:

  • в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено удачно, хорошо, где знания стали уже умениями и навыками.

3. Познавательная:

  • особенностями лирического произведения стали трагические ноты, чувствуется переживание героини.

4. Исследовательская:

  • достигается в процессе работы с текстом, его анализом.

Цели саморазвития учителя:

Прежде всего для меня главное – отношение с ребятами в процессе общения. Стараться не навязывать ему свою точку зрения, т.е. работать по схеме: автор-ученик-учитель.

Этот материал можно использовать в качестве дальнейшего изучения творчества М. Цветаевой (11 класс), для внеклассных мероприятий (диспуты, литературные салоны, клубы). Материал интересен не только учителю, но и ученику (из опыта).

Диск содержит фотоматериалы, отрывки стихотворений М. Цветаевой, цитаты из “Слова о полку Игореве”, дополнительный материал.

Моя Цветаева… первая встреча с поэтом состоялась поздно, в 1976г. в фильме Э. Рязанова (в 2007 году ему исполнилось 80 лет) “Ирония судьбы…” Помните строчки “Мне нравится, что вы больны не мной…”. Стихами сразила сразу и на всю жизнь. Больно, что о таком поэте знали не многие. Жизнь и трагическая судьба этой необыкновенной женщины почти неизвестна вам, дорогие мои ученики. Кто виноват? Извечный вопрос. Что делать? Читать Цветаеву.

М.И. Цветаева о своих стихах писала: “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд” (1913г.)

Черёд настал!

23 декабря 1920 года появилось произведение “Плач Ярославны”, написанное в драматический период её жизни. Современники отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой – это отражение её жизни, чувств. В водовороте гражданской войны, в Белой гвардии, между жизнью и смертью находился её муж Сергей Эфрон.

Стихотворение М. Цветаевой “Плач Ярославны” сразу ассоциируется с великим памятником древней литературы “Слово о полку Игореве”.

 

В них общая героиня – Ярославна. И та, и другая оплакивают своего мужа. Это трагедия русской женщины, женщины 12 и 20 веков, трагедия Руси и народа России.

Создается впечатление, что душа Марины больше не может выдержать напряженных чувств. Она стремится освободиться от переполняющей сердце боли через Слово. В стихотворении “Плач Ярославны” и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за всех русских женщин.

Главным героем в стихотворении выступает Ярославна. Она черпает веру и надежду в сильном характере древней героини. Разница во времени Восемь столетий. Сколько поколений унесла река времени, как изменился мир. Остались только:

Любовь – боль – слезы: все душевные страдания

А еще - Плач… Он старше “Слова”… В нем жизнеутверждающий пафос

Это обрядовая песня. Она импровизировалась по определенному стандарту:

1. Зачин.

“Плач Ярославны” - Слышите?
Вопль-обращение “Игорь мой”, обращение к ворону, Солнцу.
Вопль-обращение “Русь! Игорь!”

2. Причитания

Монолог – размышления, обращение к ветру, диалог с ветром

3. Концовка

“Плач Ярославны” - Слышите?

Судьба Ярославны

Завершается образом женщины – жены. В своей работе я хотела показать свое понимание композиции и интонационно-синтаксические особенности стихотворения “Плач Ярославны”.

I. Анализ поэтического произведения

Структура стихотворения говорная, интонация народного плача, стихотворение начинается с зачина

1. Зачин – ключевое слово – “вопль стародавный”. Это эпитет. Он подчеркивает древность. К нему присоединяются слова: непрерывный – неизбывный.

Автор как бы требует от нас – “Слышите?” Перед словом ставит знак “тире”.

К зачину Цветаева относит и обращение к Игорю (5раз). Обращение к Игорю усиливается словами “мой”, “князь”. Это крик души, желание донести свой голос, чувство до любимого человека. А им для Цветаевой был Сергей Эфрон.

Ее любовь к нему была сплетена из нежности и жалости: “Такие – в роковые времена – слагают стансы – и идут на плаху” ( 3 июня 1914г. , Коктебель, стих “С.Э.”

Заканчивается зачин словом “Русь”. Это не случайно. Для поэтессы и ее героини Ярославны судьба любимого и Родины жизненно важны. Без них она жить не сможет.

Автор внимательно следит за словом. Здесь и обращение к любимому и к силам природы, и размышления о жизни, о превратностях судьбы. Обращение – традиционная форма для фольклора.

Ярославна М.Цветаевой – обращение к Солнцу, ворону, ветру

Ярославна из “Слова…” тоже обращение к ветру, Солнцу, Дону.

2. Причитания. Плакальщицы (вопленицы) не просто оплакивали усопшего. Они рассказывали о его жизни, делах.

Выстраивается цепочка: ложь – обман – смерть.

“Лжет, обманул нас Баян льстивый…”

Смешение слов высокого и низкого стилей придает размышлениям разоблачительный характер: “пал Игорь” - погиб за Отечество, за Русь, за правое дело. Настораживает слово “белое”. В нем заложен глубокий смысл.

“Белое дело” - правое дело – Белое движение в России (историческое явление). В 1920г. произошло крушение Белого движения. Оно повсюду было разгромлено. Писатель Шульгин писал: “Белые – русские люди. Они взялись за оружие, чтобы власти дали всем возможность жить, трудиться, прекратить раздувать ненависть к белым. Это почти святые”.

Далее поэтесса обращается к ветру. Интересен повтор этого слова:

Ветер Ветрило Вихрь Бродяга
Перемещается горизонтально Мощный ветер Круговые движения Бездомный

Интересен повтор слова “белый”, “белое тело”, “Белое дело”, “Белый Дон”, “белый поход”.

Белый – это цвет правды, чистоты, святости помыслов. Таким переплетением М.Цветаева доказывает основную мысль: напрасно ввергли Русь и в эту кровавую бойню, напрасно погиб Игорь. Кратки, лаконичны фразы. Но как велика сила чувств, переданных автором! Очень интересен выбор эпитетов к слову “плач”:

Плач ярый – сильный
Плач плавный – бессильный, уже нет больше силы.

И в обрядовом плаче, и в плаче Ярославны Цветаева просматривает образ женщины – матери, жены. Только они могут так оплакивать дорогих им людей.

3. Концовка стихотворения “Плач Ярославны”. Последние строфы дают ответ на вопросы:

Какова же судьба Ярославны Цветаевой?
Кто виноват в ее трагедии?

И получали ответ:

Белое движение разгромлено ( “Кончен белый поход” )
Русь кончена
Мужа, борца за справедливость – нет!
И ей в этом мире места нет.

А случилось это 31 августа 1941 года, когда она приехала с сыном в Елабугу. А.Ахматова писала: “Ее убило то время, нас оно убило, как убивало оно многих, как оно убивало и меня…”

Мы с тобой сегодня, Марина,
По столице полночной идем…
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш назаметающий след.

II.Стиховая структура создания произведения.

1). Необычно деление на строфы ( части ) – они различны по строению. Каждая из строф несет определенную мысль, но логично связаны, ритмичны за счет переносов ( дополнительные паузы )

- Игорь мой! Князь (пауза)

- Игорь мой! Князь (пауза)

- Игорь!

В 3-й строфе тоже 5 пауз

Не будем забывать – ведь это плач Ярославны. Паузы связаны с дыханием рыдающего человека, речь его прерывиста. Кроме того, в этих словах первый слог ударный. Этот прием усиливает ритм стиха: вопль, плачут, слышите, ворон, глаз, солнце, стрелы.

Вслушаемся в звучание стихотворения. Вот оно слово ПЛАЧ. Автор использует аллитерацию и ассонанс. Этим самым слышим отзвуки слова. Давайте проследим:

Вопль стародавний ([о]) пл [а]

Плач Ярославны пл, [а] [а]

Слышите? сл, [ы]

Непрерывный [ы]

Вопль – неизбывный [о]. пл, [ы]

пл-сл-гл-л; а-о-ы

Так М. Цветаева достигает гармоничного единства. Делая вывод, думаешь, откуда Цветаева нашла силу, чтобы создать такое патриотическое произведение. Её героиня сильна, она готова вынести всё во имя спасения Отечества, Руси, мужа. Без них она и жить не хочет. Такова Ярославна Цветаевой. Такова Ярославна во все времена.

III. Практикум. Звуковая инструментовка.

Цель:

1. Совершенствовать навыки анализа, применяя полученные знания.

Звуковой символизм – способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а так же многочисленные эмоции.

Задание. Определите, какие поэтические ассоциации вызывает символика имён и фамилий в стихотворениях М.И.Цветаевой:

  1. Кто создан из камня, кто создан из глины,-
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело – измена, мне имя – Марина,
    Я – бренная пена морская.
  2. Имя ребёнка – Лев,
    Матери – Анна.
    В имени его – гнев,
    В материнском его – тишь.
    Волосом он рыж,
    -Голова тюльпана!-
    Что ж, осанна
    Маленькому царю.

Задание. Обратите внимание на то, каким образом зарифмовано имя “Анна” в отрывке. Как вы думаете, почему!