Урок русского языка. Знаменитые люди России: к 200-летию В.И. Даля

Разделы: Литература


Цели урока:

  • продолжать обучение комплексному анализу текста, тренировать в разных видах разбора
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать гордость нашим соотечественником Владимиром Ивановичем Далем, патриотические чувства.

Организация урока.

У каждого на столе текст о В.И. Дале; ребята работают парами.

Оформление доски. Знаменитые люди России: В.И. Даль. «Гордитесь, что вы русские».

Стенды с портретом В.И. Даля.

  • «Человек собирал слова».
  • «Живое слово дороже мёртвой буквы»
  • Стенд с сюжетными рисунками по пословицам из «Толкового словаря» Дал
  • Четырёхтомный словарь Даля.
  • Проигрыватель с пластинкой «Русские народные песни».

Подготовительная работа: дети должны ознакомиться с биографией В.И. Даля, его деятельностью, поработать с четырёхтомным словарём, выписать понравившиеся пословицы, нарисовать иллюстрации к ним.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Сегодня мы будем работать над комплексным анализом текста о В.И. Дале. Краткий рассказ учителя об авторе «Толкового словаря живого великорусского языка. Обратить внимание на стенды. Урок проведём в форме игры. Вы готовились, от каждой пары вывешены рисунки по пословицам из словаря Даля. По очереди будут выходить ребята, читать пословицы на рисунках, а на обратной стороне будет номер задания, вас ожидают и сюрпризы.

2. Выразительное чтение вслух  текста о Дале (текст дан каждой паре)

Отец мой, Иоган Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнееврейский и древнегреческий языки.
Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, он был приглашён в Россию и стал лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе.
Моя  мать – Мария  Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери, была женщиной образованной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы руссие!»
Учиться меня отдали в морской кадетский корпус. Здесь у меня впервые появился интерес к языку – и я составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырёх слов.
3 марта 1819 года мы были выпущены в мичмана, и я был  отправлен служить в Николаев. Морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.
В 1825 году вышел в отставку и поступил в императорский Дерптский университет на медицинский факультет.
Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.
Многое мне пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды я стал сочинять сказки. Страшновато было их отдавать на суд читателей. Но я всё-таки решился напечатать несколько. Только вот фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – Казак Луганский /по месту рождения/.
Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».
Осенью 1832 года я собрался с духом, взял книгу своих  «русских сказок» и отправился к Александру Сергеевичу Пушкину. С лёгкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась в течение 53 лет.
Мне так и не придётся стать академиком. Но до последних дней я буду записывать новые слова и их значения. И перед самой смертью, уж не в силах встать с постели, позову дочь и попрошу:
– Запиши словечко.
В. И. Даль.

3. Блиц-турнир. Устные ответы на вопросы учителя.

  • О чём вас заставил задуматься рассказ о себе Даля?
  • К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте своё мнение. (Разговорный стиль).
  • В каких словах заключается основная мысль текста? (Последний абзац,  «Гордитесь, что вы русские»).
  • Докажите, что это текст.

4. Разминка. Каждая пара учащихся приготовила  два вопроса по биографии и творческой деятельности В.И. Даля.

5. Синтаксическая зарядка

Выписать два сложных предложения, составить схему, разобрать синтаксически.

Найдите два односоставных предложения.

  • 3 марта 1819 года мы были выпущены в мичмана, и я был отправлен служить в Николаев (повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое; первое предложение - двусоставное, распростр., сказуемое составное именное; второе предлож. – двусост., распростр., сказ. – составное именное).
  • Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток» (повеств., невосклицат., сложное, союзное, сложноподчинённое с придаточным определительным, оба предлож. двусоставные, распространённые)
  • Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус (односост., неопределённо-личное).
  • Многое мне пришлось услышать за время войны (односост., безличное).

5. Музыкальная пауза. Слушание русской народной песни («Старые песни о главном»).

6. Лексическая минутка.

– Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?
– Найдите фразеологические обороты, подберите к ним синонимы.

  • «Увидела свет» – вышла в издательстве, была напечатана.
  • «Отдать на суд читателей» – напечатать, издать, дать свою книгу для чтения.
  • «Собрался с духом» – решился.
  • «С лёгкой руки Александра Сергеевича» – по его предложению, с его подсказки.

7. Я исследователь (работа со словарём  В.И. Даля).

Найдите толкования слов лекарь, мичман, семья, выпишите с этими словами пословицы.

  • «Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе» – «Толковый словарь живого великорусского языка» (В. Даль, М, «Терра», 1995, т.4, стр., 173). Пословицы. Семьёй и горох молотить. Семейное согласие всего дороже. В семье и каша гуще.
  • «Мичман – первый офицерский чин на флоте, армии поручик, за ним следует лейтенант» (там же, том второй, стр. 330).
  • «Лекарь – врач, медик, первая учёная степень, получаемая студентами врачебного искусства» (там же, том 2, стр. 246)

Пословицы: «Не дал Бог здоровья, не даст и лекарь»; «Сон дороже лекаря» (там же, стр. 246).

8. Приз (сладости).

9. Орфографическая пятиминутка. Составьте диктанты из слов с разными видами орфограмм, сгруппируйте по видам, обозначьте орфограммы.

10. Шутке – минутка. Ребусы.

  • Найдите слово, если известны составные части:
    • приставка, как в слове закричать,
    • суффикс, как в слове разыгрывать,
    • корень, как в слове писать

(Записывать)

  • Найдите слово, если:
    • приставка, как в слове наехать,
    • суффикс, как в слове любящую,
    • корень, как в слове стоять,

(Настоящую)

11. Творческое задание

Сочинение-миниатюра по пословице Даля: «Семейное согласие всего дороже» (В.И. Даль).

Моя семья небольшая: мама, папа, но он живёт не с нами, ещё бабушка. Моя мама работает в школе, ведёт уроки истории. Это очень интересно, и ещё мама на уроке скажет что-либо смешное, всем становится весело. Её класс очень маму любит, и даже называют второй мамой, я иногда ревную её к ребятам.
По воскресеньям и по субботам убираемся дома. Когда мы приходим из школы, кто-нибудь идёт гулять с собакой. Когда я сделаю все свои дела, иду гулять или навещаю папу и бабушку. С бабушкой мы обычно во что-нибудь играем, или она меня попросит повесить занавески, или когда делать нечего, я что-нибудь начинаю придумывать.
Летом мы косим для бабушкиной коровы сено, полем картошку. А ещё летом мой день рождения, и тогда все собираются у нас, дарят мне подарки, я вижу, что меня все любят. Я тоже очень люблю свою семью.

Волкова Дарья.

Сочинение-миниатюра. Дом моего раннего детства

Невольно вспоминается тот день в моём доме, когда мы всей семьёй сидели за столом. комната была освещена яркой лампой, которая создавала теплоту дому. В печи потрескивали дрова, с улицы пахло свежей травой. Стол стоял у окна, на улице было холодно, и я частенько смотрел в окно и вздрагивал. Я разлил всем чай и сел. Я был очень привязан к матери и не отходил от неё. Я ласково гладил её руку, а она смотрела на меня и улыбалась, я прижался к её руке щекой и тихонько всхлипнул. Мне не хотелось расставаться с ней.

Шерстнёв Илья.

Сочинение «Семьёй и горох молотить»

  Моя семья очень хорошая, мы дружны. У каждого из нас есть любимые занятия. Я люблю танцевать и слушать музыку. Сестра Ксеня любит работать, всегда в делах. Сестра Олеся любит танцевать и смотреть телевизор. Мама много читает и любит отгадывать кроссворды. Отец любит что-нибудь чинить в гараже и занимается рыбной ловлей. Иногда мы с Олесей вспоминаем нашу бывшую деревню Стружню. Как мы ходили зимой на огород и рыли там туннели, нам было весело: пускали мыльные пузыри с крыши дома, бегали под дождём.
Моя сестра Ксеня, старшая из нас, учит нас с сестрой, и всё, что она говорит нам, очень помогает в жизни. Мои сёстры помогают мне со всеми делами, я им отвечаю взаимностью.
У нас с родителями бывают разногласия: им нравятся старые песни, а мы любим новые,  в конце концов, и мы, и родители смотрим не концерты, а какие-нибудь фильмы.
На каникулах мы ездим в семейный поход и отдыхаем там. Мы разводим костёр и жарим шашлыки, потом бегаем по лесу и собираем шишки для самовара. Но наступает вечер, и приходится ехать домой.
В новогодний вечер мы сидим всей семьёй и вспоминаем прошедшие дни все горести и печали, все радости и восторги. Потом провожаем старый год и встречаем новый, и весь вечер проходит у нас отлично.
Вот какими я хочу видеть все семьи нашей Земли!

Шерстнёв Илья

12. Подведение итогов урока. Задание на дом