Литература
-
Мир детства в стихотворении И.А. Бунина "Чем жарче день, тем радостней в бору" 2009
Данный урок является уроком совершенствования литературных знаний и развития читательских аналитических умений школьников. С точки зрения типологии уроков литературы можно сказать, что он является уроком изучения художественного произведения и уроком обучения художественному восприятию произведения.
-
Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Работа раскрывает опыт организации исследовательской деятельности школьника в микрогруппах. Учащиеся, получив перспективное домашнее задание, организовали исследовательскую работу в микрогруппах, путем проблемного анализа текста подготовили ответ на вопрос: "Мастер - имя нарицательное?" Урок развивает образное мышление учащихся, воспитывает интерес к творчеству М.Булгакова.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Знакомство с зимними календарными обрядами как подготовка к изучению повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2009
Цель данного урока: заинтересовать учащихся старинными русскими обрядами, показать образность и поэтичность зимних праздников. А увидеть примеры проведения обрядов они должны при чтении повести. На уроке ребята узнают русские колядки, способы гадания и много интересного из жизни русского народа.
-
Игра для знатоков литературы, музыки, изобразительного искусства "Союз прекрасных муз" 2009
Интеллектуальная игра "Союз прекрасных муз", проведенная в седьмых классах после изучения темы "Мифы. Древнерусская литература. Литература XVIII века", позволяет обобщить знания учащихся и рассмотреть программный материал по литературе с учетом межпредметных связей. Игра состоит из четырех геймов: "В литературной гостиной", "За столом литературоведа", "Музыкальный салон", "В мастерской художника". Между геймами проводятся конкурсы для болельщиков.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" и "Вечер накануне Ивана Купала") 2009
Урок продиктован желанием учителя ввести учащихся в поэтический мир Н.В Гоголя, помочь ощутить национальный колорит его произведений. Урок построен по принципам развивающего обучения, направлен на формирование умений школьников анализировать прозаический текст, на развитие исследовательских способностей. Воспитывает любовь к прошлому и уважение народных традиций.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Позови меня с собой…" 2009
В сценарии представлен материал внеклассного мероприятия по литературе для учащихся старшего школьного возраста.Практический материал предназначен для учителей литературы и может быть использован для активизации учебного процесса.
-
И.С. Тургенев — певец русской природы 2009
Показано, как на уроках литературы в 6-м классе можно донести до учеников художественно-изобразительную силу творчества И.С. Тургенева.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэтические картины зимы в стихах А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро»" 2009
Статья знакомит учащихся с поэтической классикой. Воспитывает у учащихся искусство чтения, естественную отзывчивость на слово, образ, ритм.
-
Анализ языка художественного произведения как способ повышения читательской активности учащихся (на примере изучения рассказа В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") 2009
Основной путь изучения художественного слова – активная работа мысли и творческого воображения учащихся. Эта активная работа над словом проявляется в изучении всех сторон произведения: в анализе заглавия, характеров героев, пейзажа или портрета, в анализе деталей и т.д.
-
Устный литературный журнал "Добрый писатель", посвященный творчеству М.М. Пришвина 2009
Данное мероприятие позволит расширить представление о творчестве М.М. Пришвина, расширить читательский кругозор и привить любовь к книге.
-
Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица" (урок в 5-м классе) 2009
Это второй урок по творчеству Крылова. По типу урок комбинированный, основан на повторении уже имеющихся знаний и получении новых. На данном уроке использовала различные виды новых технологий. Коррекционное образование имеет свою специфику, есть необходимость в применении специальных технологий. Я использовала: музыкотерапию, хромотерапию, образовательную кинезиологию.
-
Защита проекта "Мифы народов мира" 2009
Метод проектов - комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Дает толчок к творческой деятельности учащихся, способствует нравственному развитию личности.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Вечер русского романса" (по любовной лирике русских поэтов первой половины XIX века) 2009
Трудно сравнить какое-либо внеклассное мероприятие с литературным вечером. Во-первых, вечер «усердно работает» непосредственно на урок литературы, на углубленное изучение материала. Во-вторых, создает условия для раскрытия творческих возможностей учащихся, выявляет их индивидуальность. В рамках недель русского языка и литературы ежегодно проводим литературные вечера по творчеству русских писателей и поэтов. Этот вечер посвящен русскому романсу, в частности, любовной лирике русских поэтов первой половины XIX века.
-
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать…" (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс 2009
Главная цель урока: воспитание уважительного отношения к людям, понимание того, что поведение человека не должно зависеть от ситуации, иначе случайность может стать причиной серьезных неприятностей в жизни, исправить которые не всегда возможно. В качестве иллюстративного материала можно использовать презентацию к уроку. В качестве раздаточного материала предлагаются таблицы, карточки с текстом для анализа произведения.
-
Урок внеклассного чтения по повести М.Ю. Лермонтова "Штосс" "Тайны души художника Лугина" 2009
Неоконченную повесть М.Ю. Лермонтова «Штосс» можно использовать на уроках внеклассного чтения до или после изучения романа «Герой нашего времени». Учащиеся говорят об одиночестве художника Лугина, не сумевшего реализовать свои творческие возможности, не нашедшего ни любви, ни счастья. Причины душевной пустоты героя повести оказываются понятны и близки подросткам ХХI века.
-
Методическая разработка проекта для учащихся 6-го класса "Старинные меры в паремиологии" 2009
Проект был реализован авторами с учащимися 6-го класса. Работа может служить примером применения проектной технологии. Коллективом учащихся создана электронная выставка «Старинные русские меры в жемчужинах речевого творчества». Всего найдено и объяснено 42 пословицы и поговорки. Данная работа актуальна уже потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов. В результате работы дети пришли к выводу, что пословицы потому и живут столетиями в народной речи, что в разных меняющихся жизненных условиях всякий раз обретают новый смысл, применяются по сходству ко всё новым и новым людям, событиям, делам.
-
История создания комедии "Ревизор". Знакомство с комедией 2009
Цели урока: ознакомить учащихся с историей создания комедии; закрепить знания о драматическом роде литературы; объяснить природу гоголевского смеха; воспитывать интерес к произведениям писателя; развивать навыки создания презентации; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
-
Урок литературы в 10-м классе с использованием ЦОР по теме "Воздух эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2009
На уроке развиваются навыки аналитического чтения, используются новые экспериментальные методики проверки знаний учащихся.
-
Литературно-экологический журнал "Приведем планету Земля в порядок" 2009
Для человека природа - среда жизни и источник существования. Человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду. Вносимые человеком изменения в природу превратились в угрозу. Сегодня человечество озабочено исправлением своих ошибок. Это единственно правильный путь, чтобы обеспечить дальнейшее существование людей на Земле. Поэтому будущее общество должно быть обществом экологически грамотных людей. Экологическое образование начинается в школе, поэтому наше мероприятие - призыв к человечеству.
-
Урок-конференция по произведению Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2009
В статье представлены два урока по произведению Экзюпери «Маленький принц». Цель уроков: познакомить учеников с биографией и личностью французского писателя и лётчика, с его произведением «Маленький принц», которое открывает своим содержанием глубокий нравственный мир человека, его мужество, готовность переносить любые трудности не во имя корысти, а во имя высокой цели «быть в ответе за всё».
-
"Зависть свет в нас убивает". Нравственное падение человека в трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" (9-й класс) 2009
Урок литературы в 9-м классе является интегрированным (литература, живопись, театр, музыка, ИКТ). На уроке учащиеся работают в опорных конспектах, что позволяет значительно сэкономить время. Особенностью урока является анализ трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в контексте иных временных эпох. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, где можно найти ссылки на Интернет-ресурсы по теме (виртуальные музеи Моцарта и Сальери, музыкальные коллекции, текстовый материал и т.д.).
-
Нетрадиционный анализ стихотворения как способ познания поэтического мира О.Мандельштама на примере стихотворения "Ветер нам утешенье принес…" 2009
О.Э. Мандельштам – один из самых сложных поэтов ХХ века. Анализ данного стихотворения проводится с целью углубления в творчество данного поэта.
-
Внеклассное занятие по литературе (творческая мастерская) на тему "Радужный мир детства" 2009
Погружаясь в мир детства, ребёнок осознаёт неразрывную связь с родными ему людьми. Каждый ребёнок может самореализоваться в разных видах творческой деятельности. Это и подразумевает работа юных художников и юных поэтов.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2009
Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Бесценных слов мот и транжир…" В.В. Маяковский. Ранняя лирика 2009
Вводные занятия очень важны, так как они раскрывают личность писателя, вводят учащихся в мир его произведений. Используя мультимедийные средства как иллюстрации особенностей литературного процесса или основных языковедческих понятий, легко добиться позитивных результатов в обучении, расширить объем учебной информации, улучшить организацию урока, повысить интерес учащихся к изучению предмета.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Стихотворения о родной природе" 2009
Интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства в 7-м классе.
-
"Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря" (ранняя лирика В. Маяковского) 2009
На уроке, посвященном ранней лирике В. Маяковского, мы попробуем понять, что за поэт Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. В результате внимательного чтения и анализа стихов Маяковского мы увидим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка и риторики в 7-м классе по теме "Тарас Бульба - выразитель взгядов и патриотических чувств запорожских казаков" 2009
Данный урок рассчитан на учащихся 7-х классов, изучающих наряду с русским языком и литературой риторику по программе Т. Ладыженской. В 7-м классе на уроках русского языка (по программе М. Разумовской) ученики знакомятся с публицистическим стилем. Так возникла идея провести интегрированный урок риторики, русского языка и литературы по повести Гоголя, в центре которого анализ речи Тараса Бульбы о товариществе.
-
Проект урока в системе. М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Первый урок в системе – установка на чтение. Знакомство с историческим материалом, важным для понимания идейного содержания и образов «Песни…». Заключительный урок посвящен фольклорным традициям, на котором ученики придут к выводу, что М.Ю. Лермонтов не подражал устной народной поэзии, а проникся ее духом и, опираясь на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение.
-
Урок по литературе в 12-м классе вечерней школы. Тема: "Различные литературные течения конца XIX — начала ХХ в. — акмеизм, футуризм, символизм, модернизм, декадентство" 2009
Цели урока: дать понятие слов-терминов: акмеизм, футуризм, символизм, модернизм, декадентство; сформировать представление о сложных явлениях в литературе прошлого века; воспитать толерантное отношение к творчеству поэтов начала века, создавших новую концепцию мира и человека в этом мире.