Литература
-
Литературная гостиная "Неизвестный Некрасов" 2009
Литературная гостиная «Неизвестный Некрасов» знакомит школьников с его лучшими произведениями, представляет поэта как человека глубоко верующего, через страдания нашедшего свой путь в Храм. Выразительное чтение, музыкальное исполнение романсов и песен, инсценировка фрагмента из поэмы «Русские женщины» - все это позволяет на школьной сцене провести яркое, эмоциональное, зрелищное мероприятие по творчеству Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы в 10-м классе.Тема: "Оставить по себе хоть крохотную сказку…" (по рассказу Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном") 2009
Представлена разработка урока литературы в 8-м классе по изучению рассказа Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном" с использованием кластера, синквэйна и тройного дневника. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Представлен план мероприятия, в котором подводятся итоги изучения детьми русских народных сказок.
-
Программа (проект) "Открытого урока чтения" в рамках Международного фестиваля "Библио Образ 2007" 2009
В целях развития у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера непосредственного восприятия ими художественного текста и в рамках международного фестиваля "Библио Образ 2007" в ГОУ СОШ № 258 был разработан, организован и проведён "Открытый урок чтения" для разных возрастных категорий обучающихся.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Своеобразие восприятия картины природы" 2009
Представленный урок является уроком внеклассного чтения. Направлен на развитие у учащихся навыка анализа пейзажных зарисовок, умения интерпретировать художественный текст.
-
Урок литературы в 11-м классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Цели урока: показать роль ершалаимских глав в структуре романа; расширить представления о нарисованных автором характерах; формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении; развивать интерес к творчеству М.Булгакова.
-
Урок русского языка. Знаменитые люди России: к 200-летию В.И. Даля 2009
Урок-игра, посвященный 200-летию В.И. Даля, на котором ученики обучаются комплексному анализу текста, тренируясь в разных видах разбора. Перед уроком проводится подготовительная работа: дети должны ознакомиться с биографией В.И. Даля, его деятельностью, поработать с четырёхтомным словарём, выписать понравившиеся пословицы, нарисовать иллюстрации к ним.
-
Люди праведные "глухой поры" (вводный урок литературы по рассказу Н.С. Лескова "Кадетский монастырь", 7-й класс) 2009
Представлен конспект вводного урока литературы в 7-м классе якутской школы по изучению рассказа Н.С. Лескова «Кадетский монастырь». Литература как вид искусства рассматривает своим объектом изображения саму жизнь. И в данном ракурсе изучение художественных произведений не может быть представлено без связи с историей.
-
Читательская конференция по повести К.Г. Паустовского "Золотая роза" 2009
Предложенная схема построения читательской конференции или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении читательских конференций и уроков с обзорным изучением творчества отдельных писателей, знакомства с новым писателем, итоговых уроков по изучению монографической темы или по анализу художественного текста.
-
Урок литературы в 11-м классе "Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" 2009
Урок посвящён творчеству двух замечательных поэтов Серебряного века. Цель урока - формирование любви и уважения к литературе Серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К. Бальмонта. На уроке используются компьютерные презентации, в которых отражён богатый материал.
-
Урок литературы в 6-м классе по лирике А.С. Пушкина по теме "Природа в поэзии А.С. Пушкина («Бесы», «Зимняя дорога»)" 2009
"Природа в поэзии А.С. Пушкина. Зимний цикл ("Бесы", "Зимняя дорога")" - урок, который важен, потому что создание стихотворения "Бесы" связано с Нижегородской землей. Стихотворение "Зимняя дорога" имеет несколько музыкальных вариантов, что позволяет учителю решать проблему взаимодействия слова и музыки на уроке литературы.
-
По следам чеховских героев 2009
Основная цель – формирование умения выражать своё мнение убедительно и грамотно; умения мыслить, доказывать свою точку зрения; формирование речевой компетенции, которая предполагает овладение богатством языка, расширение словарного запаса учащихся. Необходимо находить детали и понимать их роль в тексте, без чего понимание творчества А.П. Чехова невозможно. Занятие проводится для студентов 1-го курса, изучающих дисциплину «Литература».
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме "Алые паруса мечты" 2009
Цели урока: дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода; учить выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы); развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
-
Подготовка к сочинению-самоинтервью по лирике М.Цветаевой 2009
Сочинение в жанре самоинтервью имеет большое значение в воспитании самостоятельности учащихся, в развитии их творческого воображения и мышления, устной и письменной речи, предполагает чёткий отбор жизненный фактов, которые дают возможность составить и высказать собственное мнение, выразить свои чувства и настроения. Материал — экскурсии, посещения музеев, внеклассное чтение, встречи с людьми разных профессий, беседы на этические и эстетические темы.
-
Поиски оптимальных условий обучения девятиклассников при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности девятиклассников с вниманием к содержательной стороне урока для более успешного решения образовательных задач при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
-
Доля женщины в случайном семействе (По произведениям Ф.М. Достоевского) 2009
В работе поднята тема судьбы женщины в творчестве Ф.М. Достоевского.
-
Урок внеклассного чтения после изучения темы "Сказки Андерсена". Тема: "Путешествие к Андерсену" 2009
Данный урок по форме является нестандартным. Его можно использовать как заключительный или как урок внеклассного чтения после изучения темы "Сказки Андерсена". В структуре урока присутствуют элементы игры, творчества, соревнования.
-
Литературно-музыкальная композиция "Опять я с вами, о юные друзья!" 2009
Идея этой работы заключается в том, чтобы ученики научились видеть своеобразие мира поэта в сопоставлении с другими образными системами. В ходе изучения биографии поэта ученики готовятся к восприятию его произведений, приучаются к медленному, вдумчивому чтению, переживанию прочитанного. В подготовительный период ребята сами выбирают интересный материал из биографии поэта.
-
Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей" 2009
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-го класса. Она может помочь одарённым школьникам углубить свои знаний, подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе, к участию в олимпиадах и творческих конкурсах.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Лев и мышь" 2009
Разработка урока внеклассного чтения в коррекционном классе. Материалы могут быть использованы для занятий с детьми, обучающимися по программе VIII вида, но в общеобразовательных классах.
-
Урок литературы в 6-м классе "Зимние мотивы в поэзии А.С.Пушкина" 2009
Урок проводится с применением ИКТ. Использование компьютерной презентации позволяет раскрыть тему «Зима в живописи», увидеть картины И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Б.Щербакова, услышать актерское исполнение стихотворений А.С. Пушкина, проиллюстрировать картинами русских художников стихотворения А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 11-м классе "Душа и колючая проволока" (отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицина и В.Т. Шаламова) 2009
Урок-обобщение по творчеству А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в форме бинарной лекции; кроме программных произведений обсуждаются самостоятельно прочитанные главы из «Архипелага ГУЛАГа», повести «Раковый корпус», романа «В круге первом». Урок сочетает комплексное самостоятельное применение знаний в новых условиях, их обобщение и систематизацию, осмысление исторических и литературных процессов и явлений. Этим обусловлен его проблемный характер.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Драгунского "Девочка на шаре" "Счастье – это когда тебя понимают" (тема взросления в рассказе В.Драгунского) 2009
Постижение нравственных категорий через раскрытие художественных образов, через решение этических и эстетических проблем – вот круг вопросов, которые рассматриваются на уроках внеклассного чтения. Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказам В.Драгунского. Он показывает, как происходит активизация познавательной деятельности и нравственное прозрение учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 5-м классе по теме "Герои детских книг, или Путешествие в страну Литературию" 2009
Данный урок проводился как обобщающий по внеклассному чтению в 5-м классе. Форма - путешествие. Идея интегрировать его с английским языком состоит в том, что учащиеся могут не только пересказать прочитанные произведения, но и проявить свои умения строить элементарные высказывания на английском языке, а также понимать иностранную речь.
-
Урок-КВН в 5–6-м классе по теме "Родная природа в произведениях УНТ, в изображении русских поэтов, художников, композиторов" 2009
Урок способствует развитию умений выразительно читать стихотворения, составлять связный текст (сочинение-рассуждение "Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года"; сочинение-описание картины; сочинение-миниатюра по музыкальному произведению (отрывку)); сочинять четверостишия по заданным рифмам; работать со справочниками, книгами, сборниками, в интернете.
-
Урок литературы в 8-м классе по программе А.Г. Кутузова "Моя Мадонна. Сонеты Франческо Петрарки" 2009
"...Моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец...". Чарующая музыка этих строк пленила меня еще в юности. Но и тогда я почувствовала в пушкинском сонете какую-то недосказанность. Я хотела увидеть, представляла и не могла представить Мадонну. Я искала чистейший образец прелести в картинах мастеров Возрождения, в стихах, в музыке, в названиях, в строгих образах православных храмов...
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями" 2009
На уроке дети познакомятся с творчеством И.А. Крылова. Узнают о его биографии, рассмотрят инсценировки некоторых басен и поговорят о их морали.
-
Урок литературы "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтманова "Ранние журавли". Анализ эпизода 2009
Методическая разработка будет полезна учителям литературы, работающим по программе для национальных школ России. Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения идейного содержания повести. Анализируя эпизод, учащиеся приходят к пониманию того, что в художественном произведении нет ничего случайного, всё взаимосвязано и подчинено главной задаче: глубже раскрыть идейное содержание повести, показать душевные качества героев.
-
Внеклассное мероприятие "Славим тебя, Старый Оскол", посвященное 415-й годовщине г. Старый Оскол 2009
Данное мероприятие является итогом многодневной, кропотливой работы учителей русского языка и литературы и информатики. Обучающиеся под руководством учителей посетили музей в Обуховке и краеведческий музей, с целью сбора информации о знаменитых земляках В.Я. Ерошенко, Н.Ф. Ватутине.
-
Урок литературы в 8-м классе. Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Обида", "Мастер" с использованием стихотворений уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой 2009
Разработка урока литературы в 8-м классе. На уроке проводится параллель между творчеством В.М. Шукшина и творчеством уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой. Целью урока является воспитание нравственности, духовности, умения видеть и ценить прекрасное.